Безопасность пассажиров превыше всего

Станислав Климов
Хлам, крупный он или мелкий, всегда опасен для теплоходов и моторных лодок, особенно, когда он плывет в слегка притопленном состоянии, мокрый, тяжелый, набравшись влаги, видимо, корнями волочась по дну, задевая препятствия, а верхушку не видно глазу на поверхности. Он плывет медленно, поэтому позади всех, отставая, если основной поток унес давно уже весь хлам вниз и судоводитель видит, что опасность миновала, а потому можно спокойно следовать курсом в пункт назначения. Это расслабляет и приводит зачастую к авариям или транспортным происшествия. Здесь ничем не спасешься, не видно его, хлам, над водой и все тут, повезло или не повезло.

«Полесье» собиралось по расписанию в рейс на Томмот, только недавно провели небольшой ремонт корпуса, задирали на берег, смотрели посадку и крепление винта, перо руля, хвостовые крылья. Все было в порядке, что не было в порядке – подправили, закрепили. Пробежались до Петропавловска, испытав на ходу ремонтные работы, параметры выдержаны, выходит на крылья быстро, скорость набирает хорошо, двигатель обороты выдает исправно. К рейсу готовы, в кассе продали достаточное количество билетов, утром выход.

Безоблачный нежный рассвет июня начался рано, белая ночь почти не отпускала яркое жаркое солнышко за горизонт, так, чуть-чуть прикорнуть за ближним таежным лесочком. На реке тишина, ни дыма, прекратившегося на прошлой неделе после летних теплых проливных дождей, ни хлама, остатки которого проплыли здесь вчера, после подъема Тимптона, ветра нет, туману по определению рановато быть, воды на всем участке предостаточно для осуществления безаварийного рейса. Все благоволит приятной спокойной работе по благополучной доставке пассажиров в свои пункты назначения. Ровно в пять утра, строго по расписанию, собрав на борт всех желающих ехать пассажиров, ни много ни мало, тридцать человек, оставив на причале всех провожающих, которых еще больше, отдали концы от причала, и пошли малым ходом в водоизмещающем режиме на выход из затона.

- Ну что, с Богом, - проговорил капитан, усаживаясь поудобнее в штурманское кресло, - с Богом.
Развернувшись носом вверх по реке, теплоход стал набирать скорость, прибавляя обороты, и через несколько минут он вышел на надлежащий скоростной режим, «полетел» на крыльях. Пронесся берегами Петропавловск, солнышко светило слегка в правый борт, с самой  кормы, родной берег скрылся за поворотом и начался спокойный участок Алдана, широкий и глубокий. За кормой радугой-дугой поднимался разноцветный столб воды, струя, создаваемая винтом красивого небольшого белого быстроходного пассажирского судна на крыльях. Пассажиры укладывались досыпать не досыпанное, досматривать не досмотренное, дочитать недочитанное, делать то, что хочется в пределах салона, оборудованного для них же, пассажиров, пожелавших за один световой день попасть в Томмот.

- Вибрация, вроде, в норме? – одновременно и утверждая, и спрашивая, произнес капитан сидящему рядом штурману.
- Да, нормально, я был в машинке, зубы не стучат, - пошутил тот.
- Ну и славненько, посиди за штурвалом, пойду кофейку попью, что-то не выспался, - выбираясь из кресла, проговорил капитан.
- Хорошо, Степаныч, иди, отдохни, - ответил штурман и сел на его место за штурвалом…
Капитан спокойно позавтракал, сходил в машинное отделение и вернулся в рубку. Посмотрев в окно, проговорил:
- «Крокодила» приходим, красивый на рассвете, играет в солнечных лучах, - с досадой промолвил капитан, в сердцах понимая, что все красоты летнего периода он на протяжении многих-многих навигаций видит только в окно своего теплохода.
Капитан на Алдане и Лене работает уже не один десяток лет, был и буксировщиком, и толкачом, и на «бочкариках» работал, и на больших наливных судах. Исходил все северные маршруты, многое повидал на своем веку, но, даже, к пенсионному возрасту не перестал удивляться речным просторам и красивейшим берегам, их обрамляющих.
- Да, здорово природа поработала, как настоящий, - поддержал молодой штурман, - специально сам не сделаешь, а природный материал вот так, запросто.
- До Усть-Миля совсем немного осталось, а там и утренний сеанс связи не за горами.

Вода по-прежнему спокойно текла в своем направлении, тема ветра и не поднималась, было тихо и спокойно, только солнышко двигалось по ежедневной своей дуге и часто меняло свой облик, всматриваясь в окна теплохода с разных сторон, настолько извилистым было русло, а с ним и переходящий от берега к берегу судовой ход…
Удар почувствовали все – и экипаж судна, и его пассажиры, легкий, молниеносный, но судно тут же потеряло управляемость, сбавило скорость и упало на «брюхо». Двигатель же набирал обороты, получив холостой ход, свободу действий так сказать, без особых нагрузок от навещенного металла.

