Анна Ивановна, шутовское правление?

Игорь Тычинин
10-летнее царствование Анна представляется обычно темным пятном в истории России. Мужеподобная, рослая, тучная императрица, жадная до удовольствий самого низкого свойства, разве она могла сделать что-нибудь полезное для России? Это вопрос. Нет, не для историков, они все едины в данном вопросе. Не могла и не сделала. Но, если она была такой, как ее представляют,  то как она могла усидеть на троне целых 10 лет, ведь это было знаменитое время гвардейских дворцовых переворотов. Значит, гвардия была за нее. И это, несмотря на то, что Бирон непрерывно носился с идеей реорганизовать гвардию. Он считал, что рядовыми гвардейцами не могут быть родовитые люди. Их надо послать в армейские полки командирами, чтобы они не безобразничали в столицах.
Но Анна не шла на это, хотя считается, что не она, а Бирон руководил страной. Вообще то, у нее был не один, а два фаворита. Некий Левенвольде имел не меньшее влияние, чем Бирон. А друг другу они были заклятые враги. И уже это говорит о том, что Анна не была такой уж дурой.
Анна сделала свой Двор наиболее роскошным в Европе, страну, наиболее выгодной для приглашения иностранцев. При ней Россия достигла таких международных успехов и военных побед, которых не было и при ее великом дяде. Но об этом в следующей публикации. А здесь коротко об ее «шутовском» правлении.
Все, кто пишет о ее времени, сосредотачиваются в основном на «плохом» Бироне и на шутах, которые окружали Анну. И, конечно, на Ледяном доме на Неве. Последнее у всех единственное, что они знают об Анне Ивановне.
Но давайте так. Что Анна придумала шутовские представления? Что только ей они нравились? Нет, конечно. Вообще, думается, что она во всем стремилась походить на дядю. В этой связи Бог наградил ее ростом, соизмеримым с ростом Петра, она старалась во многом действовать в соответствии с его привычками. С его всешутейным Собором, шутовскими свадьбами, любимыми шутами. Двор, как бы возвращался во времена Петра Великого, во времена ее детства и юности.
Одновременно она понимала, что надо вести и соответствующую международную политику и вести непрерывные войны, как делал дядя.
Теперь о шутах. Обычно они выбирались из представителей самых необычных народов обширнейшей России. Анна, вообще, и, пожалуй, впервые, уделяла огромное внимание представителям многочисленных народов окраин России. На многочисленные праздники, которые она непрерывно устраивала, приглашались, точнее привозились люди со всех концов страны, одетые в национальные одежды. Они танцевали и веселились при Дворе. Своеобразное сплачивание страны, разве нет?
Ну и о Ледяном Доме. Тут дело было посущественнее. Дело в том, что Анна сделала шутами и трех представителей родовитых боярских фамилий. Они лаяли, прыгали, дрались между собой на потеху Анне. Вот Вам за придуманные кондиции. И главное, боярство, это ничто, так шуты. Стране нужны головы, работники, воины из всех сословий. Похоже, в этом была ее идея. Одним из таких шутов стал князь Михаил Голицын. Его и решила женить императрица в Ледяном доме на калмыцкой шутихе,  её приближённой. Добавлю только то, что, видимо, императрица перешла некую внутреннюю границу. Сделала что-то, что не соответствовало её внутреннему миру. Она стала болеть и в том же году (постройки Ледяного дома) скончалась.