20марта-память Семи священномучеников Херсонесских

Галина Николаевна Николаева
     20 марта по новому стилю (7 марта по старому) Церковь празднует память Семи священномучеников Херсонесских – Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафадора, Еферия, Капитона.

     Святые священномученики несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом.
     Многие бывали в Крыму, Севастополе и посещали древний Херсонес, остатки древних базилик, знакомились в музее со старинными изделиями и христианскими святынями. На экскурсиях по Херсонесу слышали кое-что и о святых, просвещавших этот некогда языческий город. Но мало кто знает жития этих святых, хотя в домонгольской Руси их почитание было велико.

     Еще задолго до Крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным (†62;память 13 декабря).
     Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его гонители: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98–117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, папа Римский (память 8 декабря), ученик апостола Павла. Здесь продолжал он свою проповедь, здесь он и принял мученическую кончину (101 г.).
     Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе.

     В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии.
     В царствование Диоклитиана (284–305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский Патриарх Ермон (303–313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и проповедовали там Слово Божие.
     Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины – 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий – сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины.
     Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. 
   
     Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо.
     В то время у знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь Всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил.
     С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились.
     Вскоре, по повелению императора Максимиана Галерия (305–311), гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.

     Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.
     По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (306–337; память 3 июня) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам безпрепятственно разрешалось совершать богослужения.
     Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.
     Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта по ст.стилю.

     На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует.
Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
     Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325).
     Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками, 7 марта.
     Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси.

     С IХ века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V-ХIV векам.
     Широкое почитание святых священномучеников, епископствовавших в Херсонесе, начинается именно после взятия города князем Владимиром и Крещения Руси.
     Возможно, это было одно из чудес, совершившихся по молитвам им. Но, видимо, Господь предуготовлял этот город для будущей миссии – передачи христианского наследия от Византии Руси и будущему Третьему Риму.
     Святые Климент, священномученики Херсонесские, исповедник Мартин, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, посещавшие Херсонес в ходе своей Хазарской миссии, борцы с ересями в период иконоборчества – все они освятили Херсонес для его великой миссии и имели свое значение в христианизации Руси.
И сам князь Владимир почитал их и понимал значение места, в котором он принял крещение. Херсонес духовно был связан со Святой Землей, с Римом первых веков христианства, с Константинополем. Для Владимира были важны глубокие корни херсонского христианства.
     Понимали это и в Константинополе, потому повсеместно в Византии распространяются и массово переписываются жития Семи Херсонесских священномучеников именно с конца X века. Не позднее начала XI века их жития проникают в славянском переводе на Русь.

     В древнейшем Спасском монастыре в Муроме есть храм Священномучеников Херсонесских. Посвящение этому празднику, скорее всего, уходит в глубь истории монастыря. Эта древняя обитель была связана с именем святого страстотерпца Глеба – сына святого равноапостольного князя Владимира, принявшего крещение в Херсонесе.
     В Суздале также имеется домовая церковь Святых Мучеников в Херсоне епископствовавших.
     Напоминание о святых мучениках есть и в Москве, в самом ее центре, – в Рождественском монастыре, надвратный храм посвящен священномученику Херсонесскому Евгению.
      
     В Севастополе, на территории заповедника «Херсонес Таврический» – бывшего Свято-Владимирского монастыря – с XIX века в храме в честь этих Святых возносятся молитвы об Отечестве.
     Сегодня мы можем предположить, что молитвами Святых Херсонесских 18 марта было явлено чудо - воссоединение Крыма с Россией. Дата хронологически соседствует с праздником Семи Херсонесских священномучеников.
     Потому вместе с жителями Крыма обращаемся к святым:

     СВЯТЫЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ ХЕРСОНЕССКИЕ: ЕФРЕМ, ВАСИЛИЙ, ЕВГЕНИЙ, ЕЛПИДИЙ, АГАФАДОР, ЕФЕРИЙ, КАПИТОН, МОЛИТЕ БОГА О НАС И О ВСЕЙ ЗЕМЛЕ РУССКОЙ!

     «Радуйтеся, священнии отцы, за Христа кровь свою излиявшии».

     Тропарь, глас 4
     Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли нашей седмь священномучеников показавый, и тех ученьми и кровьми Церковь Херсонскую насадивый, Человеколюбче, слава Тебе.

     Кондак, глас 2:
     Светоносный день наста, пастырей епископствовавших светло в Херсоне: ихже воспеваем праздник, пострадавших за Христовы овцы. Священномученицы, молите пастыреначальника Христа, и нас причести деснаго овец стояния, да вопием вам: радуйтеся священнии отцы, за Христа кровь свою излиявшии.

     Величание:
     Величаем вас, священномученицы Христовы, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

                Молитва священномученикам Херсонесским

     О преславнии священномученицы Василие, Ефреме, Капитоне, Евгение, Еферие, Елпидие и Агафодоре, к вам яко чада ко отцем, светом учений ваших просвещеннии и в вере Христовей наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся:
     аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом, и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже добре завещасте, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращасте тщи, но благим за злая воздавасте,
     тако и ныне грешных недостойных чад ваших молитвы не отвратисте, но яко велие имущии дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братий возникающая,
     да умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас соединением Духа и любве во Единей Святей Соборней и Апостольстей Церкве соединит.
     Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнича ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает.
     Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших. Дадите нам, молитвами вашими, о Православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и
     и тако с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков. Аминь.




Источник:
https://www.pravmir.ru/tserkov-vspominaet-
svyatyih-svyashhennomuchenikov-v-hersonese-
episkopstvovavshih/
https://pravoslavie.ru/101984.html