90-е... Первый выезд за рубеж!

Евгений Заикин
Самое начало 90-х было таким насыщенным, что мне даже казалось – всего один год пока работаем, выбравшись из коммунистического «рабства», как нам доносили товарищи «демократы», а было впечатление, что мы так несемся, спотыкаясь и радуясь уже целую вечность! При этом перевертыши коммунистического строя, обозвали всех нас «новыми русскими», создавая этакий отрицательный бренд 90-х. А мы не унывали, а лишь перли вперед, понимая лишь одно, что это пришло именно наше время и надо успевать, пока не опоздал. Дни и недели неслись в бешеном темпе, сменяя одни события на другие. Появились на горизонте уже и рэкетиры, объявив тем самым «новым русским» войну, причем порой не на жизнь, а на смерть. Перейдя из ранее открытого строительного кооператива во вновь открытый коммерческий центр – мы стали заниматься посредническими услугами. Более всего это были поставки оргтехники и компьютеров. Команда у нас была большая, все до одного спортсмены, духовно и физически сплоченные по занятиям в спортзалах и на стадионах, начиная с советского времени.

За все время, на протяжении десяти и более лет, наша фирма не испытала ни одного бандитского или беспредельного «наезда» со стороны. А мы и сами, ни в какие «разборки» никогда не вмешивались, хотя предложения поступали, чтоб кого-то и где-то поддержать. Выбрали для себя нейтральную позицию и просто работали, завоевывая свое место под солнцем. Но работа работой, нужно было и отдыхать, тем более, что в эти годы открылась замечательная возможность легкого выезда за границу. Ну, вот я и решил устроить первое путешествие за рубеж, и на выборе у меня были либо Италия, либо Греция. Остановился на последнем варианте. И в самом начале лета 1991 года мы впервые всей семьей стали собираться за границу в Грецию, куда я мечтал попасть с самого детства. Это подействовала на меня моя бабушка своими рассказами об Элладе и фотографиями из энциклопедии, любящая античность и красоту архитектуры того времени. Но до нашей поездки в Грецию предшествовали интереснейшие события…

До нашей семейной поездки оставалось чуть более месяца. Нужны были деньги, наличные, чтобы купить «зелени». Деньги на счету в коммерческом центре были, причем много и я стал думать, как провернуть мне операцию по изъятию некой нужной для меня суммы? Особо еще не разбираясь в те годы в экономике и финансах, мы день ото дня придумывали, как нам рублики либо куда-то перегнать, либо обналичить? Ну, а теперь мне нужно было «выкрутить» как-то деньги, чтобы их поменять на доллары США? Впервые! Сидя у себя в «конторе», как я любил называть наше рабочее помещение, которое мы сами отремонтировали – ранее оно было брошенным, но имело адрес, что немаловажно. Так вот – я вдруг подумал: «Что, если мне написать договор с моим давним другом на закупку конфет, шоколада и кондитерских изделий и всяких спиртосодержащих радостей всем нам под праздник?» А впереди у нас как раз было празднование 9 мая. Так, что все по теме. Если кто-то еще помнит, то в эти годы обменять рубли на валюту была целая проблема. Меняли вот так просто в банке не более 200 долларов США.

Меня это поставило в полный ступор! Что делать и как прикупить то гринов? Помог мне один знакомый, бывший комсомольский вожак, который неоднократно ездил за границу еще во времена СССР. Услышав от меня про трудности покупки «капусты», он мне сказал: «А тебе, сколько валюты то надо?» Я ответил: «Ну, тысячи три с собой, так как еду всей семьей. Со мной жена, сын и дочь! Заграничные паспорта уже есть и вкладыши на детей сделаны тоже!» Немного подумав, он мне сказал: «Давай, мы завтра с тобой с утра сходим к банкиру, он мой хороший знакомый и мы сделаем тебе справку от банка, что ты закупаешь валюту для покупки товара за рубежом. Думаю, что это прокатит, мы так в свое время делали!» Всех этих приемов я тогда не знал, и в меня вселило некую надежду, что все должно получиться. На самом деле – это была простая, рядовая тема с выездом из страны за границу. Справку мне сделали без проблем. И мы радостные стали ждать число выезда «за кордон», потому как ехали то впервые, и волнение было. В голове роились мысли, что там и как все происходит, а вдруг нас там завербуют? Короче всякая хрень советского пошиба!

И небольшое отступление. Покупку конфет мы провели успешно, деньги мне мой товарищ выдал наличными, причем в те годы никто и никаких налогов не платил. Правда, по прошествии некоторого времени у меня отчет в горфинотделе долго отказывались принимать. Одна из сотрудниц мне едко так говорила: «Вы, что нас совсем за полных дур держите? У вас вон, если посчитать, то на ваши праздники, судя по количеству работников – выходит, каждому надо было съесть по 500 килограмм! Вы в своем уме?» На что я ответил: «Да, мы их все съели! Вот видите, у нас и комиссия все подписала и директор магазина подтвердил!» Короче, полный цирк! Но через какое-то время все одно этот акт был подписан, им тоже нужно было отчетность свою закрывать. В итоге мы успешно потом поменяли рубли на доллары, и пришел час Х, всей семьей мы доехали до аэропорта в Челябинске и полетели в Москву.

Из Шереметьево мы улетали на другой день, а пока решили сделать экскурсию по столице, тем более, что дети у меня впервые попали в Москву. Мне хотелось и жене, и детям показать как можно больше достопримечательностей. Загрузил их тогда «по полной»!. За один день протащил их по всему центру города, потом в Третьяковку и в Оружейную палату. Когда вернулись в центр, и я решил им показать Красную площадь – они отреагировали, примерно, так. Дочь и сын присели на бордюр напротив Кремля, а я им говорю: «Вот дети – это и есть Красная площадь!» Словно, это было нечто такое «святое и высокое». В ответ от них я услышал равнодушное: «Ну и что?» А жена сказала язвительно: «Хорошо, что еще не потащил нас в мавзолей к дедушке Ленину – посмотреть на трупик! А так… все было прекрасно, вон детей ухайдакал как! Они и стоять уже не могут, и это ты называешь началом нашего отдыха?» Короче в этот день «позитива» я хватанул крепко, чуть было не подавился! Одно радовало, что уже завтра мы будем в Греции, хотя даже и не понимал, как оно там?!


Фото размещено из семейного архива автора.