Выставка картин И. Е. Репина

Анна Нильсен
     Выставку произведений одного из известнейших художников второй половины    19 века Ильи Ефимовича Репина мне удалось посетить в первый день её открытия в здании Третьяковской галереи на Крымском валу. Эта выставка приурочена к 175-летию со дня рождения художника и является началом серии выставок, которые пройдут в музеях Санкт-Петербурга, Парижа и Хельсинки.
 
     Масштабность выставки поражает! На трёх этажах разместились около 170 живописных произведений и более 130 графических работ, которые предоставили музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Иркутска, Саратова, Новгорода. Есть также картины, прибывшие из Чешской Республики, Белоруссии и Финляндии. А часть произведений поступила из личных коллекций.

     Вот какое богатое художественное наследие выдающегося художника, искренне любившего Россию, созданное им на протяжении более чем пятидесяти лет, можем мы увидеть до середины августа в залах Новой Третьяковки! Кстати, для рисунков отведено меньше времени: их можно будет посмотреть только до середины июня. Это связано со специальными условиями хранения произведений на бумаге и сроками экспонирования графики.

     Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье рядового уланского полка Ефима Васильевича. Родители вовремя заметили способности мальчика и устроили его в местную школу военных топографов. Позже Илья поступил учиться в иконописную мастерскую и, став в свои неполные пятнадцать лет иконописцем, разъезжал по сёлам, выполняя заказы.
 
     Художественная среда Чугуева и одаренные учителя помогли Илье Репину в его ранних живописных исканиях, и Илья решил поступать в Петербургскую академию художеств. Выручив деньги за роспись церкви, осенью 1863 года он отправился в Петербург, где в течение года посещал рисовальную школу Общества поощрения художников.

     В следующем году его принимают в Академию, и менее чем через год, в мае 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и звание свободного художника. Потом Илья Репин становится обладателем большой золотой медали за картину «Воскрешение дочери Иаира» и ему присуждается звание художника первой степени и право на шестилетнее заграничное пенсионерство.

     Таким было начало творческого пути художника, порой нелёгкого и тернистого, но любовь к искусству всегда побеждала неприятности. А ведь были и тяжёлые раздумья, и сожжённые холсты…  Но где любовь – там можно преодолеть все трудности!
 
     Итак, заглянем в ушедшую эпоху, оставленную нам талантливым художником на своих полотнах.

     Первым в зале нас встречает сам Илья Ефимович – это автопортрет художника (1915 г).  Сразу замечаешь чуть весёлый и ироничный взгляд умных глаз, будто насквозь видящих нашу сущность. Василий Розанов шутливо, но точно выразился: «страшно впасть в руки Репина - великого «щупальщика» существа человеческого. И уж кого он «пощупал» - не спрячет души своей».

     И в каких бы жанрах не работал Репин на протяжении всей своей долгой творческой жизни, будь то бытовые сцены, портреты или исторические сюжеты, в центре его внимания постоянно был человек.  Илью Ефимовича всегда и прежде всего увлекали люди и их настроения.

     В следующих залах сразу привлекают внимание   уже ставшие хрестоматийными работы мастера: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали».

     Но есть картины, которые вижу впервые. Вот, например, полотно с сюжетом из библейской истории «Иов и его друзья». Несмотря на бедственное положение многострадального Иова, нежный и радостный свет заливает с неба всю композицию, вселяя в нас уверенность, что нет ничего невозможного для Творца.

     А вот - пустая стена, и сбоку маленькая репродукция картины «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Надпись сообщает, что полотно готовится к сложной реставрации после нанесённых вандалом повреждений.  Да, непростая судьба у картины, которая уже дважды подвергалась нападениям.

     Все картины выставки так удачно расположены, что органично дополняют друг друга, подчёркивая характер времени в его разных гранях.  Здесь можно увидеть сцены из крестьянской жизни («Проводы новобранца», «Нищая девочка –рыбачка») и таинственный мир подводного царства («Садко»), драму власти («Царевна Софья») и покой летнего дня («На дерновой скамье»).

