Красавица

Ремих Елена
 Когда мне случается каким-то образом со прикоснуться с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина, часто на ум приходит история, косвенно связанная с его именем. Собственно,это даже не история, а небольшой во временном отрезке эпизод, оставивший, однако, неизгладимый след в моей памяти и чувствах.

 Случилось это очень давно, во времена давно ушедшей, как её сейчас называют, "советской действительности", то есть в середине 70-х. Я тогда училась в восьмом классе и уже понимала, что своё будущее образование свяжу с изучением гуманитарных предметов, так как  их очень любила, и давались они мне удивительно легко.

 Так вот, однажды, по-моему, в третьей четверти, на одном из уроков литературы, наша учительница представила нам молодого педагога, а попросту практикантку, студентку 4курса местного университета.
Молодая девушка(назовём её Людмилой Николаевной)произвела с первого взгляда довольно сильное впечатление на наш класс. Невысокая, стройная, с ярким румянцем на щеках, со стороны она смотрелась, как прелестная куколка, до чего уж хороша она была!

 Настоящей красавицей в полном смысле этого слова её назвать было нельзя. Черты лица её не были правильными и утонченными, но...в облике девушки было столько прелести и очарования, а в глазах светилось столько юношеского задора, что мы буквально с первого урока были ею " околдованы".

 Надо сказать, что и тема занятий:"Творчество А.С.Пушкина"помогла раскрыться нашей красавице с самой лучшей стороны и, казалось, что она, как будто специально подобрана под неё.
Все стихи великого поэта девушка читала наизусть, да так выразительно и проникновенно, что мы даже не могли понять, в кого были больше влюблены:в пушкинский гений или в нашего молодого педагога.

 На учительском столе вместе с журналом, учебником и прочими педагогическими атрибутами лежала общая тетрадь, видимо, написанные планы уроков, но наша талантливая студентка ни разу не заглянула в "шпаргалку", настолько тщательной была её подготовка.

 Лишь в самом начале урока она обращала наше внимание на доску, где красивым и аккуратным почерком была написана тема урока, эпиграф к нему и все прочие пункты, необходимые для предстоящего занятия. Однажды, когда в её исполнении мы услышали знаменитые слова о " гении чистой красоты", я могла бы на что угодно поспорить:многим из нас показалось, что этот гений сейчас стоит перед нами.

 Своей красавицей наш класс очень гордился и, когда между учащимися речь заходила о том, как ведутся уроки её коллегами-практикантами, наши девчонки всегда поднимали большой палец вверх и дополняли этот жест словами в превосходной форме.

 Всем известно, что, как не желай, время растянуть невозможно, и вот пришла пора и нам попрощаться с "гением чистой красоты", то есть с нашим временным педагогом. Кто-то из наших узнал, что за практику Людмиле поставили пять баллов, чему мы были несказанно рады.

 Как сейчас помню, что в последний день её пребывания в школе, когда она заканчивала свой итоговый урок, мы после этого долго ещё стояли с девчонками возле нашего кабинета и разговаривали с ней на " взрослые" темы.

 Так бы и запомнилась бы она мне, возможно, и надолго такой счастливой красавицей, какой она была в то время у нас на практике, если бы у этой истории не случилось продолжения...

 Прошло несколько лет и я, не добрав всего одного заветного балла в институт культуры, оказалась в рядах библиотечных работников городской библиотеки.
Не решившись на риск в следующем году, я, вполне обдуманно, решила поступать в этот же институт, только на заочное отделение.

 Наша директриса, признав про мои способности в плане грамотной и эмоциональной речи (я всегда выступала без шпаргалок, по памяти) решила, что лучшего кандидата от абонемента в плане просветительской деятельности не найти. Библиотекари отдела с высшим образованием лишь хихикали по этому поводу, понимали, что лучше сидеть в рабочее время в библиотечных стенах, чем ездить по всему городу и волноваться во время мероприятий.

 Так, в одно холодное осеннее утро, я оказалась по заданию директора, на самой городской окраине, в районе частного сектора, а точнее, в одной маленькой школе. В такую раньше было ещё темно, свет в учительской был тусклым, а сама она представляла собой довольно тесное помещение, где столы стояли почти впритык друг к другу.

 Я представилась находящимся в учительской педагогам, и кто-то из них кивнул мне на свободное место в углу. Мне сказали, что завуч, с которой мне нужно было переговорить, сейчас на уроке, так что придётся немного подождать.

