О Гранине не дописано

Любовь Ляплиева
Приветы!! Начала читать Гранина, "Причуды моей памяти". Поделюсь мыслью (пока что только начала, не знаю, что он там ещё напишет). Вот Гранин выводит знавшую немецкий женщину, которую немцы на оккупированной территории взяли к себе в штаб машинисткой. и она пошла, и многих спасла от смерти своевременной информацией. Она права. Вот Гранин выводит академиков, отрекавшихся ради своей научной работы, возможности её продолжать, и ради своих учеников, от бескомпромиссной, наперекор власти, гражданской позиции. Они неправы. Мой вопрос: в чём разница? Мне так кажется, вот чувствуешь ты за собой достаточное влияние, чтобы, скажем, вытащить из-под репрессий генетику. Так ты возьмись именно за эту генетику, или что там тебе ближе, а во всём остальном с властью соглашайся. Так ты принесёшь реальную пользу, а не потешишь своё самолюбие тем, что ты, мол, от гражданской позиции своей не отрёкшись, кучу людей не столь влиятельных как ты подвёл под репрессии.
Агата Кристи 4 16 марта 2019 года в 23:21
Опять о Гранине

Можно вспоминать мелочи, разорванную жизнь, оскотинившихся людей. Но ведь начиналось-то всё светло и высоко. Не предательство ли этого светлого и высокого вспоминать мелочи и бытовой кошмар ушедшего времени? Оно уже ушло, можно сказать, побеждено. Хорошо ли плевать в побеждённого? МЦ о белой России:

Рассвет на рельсах

Покамест день не встал
С его страстями стравленными,
Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю.

Из сырости — и свай,
Из сырости — и серости.
Покамест день не встал
И не вмешался стрелочник.

Туман еще щадит,
Еще в холсты запахнутый
Спит ломовой гранит,
Полей не видно шахматных…

Из сырости — и стай…
Еще вестями шалыми
Лжет вороная сталь —
Еще Москва за шпалами!

Так, под упорством глаз —
Владением бесплотнейшим
Какая разлилась
Россия — в три полотнища!

И — шире раскручу!
Невидимыми рельсами
По сырости пущу
Вагоны с погорельцами:

С пропавшими навек
Для Бога и людей!
(Знак: сорок человек
И восемь лошадей).

Так, посредине шпал,
Где даль шлагбаумом выросла,
Из сырости и шпал,
Из сырости — и сирости,

Покамест день не встал
С его страстями стравленными —
Во всю горизонталь
Россию восстанавливаю!

Без низости, без лжи:
Даль — да две рельсы синие…
Эй, вот она! — Держи!
По линиям, по линиям…

МЦ

*
С другой стороны, есть, например, Делерм. Есть люди, суть и смысл жизни которых именно в этих мелочах. Может быть, они, эти люди, среди всеобщего разрушения и кошмара именно эти мелочи жизни выбрали, чтобы защищать их, высветлять и развивать - как, писала я в предыдущем письме к тебе, какой-нибудь академик из всей общей несправедливости мог бы выбрать генетику, чтобы защищать её от строя.