Эдди Рознер и оркестр

Анатолий Емельяшин
                Эдди Рознер и оркестр. Воспоминания времён работы на заводе РТИ.

                Фото из интернета.

          Предложили билеты на концерт в филармонию. Концерт именовался «Эдди Рознер и оркестр». Жаждущих музыки в цехе не оказалось и мне досталось пару билетов.
          Я тоже не являюсь любителем классической музыки, но об этом исполнителе что-то слышал. В газетах про этого музыканта писали мало и скупо. А по слухам он был знаменит ещё до бегства из Берлина в СССР. После войны осуждён за шпионаж и переход границы. От расстрела, якобы, спасся чудом, а на Колыме организовал джаз-оркестр и разъезжал с ним по магаданским лагерям.

          Непонятно: шпион, расстрел, колымские лагеря... и вдруг – оркестр и свободное перемещение. Кто-то что-то путает, или недоговаривает. Единственно чему можно поверить, это освобождению во времена Хрущёва, – тогда многих освобождали, и праведников и преступников. Что же, посмотрим что это за «узник сталинских застенков».
 
          И вот мы сидим на третьем ряду в центре, – лучших мест не придумать. Отсюда можно рассмотреть не только лица музыкантов, но даже видеть эмоции на их лицах.
          Трубач с оркестром заняли второе отделение концерта, в первом выступали в сопровождении оркестра певицы, скрипачи, флейтисты и даже саксофон, названный, не помню уже кем из классиков «пародией на музыкальный инструмент».

          И вот второе отделение. Оркестр вроде бы тот же, а может и сменился – пойди их различи. Впереди в белом костюме сам маэстро. Моложавый, сдержано улыбающийся, ищущий взглядом кого-то в зале.
          В программке прочитал, что он играет на трубе, а в руках у него какая-то дудочка побольше пастушьего рожка, но поменьше пионерского горна. В моём понятии труба – это что-то большое... Ну вроде как бас в духовом оркестре. А тут – трубочка, которая чуть не прячется в его руках. Но Бог с ней, пусть кто и считает её трубой.

          Трубач подносит инструмент к губам... и начинается волшебство. Звуки этого «рожка» проникают так далеко, что я даже забываю, где нахожусь, плыву вместе с ними. Бескрайность равнин, леса и реки или неприступные горы, штормовые моря и океаны – всё возникает в чарующих мелодиях. Они несут тебя над всем миром через океаны и континенты.
          Вот и что-то удивительно знакомое. Что это? Ой, да это же «Караван»!
          И меня уносит в другие места и события. Нет, не в пески пустыни, плывущей под крылом при перелёте в Чарджоу, когда мелодия звучала по АРК на волне приводной радиостанции. Всплывает другое. Видится пыльная ночная дорога и мы с другом, орущие  песню Айвазяна в темпе строевого марша, возвращаясь после выходного на свой полевой аэродром. Далеко же унесли меня звуки этой «трубочки».
          А сейчас, в этом зале звучит в душе и появляется из небытия давно забытое:
          «Шагай вперёд, мой караван,//Огни мерцают сквозь туман.//
          Шагай без отдыха, без сна //Туда где ждёт тебя весна.//
          Родной мой край, о ласкай мои глаза,//Пускай течёт по ресницам слеза.//
          Эй караван, шагай звеня,//Мой Айастан там ждёт меня!»

          Вернули меня в реальность только овации по окончанию программы. Но я не хлопал неистово, не кричал вместе с залом. Я находился ещё внутри мелодий Великого Маэстро.