 Так как я не могла занять себя ничем полезным, мне поневоле пришлось от скуки созерцать унылую обстановку учительской, да мимолетом посматривать в расположенное рядом окно.Минут через 30 в коридоре послышался звонок, и учительскую стали заполнять закончившие уроки учителя.

 Я, невольно очнувшись от полусонного состояния, стала с любопытством разглядывать педагогов. За стоящий через маленький проход стол присела молодая девушка и сразу же уткнулась в свои учительские  записи. Сидела она по отношению ко мне полубоком, так что я сразу же перевела взгляд на её коллег, бурно обсуждаюших  какие-то текущие дела.

 Вдруг молодая учительница резко оторвалась от тетрадей и, повернувшись к своим коллегам, громко возмутилась по поводу отношения  к какому-то двоечнику. Я, естественно, переключила своё внимание на неё.

 Вид её заставил меня задуматься о тяжёлой участи педагогов. Худенькая фигурка, одетая в тёмное скромное платье, небрежно забранные резинкой волосы, на плечах - серая старушечья шаль и валенки на ногах, полное отсутствие косметики - все это просто "кричало" о равнодушии к своей внешности.

 В свою очередь это было, видимо, вызвано таким же отсутствием тяги к своей сложной профессии и в целом к самой жизни.
"Бедняжка!" - подумалось мне тогда, и я почувствовала, как в моей душе тяжёлой волной накатило сочувствие и сострадание."А ведь она не на много старше меня,- продолжала я рассуждать про себя, - может, у неё и родителей даже нет, да и работа к тому же адская".

 Вдруг что-то заставило меня повнимательней прислушаться к спорившим с моей соседкой учителям, и я почувствовала вдруг при этом лёгкое волнение. Мне вдруг стало понятно, что голос, звучащий рядом со мной, мне знаком.
 Я вся напряглась и буквально впилась взглядом в мою соседку, которая продолжала возмущаться по поводу педагогических проблем.

"Боже правый! - чуть не вырвалось у меня вслух, - да неужели это Она!? Неужели это та Красавица, которой мы восхищались и почти не дышали, когда Она говорила? Не может этого быть!" - ещё не веря своим глазам, заволновалась я."Какие же обстоятельства так сильно могли повлиять на эту прекрасную девушку, что она изменилась до неузнаваемости"?
 
 Между тем, меня попросили пройти к завучу, и я, почему-то, несколько стесняясь быть узнанной, поднялась со своего места и пошла на выход...
Завершив свой деловой визит и выйдя на улицу, я немного успокоилась, но мне стало невыносимо грустно и тоскливо...

 В свои восемнадцать лет я увидела, как говорится, "суровую правду жизни"  и смутно стала догадываться о её причинах. Если бы мне ещё хоть немного пришлось задержаться в школе, скорее всего, я бы подошла к обожаемому мною идеалу и женской красоты и педагогики. Но, увы!Мне было невыносимо жаль! Я ещё не знала, что совсем скоро я встречу её опять...

 Прошёл год, я уже была студенткой института и продолжала работать в библиотеке. Как-то, в один из зимних вечеров, в выходной день, когда народу желающих попасть на абонемент было более, чем достаточно,я случайно окинула взглядом вновь прибывших читателей.

 Лицо одной молодой женщины, возле которой стоял мужчина, бывший на полголовы ниже своей спутницы, показалось мне чем-то знакомым. По всему было видно, что она сильно раздражена. Женщина молчала и смотрела в сторону, однако, её спутник, по виду сильно напоминающий карлика, то-то ей тихо говорил. Я невольно заинтересовалась этой парой, наверное, из-за большого внешнего контраста во внешности.

 Женщина была красива, но на её лице застыло выражение безнадёжности и полного несчастия. Выслушав речь своего невзрачного мужа, она вдруг резко отошла от него и молча пошла в зал абонемента. Карлик, на ходу поправляя свои огромные очки и потрогав лысину на голове, также молча, просеменил за женой. На его маленькой ручке блеснуло обручальное кольцо.

"Это снова Она! - пронеслось у меня в голове.- Она несчастна в браке, это же очевидно, - еле сдерживая слёзы, я уткнулась в читательский формуляр и совсем расстроилась. - Ну почему же так устроен этот мир? Такая прекрасная девушка оказалась не там, где ей следовало быть! Или это у неё такая судьба, и разве это справедливо?"
 По окончании смены я очень медленно шла домой, и мягкий пушистый снег тихо падал и падал, словно пытался замести печальное видение сегодняшнего дня...



27.02.2019г.