90-е... Грузовые автомобили ГАЗ

Евгений Заикин
Грузовые автомобили ГАЗ, двигатели к ним и запасный части…

Более расширено о событиях тех лет, как дополнение к уже ранее сказанному – 90-е годы… оно, как эхо из прошлого. Немного обзорного и необычного, что происходило в те годы у нас в стране. В самом начале 90-х, а это в первый год, когда вся наша страна вступила в направление как бы бизнеса, но мало кто пока еще знал, что это такое? Но производства пока еще работали на основе плановой экономики, торговля шла в масштабах всей страны, а это, как мы помним – целых 15 республик. Трудовой народ в этот первый год не был напуган всеми «прелестями» капитализма, поэтому работали и смотрели со стороны, что же, собственно, происходит. А оно и произошло с молчаливого согласия большинства равнодушных. Вначале тихий и бархатный переворот в Кремле со смещением Горбачева и приходом к власти Ельцина. А потом и развал СССР, организаторами которого были дружбаны по данной теме – это опять тот же Ельцин, Шушкевич, Кравчук.

Ну и как мы понимаем – понеслась тема развала по всем «дружественным» республикам, начиная со стран Прибалтики, потом Грузия и Молдавия, а за ними сразу все республики Средней Азии, да и на Кавказе многие захотели того самого суверенитета, начиная с Азербайджана. А наши европейские, да заокеанские «друзья-партнеры» всячески здесь помогали, чтобы внести скорейший раскол в стране недоразвитого социализма. И это у них отлично получилось уже потому, что большая часть алчущих партократов согласилась участвовать «в распиле» несметных богатств Советского Союза, включая ресурсы, то есть природные ископаемые. Вот это и было всегда самой главной целью мирового капитала, а остальное мы уже хорошо знаем. Но это так… вступление для понимания того, что было на самом деле в стране в это время. Ну, а теперь расскажу о том, как в эти же годы проходила торговля между предприятиями.

Еще в 1989 году у нас сложились неплохие отношения в поставках выпускаемой продукции с Волжского завода, где производились в большом количестве двигатели и запасные части знаменитого на всю страну автогиганта ГАЗ. Хоть в 80-е или в 90-е просто так купить, и поставить данную продукцию завода было невозможно. Да и попасть в разнарядку или получить какую-либо квоту на отпуск продукции так же было трудно. Уже в эти годы везде были так называемые «решайлы». Вот они то и могли «решить» любые вопросы – как попасть на завод или в отдел сбыта (по реализации продукции), да хоть в тот же отдел снабжения. Это так же было большим счастьем для любого снабженца, тем более из провинции с Урала, где промышленных предприятий было в несколько раз больше, чем в западной или центральной части страны. У нас же были отлажены прекрасные отношения на предприятиях потому, что мы на несколько заводов, начиная еще с советского времени, поставляли рабочие рукавицы.

Их шили в небольшом цеху у нас в городе, а при большем масштабе, который проявился уже через полтора года, мы с моим другом нашли еще несколько подобных цехов в других городах области. Так, что эту позицию мы «закрывали» успешно более двух лет. А тут и грянули 90-е, начались какие-то новые решения по посреднической деятельности, но в этой области пока особо ничего не менялось. Заводы работали в том же ритме, что был заложен при плановой экономике СССР. Кто-то и что-то производил, другие все это поставляли в регионы страны по заявкам и сверх этих заявок. Так мы через свой телетайп узнали о потребности партии грузовых автомобилей, двигателей ГАЗ и запасных частей к ним. Скажу сразу, что телетайп в то время был, как ныне Интернет. Но очень дорогое удовольствие и купить, и содержать его. Но в нем можно было найти много нужной информации, которая была недоступна «простым смертным», не имеющим телетайпа.

Мы вначале списались по телетайпу, а потом и созвонились с предприятием в Иркутске, подавшим заявку. Сказали, что мы готовы выполнить их заявку, причем очень быстро. Доверие в то время было еще прекрасное, тем более любое предприятие смотрело, коль предлагаемая сторона имеет телетайп, значит партнер серьезный. Это был некий, я бы сказал, довольно высокий уровень доверия. Для начала работы они по телетайпу нам сбросили заявку, где обозначили количество заказа и гарантию по оплате. Вот эта приписка в то время была основой для понимания, что деньги тебе в любом случае перекинут на счет. Согласно их заявки, мы составили свою и отправили ее на Волжский завод. Там подтвердили получение и коротко ответили – пусть приезжает ваш снабженец, заключает договор и оформляет заказ на заводе по поставке продукции. После пришедшего к нам подтверждения, мы так же отписались в Иркутск. Они обрадовались такой оперативности и возможности в течение месяца получить заказанную продукцию. А далее вдруг случилось то, о чем ныне, и мечтать невозможно.

На следующий день после обеда на расчетный счет «упали» деньги, причем в полной сумме. А так как наше «огромное предприятие» в виде кооператива с «большим коллективом», нет – «огромным» в три человека, не считая бухгалтера и временно работающей женщины на телетайпе, не имело естественно снабженцев, то мы с моим другом собрались и поехали на завод. Все было сделано быстро, по срокам заказчик получил, все то, что желал. А это немало, в общем-то – только одних запасных частей для двигателей ГАЗ мы отправили сразу три вагона. Два вагона двигателей и пять новеньких ГАЗонов. Эту операцию по поставке мы повторили потом еще раз, но в меньшем количестве для Сельхозтехники того же региона. Как я понял – это нас прорекламировали те самые заказчики. Намечалась еще поставка двигателей и запасных частей для ГАЗ в Бурятию, но мы уже не успели этого сделать. Ну, а там начался общий развал заводов, фабрик и предприятий разного уровня по всей стране и подобных заказов уже не случилось. Что интересно – мы с тем начальником так и не увиделись даже, хотя провели такую масштабную сделку. Как-то созванивались с ним в тот год, и он мне сказал: «Было бы интересно встретиться, да просто поговорить. Проделали такую работу, а друг друга так и не видели!»


Фотографии размещены из открытых источников Интернета.