     Крупному полотну «Торжественное заседание Государственной Думы» отведён отдельный небольшой зал. Есть также отдельные залы графики.

     На антресольном этаже расположился интересный мультимедийный проект «Исследования» - результаты работы реставраторов и искусствоведов.

      И, конечно, на выставке много портретов, которые, наверное, и преобладают в общем количестве всех полотен.  Илья Ефимович – непревзойдённый мастер этого жанра, умеющий передать сложную жизнь ума и сердца. Портреты детей, жены, литераторов и музыкантов, художников и государственных деятелей. Всего и не перечислить!  С годами формат его портретов постепенно укрупнялся, достигая размера в рост, и его персонажи не просто позируют, а являют себя миру.

     К. Чуковский писал:  «Русскую музыку Репин прославил своими портретами Глинки, Мусоргского, Бородина, Глазунова… Русскую литературу — портретами Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, Писемского, Гаршина, Стасова… Русская живопись представлена целой галереей портретов: Суриков, Шишкин, Крамской, Васнецов, Куинджи… Русскую науку прославил он портретами Сеченова, Менделеева, Павлова, Тарханова, Бехтерева».

    Перед знакомством в 1880 году со Львом Толстым, Репин вначале боялся разочарования, но оказалось, «что Толстой – цельный, гениальный человек». Репин восхищался Толстым и часто посещал его в Хамовниках, в Ясной Поляне и написал много его портретов в разной обстановке, которые можно увидеть сейчас в галерее.

     Правда, через несколько лет Репин выступал против отдельных положений Льва Толстого, которого он уважал и ценил, а порою и боготворил, но не мог согласиться с рядом тезисов писателя об искусстве, упрямо утверждая: «Красота есть!»

     Репин призывал «смотреть на мир Божий с любовью и радостью» и писал, находясь в имении Здравнёво под Витебском, где он проводил летние месяцы, «наше спасение в форме, в живой красоте природы, а мы лезем в философию, в мораль – как это надоело…»

     Долго ещё можно бы рассказывать о репинских картинах, потому что каждая имеет свою историю, порой и не одну: это история сюжета, история написания, история дальнейшей жизни картины, история рамы. Да, и рамы тоже. Обратите внимание на некоторые авторские рамы – они, как драгоценная оправа, позволяют раскрыться во всей полноте замыслу художника.

     Расскажу об одном портрете поэта Великого князя Константин Константиновича Романова, внука императора Николая I. Портрет написан в 1891 году. На нём Великий князь в мундире офицера Измайловского полка изображён почти в полный профиль. Спокойно и с достоинством расположившись в кресле, Великий князь так же спокойно смотрит в будущее.  Изящными, длинными пальцами левой руки он держит книгу. Уверена, что это томик стихов: КР и стихотворения неразделимы!

     Рассматривая портрет, обратила внимание на даты, вырезанные на раме вверху и внизу: 15.12.1883 и 23.04.1891. Ничего подобного раньше на рамах не встречала.  Ни смотрители зала, ни аудиогид, ни посетители помочь не могли. Только по дороге домой, рассматривая архив выставок, нашла ответ. На раме запечатлены годы службы Великого князя в Измайловском полку, и по углам рама стилизована горжетами – воинскими знаками отличия. Такой же рисунок горжета и на воротничке мундира! Рама дополняла информацией великолепный портрет.

     И это только один эпизод из множества интересных историй коллекции картин. Уверена, что и вы найдёте обязательно что-то интересное для себя, потому что творчество И. Е. Репина не может никого оставить равнодушным.

     Найдите время и обязательно посетите выставку: мы должны знать нашу Родину и её прошлое, а коллекция картин одного из лучших художников России Ильи Ефимовича Репина – прекрасная тому возможность!