Мои школьные годы, часть 1

Алифтина Павловна Попова
    Решила издать сборник рассказов и стихов – «ЗВЕНИ, ЗВОНОК, ЗВЕНИ!», который будет состоять из двух частей. Первая часть называется – МОИ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Вспомним школу, учителей, весёлые случаи из школьной жизни. «МОИ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ» – вторая часть.

   В поэзии, можно сказать, я – не новичок. Начала писать свои первые стихи, когда училась в девятом классе. Однажды выбрала того мальчика, кому буду посвящать своё творчество. И стихи полились рекой, как-то быстро заполнила общую тетрадь. Одноклассницы приходили ко мне домой, чтобы послушать стихи.
Поскольку маму я стеснялась, о стихах она ничего не знала, тетрадь всегда была у меня в портфеле. Как-то одноклассницы прибежали после урока в буфет. Там я была уже первой в очереди за булочкой и чаем.
 – Алька, мальчишки твои стихи читают вслух!

Покинув очередь, помчалась в класс. Вижу такую картину. Виктор Стабровский стоит на учительском столе. В руке держит тетрадь и громко читает стихи, а вокруг него стоит толпа ребят и не только из нашего класса. Вырвала тетрадь у него из рук, положила за школьный фартук. Побежала в сторону учительской по школьному коридору. Вся толпа следом за мной. Забежала в учительскую, дверь закрыла за собой,  стою молча.
 – Аля, что тебе надо?
 – Ничего.

Дверь мальчишки то открывают, то закрывают. Николай Михайлович – физик вышел и отправил ребят по своим классам. Прозвенел звонок на урок. Я спрятала тетрадь в сапог и отправилась в класс. После уроков увязался за мной Валера Сапега. В школьные годы он пел очень хорошо, но и стихи писал. Да он школу-то уже окончил, но в институт не поступил, поэтому сам решил походить в десятый класс, чтобы повторит материал. Помню, что с собой в кармане носил книжечку – немецко-русский разговорник. На перемене читал нам вопросы и сам же на них отвечал. Нас удивляло его стремление научиться говорить на немецком языке. Нам это не надо было.
 
После уроков он шёл следом за мной до самого дома. Просил меня, чтобы ему прочла пару стихов. Мама была на работе. Дома, не сняв пальто, я прочитала стихи о моей любви. Послушал, ничего не сказал, ушёл. А тетрадь в печь бросила и сожгла, когда дрова в печи горели вечером. Мои душевные порывы погибли в огне. Вот, таким образом,  одноклассники открыли нового поэта.

После окончания школы Валеру Сапега никто из одноклассниц не видел. Нам уже шёл восьмой десяток лет. Интересно было узнать, кем он стал в жизни, ведь   Валера пел очень хорошо, а среди артистов-певцов его не было видно на экране телевизора.  Мои подруги,  начали  поиск. Долго искали и не нашли. Я вспомнила о том, что у него были брат Владимир и сестра Галина. Валеру нашла через брата в Одноклассниках. Интернет сближает людей. По сотовому телефону позвонила Валерию. Оказалось, что он меня вообще не помнит, как одноклассницу.
Это и понятно. Столько лет прошло. Тогда я ему напомнила случай из детства, который оставил след в моей памяти. В посёлке Акутиха жили мои подружки по улице Ивановская. Наш дом стоял на улице Амурская, на берегу речки Амуринка. Надо было перейти по мостику через речку, потом пройти ложок по тропинке до горы. На горке стоял магазин, в нём мама работала продавцом. Отсюда начиналась улица Ивановская.

Я училась в пятом классе, а Валера Сапега – в шестом. Ростом он был ниже меня, поэтому казался маленьким. Я была долговязая, а он выглядел таким крепышом. Подхожу я к горке как-то, у велосипеда стоит Валера, а мы и знакомы-то не были.
– Ты куда идёшь?
– К Нине Фомкиной.
– Садись на велосипед, я тебя довезу.
– Нет. Я пешком пойду, – отказалась я, судя по его малому росту, подумала, что он не сможет меня увезти на велосипеде. Мальчик оказался настойчивым. Села на раму, мои ноги чуть ли дороги не касались. А он едва доставал до педалей.  И мы поехали, главное, что не свалились с велосипеда. Довёз он меня к дому подружки, а там уже из окон выглядывали подруги: Роза Нагих, Лиля Сверкунова, Галя Кованина, Нина Фомкина – мои одноклассницы.

