Уильям Паркс. Действенное призвание

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЕЙСТВЕННОЕ ПРИЗВАНИЕ
Уильям Паркс (1856)
http://gracetruthministries.com/wparkseffectualcalling.html

Кого Он предопределил, тех и призвал
Рим.8.30

Некоторые жаловались на мою большую горячность в отстаивании учения о благодати; но это не просто неизбежно, это необходимо. Во-первых, когда человек относится к этому серьезно и честно, он не может быть теплохладным; во-вторых, как заметил Лютер, "проповедник должен всегда иметь в виду, что его аудиторию должно не только наставлять и увещевать, но и ужасать". Чтобы проповедь была действенной, она должна быть серьезной; она не может просто замазывать раны. Один старый богослов говорит: "Я знаю нашу природу: верующих проповедь может вдохновлять, тогда как бедные разумные грешники гнутся и тают под ней".  Бедные пустословы, хоть и считаются респектабельными, на самом деле заблуждающиеся фанатики, даже если они думают, что являются посланниками Христа, если они не будут точно проповедовать слово своего Господина и избегать ошибок.
Я знаю, что многие полагают, что я слишком точен в своем учении, слишком умозрителен и слишком узок в своих взглядах. Некоторые говорят:  "Давайте будем шире, милосерднее, будем более соборны, обойдемся без избрания, ограниченного искупления и т.д.". Я отвечу, что я полностью за широту, милосердие и соборность, но многим еще только предстоит узнать, как Слово может быть проповедано постоянно, неизменно и безошибочно, сохраняя при этом свои характерные особенности. Вы  могли бы спросить меня, как нарисовать пейзаж без деревьев, воды, холмов, неба, полей и т.д.; и таким же образом вы можете спросить, как проповедовать Евангелие вне избирающей любви и предопределяющей благодати. Это сама энергия Евангелия; это откровение Христа, пребывающего в совете с Отцом и Святым Духом, возвещение Его славной победы над смертью, адом и могилой, семейные реликвии, оставленные его семье, созерцание которых утешает Его людей среди всех страданий, сопровождающих их на всем земном пути. Проповедовать Евангелие без них? Это невозможно! И тот, кто попытается это сделать, найдет в итоге, что он ничего не проповедовал и что его никто не посылал!
Но перейдем к нашему непосредственному предмету - действенному призванию. Сначала я попытаюсь описать, что это такое, и показать его неизменность, затем докажу свою позицию по Писанию и, наконец, постараюсь обратить внимание на возражения.
I. Что такое призвание?
Понятие "призвание" или "призыв" используется в Писании в двух главных смыслах: один из них означает внешнее призвание, а другой - внутреннее (Мтф.20.16, Рим.8.30). Первого достаточно, чтобы сделать человека неизвинительным, но недостаточно для его спасения (Деян.17.27); оно совершается через слово, природу или совесть; второе же совершается Святым Духом, действенно влияющим на сердце.  Первое не выходит за пределы нашего Адамова рода; второе является по существу другим творением. В первом случае человек вынужден говорить себе: "я должен сделать это", "я не должен этого делать", и у него не получается; во втором случае человек имеет возможность делать то, что велит Господь, и не делать то, что Господь запрещает, по милости Христа. Эти вещи также отличаются одна от другой, как мое или ваше рождение от сотворения Адама. В одном случае человек появляется на свет благодаря ходу природы; в другом Бог повелел, и все совершилось!
Действенное  призвание - это результат действия Духа Божия, которым мы убеждены в греховности греха, в том, что он создает вину и заслуживает гнева; при этом наше понимание просвещается познанием Христа, наша воля покоряется и наше сердце становится склонно принять Христа как своего Спасителя, и повиноваться Ему как своему Господу и Царю.
Действенное призвание есть призвание неодолимое; это призвание, хотя человек поначалу ему и сопротивляется, в конечном итоге сопротивляться ему не сможет. Это призвание от себя и земли к Богу, Христу и небесам;  от греха и суеты - к благодати и святости. Короче говоря, действенное призвание - это приглашение от Бога к избранным грешникам, которое имеет свой результат в обращении и завершается в прославлении. Вот об этом апостол говорит в нашем тексте. Это не просто требование, но действие могучей силы; и оно имеет место таким образом, что не совершает насилия над волей, но во многих случаях почти не заметно, пока все не закончится. Бог не тащит не желающих за голову и плечи, но изменяет их волю (Пс.110.3 KJV, Фил.2.13).
Таково определение действенного призвания; скажем теперь о его неизменности. Если вы согласны с тем, что мы говорили ранее о падении человека, вы должны будете уяснить это в одно мгновение. Ваш здравый смысл должен подсказать вам, что если человек настолько пал, чтобы быть во вражде с Богом, его враждебность должны быть удалена, прежде чем он будет слушать Божий призыв. Человека, который во вражде с Богом, можно вынудить услышать Его призыв громом и молнией, потрясающей бурей, бушующим огнем или мучительной болью, но вражда останется, если Бог не пойдет дальше. Бог в лучшем случае будет предметом страха, а не любви; но вечность без любви будет только адом. Можно внешним образом вести человека на небеса через боль, болезнь, нищету, бедствия; первое, что он сделает после того, как скорби покинут его - он бросится в погоню за удовольствиями этой жизни. Глупо было бы сказать: нет, он станет так восхищаться Богом и небесами, что земли ему будет мало; нет, его природа останется такой же, какой была всегда, она не изменится, и "если человек не родится свыше, он не может увидеть Царства Божия" (Иоан.3.3). Будьте уверены, что рай - это место, подготовленное для подготовленных людей! И тогда действенное призвание должно быть неизменным.
