Эриксоновский гипноз. Время разгадок

Елена Гвозденко
Именно тогда совершенно случайно мне в руки попалась книжечка об эриксоновском гипнозе. Провидение, не иначе. Такие книги были редкость, а об Интернете даже не слышали. На книжицу я наткнулась, перебирая библиотеку подруги.

— Купила как-то, — отмахнулась она. Подруга скупала практически все новинки, появляющиеся в то время.

Разумеется, я взяла почитать. Сказать, что книга ошеломила - не сказать ничего. В ней я нашла ответы на мучившие «челночников» вопросы, стало понятно, какие практики используют новые мошенники. Осталось разобраться с тем, как им это удается. Как получается несколькими фразами ввести потенциальную жертву в состояние транса, подчинить своей воле, заставить выполнять указания без явного нажима?

С понятием транса я была знакома, помогло увлечение йогой. Но одно дело — транс во время медитаций, другое — после нескольких «невинных фраз». Именно тогда я впервые задумалась о том, что значимы не только слова, но и речь, мимика, взгляды, движения, задумалась о том, что такое способы воздействия в невербальной коммуникации. Сначала наблюдая, затем отвечая на свои вопросы в найденной литературе, я постепенно приходила к пониманию, как это работает.

Книгу Аллана Пиза «Язык телодвижений» прочла в самиздатовском варианте, с заметными сокращениями. Это стало еще одним шоком. В компании приятелей мы пробовали практиковать способы эриксоновского гипноза.

И тут судьба приготовила сюрприз: я столкнулась с одним таким мошенником! В тот раз я отправилась в Москву с родственником, человеком «неискушенным». Перед поездкой даже провела короткий инструктаж, запретив поднимать что-либо якобы потерянное, живописуя и пугая страшными примерами. Призвала не верить различным подаркам и, по возможности, не вступать в диалоги. Я даже попыталась что-то рассказать о таинственных гипнотизерах, наводнивших Москву, но поскольку сама с ними не сталкивалась, а представления мои были теоретическими, то ничего толкового объяснить не смогла.

Мы вышли из метро, я «расчехляла» тележку, которой пользоваться в подземке запрещалось, и не сразу заметила, что мой спутник, отойдя на несколько шагов, беседует с кем-то. Когда я подошла, родственник разглядывал какой-то листок в своих руках. Я окликнула, он поднял на меня затуманенный взгляд. С тележкой я провозилась минут пять, что-то заело, и за это время его успели ввести в транс! Гипнотизер не ожидал моего появления, но, вероятно, решил попробовать «обаять» сразу двоих. Тем более, первая жертва практически готова. Какой подарок для меня, лучшей практики для личного опыта я и представить не могла!

Первое, на что обратила внимание — это довольно низкий голос. Он слегка протягивал гласные, но говорил в нормальном темпе. Смотрел куда-то сквозь меня, будто видел что-то интересное, и моя голова, оказавшаяся на линии взгляда, абсолютно не мешала. Я уже знала, на что обратить внимание. Гипнотизер начал подстройку. Он повторял мою позу, пытался скопировать дыхание. Я решила немного схулиганить, меняя положение рук, ног, закрываясь тележкой. Видно, гипнотизера это немного смутило, он изменил тактику, активно переходя к речевому трансу.

Проводя презентацию какого-то товара, он помахивал листком-календариком у моих глаз. Я слышала то, что ожидала услышать: «перспектива, яркий, звучать, мягкий, уютный». Весь набор предикатов. И удивительное дело, я, ожидавшая, готовая противостоять, почувствовала, что вхожу в транс! Сделав какое-то резкое движение, вырвала листок из рук спутника, бросила в гипнотизера и силой повела полусонного родственника. В спины нам неслась весьма витиеватая брань.

Чуть не поплатившись за излишнюю самоуверенность, я все же была довольна — деньги остались при нас. Но главное, я нашла подтверждение гипотезе, что «мистические» мошенники пользуются методами эриксоновского гипноза. А это значит, что им можно противостоять, хотя бы на первых минутах воздействия. Для меня общение прошло без последствий, а вот мой спутник жаловался на легкую головную боль.

Продолжение следует…