– Валера, ты помнишь, как подвозил меня на велосипеде к дому Фомкиной Нины? Ты учился тогда ещё в шестом классе, – спросила я Валеру по телефону.
– Нет. Я и Нину не помню.
Я назвала имена девочек, так он вспомнил только Галю Кованину, потому что её старший брат Володя Кованин иной раз заступался за Валеру, когда его обижали  ребята, что были постарше.
– Неужели ты не помнишь, как кричали девчонки нам вслед?! Когда я уже вышла от Нины, чтобы идти домой, подруги тоже вышли к воротам. А там стоял ты с велосипедом. Зачем ты так долго ждал меня? Я пошла домой, а ты мне сказал:
– Садись на велосипед! Я тебя домой отвезу.
– Не хочу. Я пешком пойду.

 Опять же настоял, чтобы я села на раму. Как только велосипед покатил по дороге, девчата залезли на перекладину ворот и начали кричать: – Жених и невеста, жених и невеста…. Мне было так стыдно, а ты  не обращая внимания на возгласы, довёз до того места, где и встретил меня. Будучи уже взрослой, я спросила у Нины Фомкиной, почему они кричали вслед «Жених и невеста…?»
 – Он же нас тоже катал на велосипеде, так вот и кричали из ревности.
Катал на велосипеде девочек мальчишка, поэтому и помнят они его. Поскольку сам Валера этого момента  не помнил и не мог вспомнить меня, то я рассказала  ещё один случай, тот, когда он провожал меня домой, чтобы я почитала свои стихи.
– А – а – а! Теперь я вспомнил тебя.

Рассказали друг другу о себе. Он окончил Новосибирский электромеханический институт, работал какое-то время в Африке. Затем окончил консерваторию. Хороший семьянин. У него уже взрослые дети: два сына и дочь. Во время «перестройки» потерял работу. Не стал отчаиваться. Открыл свой бизнес. Начинал с того, что покупал батоны хлеба, сосиски  и кетчуп, ставил столик и продавал бутерброды. «Было стыдно, а что делать? Не мог найти работу с двумя высшими образованиями», – сказал Валера.

Наш разговор по телефону длился, пока не отключили операторы. Его номер телефона я передала Гали Кованиной. После переговоров, Валера пригласил её в гости. Подруга детства, лёгкая на подъём, навестила его и поделилась со мной своими впечатлениями.

«Семья большая и дружная. Живут очень хорошо. Валера всё время отдаёт работе. Имеет свой ресторан, в котором работают около сорока человек. Он до сих пор поёт и выступает в своём ресторане. Просит найти номер телефона нашего одноклассника, Анатолия Почуфарова. Мы с ним договорились о том, что он даст благотворительный концерт в городе Александрове, там я договорюсь с администрацией. Афиши у него уже готовы». Жаль, что их идея осталась не воплощённой.

Потом начался поиск самого Анатолия Почуфарова. С ним я встретилась последний раз случайно в Новокузнецке в 1962 году. А теперь он проживал в Алтайском крае, в районном центре Залесово. Опять-таки через Интернет в Одноклассниках вышли на его сына. Он сообщил номер телефона отца.

Мы долго с ним разговаривали. «Ходил по морям, долго не женился. Есть семья, дети, внук. Работа связана с энергетикой…». Записав номер телефона Валеры Сапега, он позвонил ему. С Анатолием мы поддерживали связь по телефону, поэтому он сообщил мне после переговоров с Валерой о том, что тот просил прощения за то, что отбил у него  девушку. «Персикова Галя была на год старше меня, она нравилась мне, но у меня с ней ничего не было, поэтому не было и обиды на него».

Они часто перезванивались друг с другом. Большей частью звонил ему Валерий. Как-то Анатолий позвонил мне и сообщил: «Валера попал в больницу. Позвонил мне и сказал, что, наверное, скоро выпишут. Во время разговора, я заметил, что его речь прерывалась, паузы были длинные. Я пытался закончить разговор, чтобы не напрягать его. А он просил не отключать телефон, говорил, что сейчас придёт врач и скажет результаты анализов. И снова образовывалась пауза. Я удивлялся, зачем он удерживает меня у телефона. «Подожди, подожди, не отключайся!» – говорил Валера. И так несколько раз говорил он тихим голосом. И вдруг услышал тихое: «Прощай, Толя!» –  наступила тишина. И услышал, как кто-то сказал: «Валера умер». Я был последним человеком, с кем он разговаривал».
Валерий Сапега ушёл в Мир иной в праздничный день Светлой Пасхи, 19 апреля. Пусть Светлая память о нём согреет наши души!

На фото афиша Валерия Сапега.