- Тьфу, сглазили, - тихо с досадой произнес капитан, выключив редуктор, поняв моментально, что случилось, - винт отбили хламом и, по-моему, он с вала слетел, - совсем уже севшим голосом добавил он, поворачиваясь к помощнику.
- Жаль, если так, новый, ведь, только опробовали, денег больших стоит, - с досадой поддакнул помощник и вдруг спохватился, - я побегу в машинку, вдруг вал вылетел! – и выскочил из рубки.

Капитан бросился за ним и так они вместе бегом, за пару секунд,  преодолели пассажирский салон и уставившихся в окна людей. Еще через несколько мгновений оба сидели в машинном отделении, за громыхающим двигателем, на корточках, у муфты, соединяющей гребной вал с редуктором, вал был на месте. Только спустя несколько минут, немного успокоившись, поняли, что пострадал только гребной винт, все остальное было в целости и сохранности и, даже, при громком шуме двигателя, не слыша шелеста или шума поступающей забортной воды, им стало понятно, что пробоин нет. Помощник спокойно встал и заглушил рев в машинном отделении, наступила «гробовая» тишина и к ним спустился моторист с недоуменным лицом. Он, видимо, прикимарил в каюте и ничего спросонья не поняв, спросил:
- Что случилось, почему заглушили?
- Винт слетел, - констатировал капитан, - хорошо еще, что вал цел, не потонем, - вынес он, казалось, окончательный вердикт.
- Что делать будем, Степаныч? - спросил помощник, облокотившись на поручень трапа.
- А чем черт не шутит, давай, крутанем двигатель с редуктором, может, винт и на месте, - подумав с минуту, произнес тот…

Тем временем пассажиры забеспокоились, хотя, многие и понимали, что тонуть судно не собирается, не «Титаник» и не «Булгария», да и ладно. В полной тишине «знатоки» определили, что течи в корпусе нет, и констатировали данный факт всем окружающим. А теплоход подхватило течением и спокойно понесло, как пушинку, обратно в Усть-Маю. Мимо медленно проплывали утренние зеленые берега, светило круглолицее свежеумытое яркое солнце, летали потревоженные птицы и никому не было никакого дела до сломавшегося скоростного судна с испуганными пассажирами в салоне, которые не доехали и, скорее всего, уже не доедут своевременно до мест отдыха и учебы, лечения и работы. Окружающая природа просто существовала вокруг реки, не мешая никому и не помогая, просто была…

Капитан прямо в машинном отделении запустил двигатель без редуктора и после нескольких минут холостого хода на средних оборотах включил его. Теплоход слегка толкнуло вперед и тихонько повело вверх, судя по виду из машинного иллюминатора, значит, винт на месте, просто слетел со шпонки, уже полдела, полбеды, надо возвращаться на базу.
- Поехали! – крикнул капитан и пошел наверх.
За ним потянулись моторист и помощник. Зашли в рубку и капитан принял решение возвращаться домой.
- Поехали домой, пойди, скажи пассажирам, что мы возвращаемся, - произнес он, - главное, что не тонем и пассажиров не покалечили, остальное ерунда, потихоньку доползем на «брюхе».
- Хорошо, - сказал помощник и вышел  в салон, - уважаемые пассажиры, - послышалось оттуда, - приносим вам свои извинения, подводное препятствие скинуло со своего штатного места винт, мы не можем идти дальше, подвергая вас опасности. Пока ушли недалеко, мы возвращаемся на базу, еще раз извините.

Послышались недовольные голоса опаздывающих на поезда и самолеты людей, но в целом они поняли, хорошо еще, что теплоход не тонет, а спокойно может вернуть их домой. Местные жители хорошо знали повадки своей реки и у многих в памяти были живы различные истории с ней связанные, а потому они не ругались, а стойко приняли все, как случилось. В конце концов, представители транспортной организации дадут справку о том, что это по их вине человек вовремя не прибыл на самолет или тепловоз, пассажир хоть деньги не потеряет, позже съездит…
Благополучно добравшись до базы, «Полесье» приподняли за корму и осмотрели «место происшествия», где приятно удивились, что только шпонка была срезана подводным препятствием, винт держался на хвостовике и на малых оборотах мог двигать судно вперед. Ремонт винта и изготовление новой шпонки заняли немного времени, и уже к следующему рейсу все было подготовлено, теплоход на плаву и готов к новым поездкам в верховья Алдана...

Природа сыграла злую шутку с человеком и его изобретением – скоростным теплоходом на подводных крыльях, правда, всего лишь немного потрепав ему нервишки и предупредив о том, что есть такие «вражеские подводные лодки» и в наших водах, которые выводят из строя отечественные, правда, ныне уже как бы и зарубежные, корабли. Дело, конечно, редкого непредвиденного случая, которое никогда не может на сто процентов предугадать никто, даже, самый лучший в мире конструктор речных судов и самый бывалый и грамотный капитан, дело, все-таки, самого обычного случая. Матушка-природа в очередной раз показывает свой непростой нрав и непокорность людям, пожелавшим строить и строить все новые и новые корабли и кататься по поверхности недр своей большой Земли…