***

Ирина Яманова
  Я сижу за столом. Кофе со сливками, хлеб с маслом, кусочек сыра и колбасы-это мой завтрак. Но отчего-то есть совсем не хочется,хотя на безоблачном небе уже выстреливают лучи восходящего солнца и день обещает радовать наступлением долгожданной весны. Сегодня день памяти моей  Матери. Я стою у святого образа  ,горит свеча, мои дорогие Брат и Мать смотрят в мою душу и слёзы неудержимым потоком возвращают меня в моё голодное,холодное,нищее детство,к  больной маме,несчастной сестре и единственной надежде на спасение- 12-и летнему мальчику- моему брату.
   Почему-то сегодня мне захотелось вспомнить и о человеке,благодаря которому я появилась на этом свете. Это,конечно,мой отец,но слово "папа" не звучало в нашем доме никогда,хотя в метриках наших с сестрой был отец.
  Почему-то мне сегодня,пережившей всех своих родных,захотелось собрать воедино всё то,что составляет моё представление об отце,как-то понять до сих пор не понимаемое и попытаться простить. Сегодня прощённое воскресенье! И чтобы простить,необходимо знать что простить. И так я соберу воедино
 всё и представлю своим трём сыновьям портрет их деда-это ведь очень важно для нашего родового дерева!
   Поезд  из Ленинграда направился в Среднюю Азию.Мужчина 35-и лет,сидевший у окна,на станции Саратов, увидел женщину с  мальчиком .Перед ними носильщик на телеге вёз огромную корзину. Незадолго до отправления поезда,эти двое вошли в тот самый вагон и разместились в том же купе,где находился наблюдатель. Женщина явно нуждалась в помощи и, стараясь увидеть лицо молодой женщины,он охотно помог ей управиться с приготовлениями в дальнюю дорогу. Поезд тронулся и мать с сыном,крепко прижавшись друг к другу заплакали. Поведение шестилетнего мальчика обратило на себя внимание  окружавших. Ребёнок перестал плакать и повернувшись к матери,утирая её слёзы,шептал:"Мамочка,не плачь...!"
  Поезд двигался, унося своих пассажиров всё дальше от Саратова и всё ближе к тому в никуда,куда правительство отправляло  своих граждан_ родственников врагов народа",предварительно,лишив их чести и достоинства и средств к существованию. Большая часть пассажиров,уезжавших из Саратова, были ленинградцы, так и не добившиеся свиданий со своими родными, оказавшимися там в тюрьме для политических заключённых.
   
  Картина человеческого горя,особенно ребёнок,так любящий свою мать и так по-взрослому деливший с ней горе, потрясла всех, видевших это.
  Мужчина долго не мог заснуть. Он догадывался о причинах горя многих пассажиров этого поезда. И,хотя, ни он, ни его родные не оказались"врагами"народа,трагедия, развернувшаяся "на глазах",заставила сжаться сердце до предела