Байрон и Мордюкова

Светлана Шакула
   Нонна Мордюкова в прошлой жизни была композитором Чайковским, а ещё раньше – поэтом Байроном. В одном из своих последних интервью актриса сказала: «…влюбилась в одного идиота только за то, что он читал мне Байрона в оригинале». Нонна Викторовна была очень чутким человеком, поэтому на подсознательном уровне почувствовала, что Байрон – родная ей душа. Байрон также нравился и Лермонтову, и на некоторые его поэзии он написал вольный перевод, а этот стих – не только сравнение двух поэтов, но и пророческое сравнение двух актёров – Дворжецкого и Мордюковой:

      Нет, я не Байрон, я другой,
      Ещё неведомый избранник,
      Как он, гонимый миром странник,
      Но только с русскою душой.

      Я раньше начал, кончу ране,
      Мой ум немного совершит;
      В душе моей, как в океане,
      Надежд разбитых груз лежит.

      Кто может, океан угрюмый,
      Твои изведать тайны? Кто
      Толпе мои расскажет думы?
      Я – или Бог – или никто!

   ______________

   Владислав Дворжецкий говорил о своей любимой актрисе:

   – В картине А. Салтыкова «Возврата нет» моим партнёром была замечательная актриса Нонна Мордюкова. Общение с ней на съёмочной площадке – это своеобразная школа для актёра. Постоянно находишься в напряжении, в ожидании чего-то неожиданного, необычного, так как актриса работает с неуёмной фантазией, и никогда не знаешь, как она будет играть в сцене в следующий момент. И в то же время Нонна Викторовна всегда предельно внимательна к партнёру, чувствует малейшие изменения в состоянии своего товарища на съёмочной площадке. Глаз и сердце у неё верные.

   Во время съёмок фильма «Возврата нет» Нонна и Влад полюбили друг друга, и в этом нет ничего удивительного! – ведь эти два Гения восхищались искусством друг друга и в прошлых воплощениях, да и не влюбиться в Мордюкову было просто невозможно! – ведь недаром актёр Гафт сравнивал её с «вечносексуальной пыльцой»:

      Я, глядя на тебя, молюсь.
      От восхищенья вою, плачу.
      И до, и после передачи
      И удивляюсь, и «дывлюсь».

      Ты – красота, спасающая мир,
      Ты – простота – венец тайносплетений,
      Ты – Бога дочь, ты – жизни эликсир,
      Ты – в валенках обыкновенный гений.

      Ты – вечносексуальная пыльца,
      Ты – саженец – наследница природы.
      И нет иконописнее лица, –
      В нём соль земли и нежность небосвода.

      Да, я люблю тебя давным-давно.
      Прости, что я «на ты», но так уж получилось.
      Спасибо, Божья милость, за кино,
      И за тебя спасибо, Божья милость.

   ______________

   О съёмках фильма «Возврата нет» ОЧЕНЬ интересно рассказал журналист Кравцов в 1973 году –   http://www.proza.ru/2018/08/05/961