Давайте теперь перейдем к изучению Писания.
II. Вот доказательства из Священного Писания и разума.
Наш текст, Рим.8.30, явно на нашей стороне. Это призвание здесь - связующее звено цепи, простирающейся от вечности до вечности. Призванные - это предузнанные и предопределенные, но еще не прославленные. Каждый ли человек, который призывается, будет прославлен? Нет, это только те, кто предопределен к особому призванию, внутреннему, неодолимому призыву, и они будут прославлены. Часто делались тщеславные и нечестные попытки избавиться от этого отрывка, когда считают, что призвание и предназначение, о которых говорится здесь - это просто желание со стороны Бога, чтобы люди уподобились образу Его Сына, которое вовсе не гарантирует этого уподобления. Честный и размышляющий ум будет удивлен и возмущен дерзостью или невежеством столь лживых перетолкований Слова Божия, как это. Как крутит и вертит дьявол, чтобы избежать стрел Божиих и огненного меча Духа! Здесь нет ничего, не предназначенного для гордого, надутого падшего человека! Самая полная чепуха, самый безумный мусор имеют такие свойства, что бедный обманутый человек легко перенесет их, но на Слово Божие в его ужасающем величии, достоинстве и славе он не обратит внимания, он будет гнушаться им, пока Бог не изменит человека! Считает ли человек, что он не пал? Само его поведение опровергает эту хлипкую софистику!
Если бы Бог ограничился только желаниями или повелениями - никто не смог бы спастись, ибо если все люди пали и в полном разорении, никто не сможет преобразить себя в образ Христа. Если какой-либо человек может обрести соответствие ему, для этого ему нужна сверхъестественная помощь.  Глупо говорить, что все люди имеют ее, ибо если она у них есть, то почему они не соответствуют образу Христа? Возможно, нам скажут, что не все люди эту помощь используют. Но опять же - это что, неосмотрительность со стороны Бога, если один человек лучше другого, чтобы воспользоваться Его помощью?
Но люди, о которых говорится в тексте - это те, кого Бог неизменно предопределил быть подобными образу Сына Своего. Могут ли быть среди них те, кто призван Его простым желанием, а не действенным призванием? Может ли Он чего-то желать, не поставив цели и не подготовив ее во всех деталях? Нет, конечно. Те, кого Бог отметил как Свои избранные сосуды милосердия, должны стать подобными образу Его Сына, и это значит, что они призываются действенным призванием в свое время и будут прославлены в вечности. Я отсылаю вас к Еф.1.19-20, чтобы вы поняли, что речь идет не о действии человеческой веры, а о державной силе Бога, той же силе, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых. Разве сила Божия не могла воскресить Христа? Если да, то она может оказать такое же воздействие на каждого человека через веру, будь то в физическом или в духовном воскресении.
Теперь посмотрим на Иоан.6.37. Об этом отрывке надо лишь заметить, что слово "прийти" означает здесь то же самое, что "поверить" или "получить", что четко видно по контексту, и ясно, что речь идет о средстве воспринять вечную жизнь (ср.ст.40-47). Те, кто даны Христу, должны поверить в Него и обрести вечную жизнь. Они должны поэтому иметь действенное призвание; ибо если бы это был просто призыв, приглашение или увещание, подвластные власти и капризу падшей, развращенной человеческой воли, которой Святой Дух помогает в какой-то мере, лишь более или менее действенной - то как Христос мог сказать, что эти люди придут, поверят и получат вечную жизнь? Если бы во всей Библии не было других текстов, доказывающих действенное призвание, этого аргумента было бы достаточно, чтобы с его помощью победить всех противников.   
Прочтем теперь Иоан.10.16. Отметьте здесь, что "надлежит" здесь - это обязанность, без которой не обойтись. Христос получил повеление от Отца (ст.18), и Его долг - в тому, чтобы применить волю, которой Он подчиняет и покоряет Себе все. "Его овцы сами по себе ложь, их отличие от других людей - только в работе Креста". "Что нам делать с Тобой?" - вопили бесы в бесноватом (Мк.5.7); но чтобы стать овцой Христа, он должен был прийти, а для этого он должен быть готов" (Элиша Коулз. Суверенитет Бога). Теперь я спрашиваю: если Бог дает новое сердце, должны мы прийти или нет? Если Бог забирает наше сопротивление - то не должны ли мы прийти к Нему? Если нет, то истина Божия изменяется на ложь, Его всемогущество становится слабостью, а Его слава заменяется идолом свободной воли человека.
Некоторые, без сомнения, истолкуют такие отрывки как условные предложения Господа людям: Я заберу ваше каменное сердце и дам вам сердце плотяное, если у вас нет возражений, или если вы попросите Меня об этом. Но как возмутительна эта издевательская манипуляция над Божией истиной, какое это дерзкое навязывание поправок и предложений убогого человека! Может ли каменное сердце просить или молиться Богу? Может ли сердце, которое есть сама вражда против Бога, подготовиться к тому, чтобы Бог улучшил его? Может ли дьявол любить? Может ли человек, который по своей природе хуже бесов, которые "веруют и трепещут" (Иак.2.19), быть готовым принять от Бога Его святость? Нет, конечно!   
В словах, которые мы только что процитировали, есть заявление или обещание Бога, его могучая сила, способная сделать что-то из нищего, который ничего не может сделать сам. Это Божье абсолютное обетование, без всяких "если", без условий, которые к нему прилагаются, ибо все, что дается бедным, никчемным и потерянным грешникам во Христе, дается им от вечности! Это выражения. которые не нуждаются в перетолкованиях исповедующих людей, мертвых по преступлениям и грехам. "Я буду делать, и кто отменит это" (Ис.43.13 KJV) - говорит Господь Саваоф, и если Бог провозгласил, что никто из Его людей "не должен отойти от Меня" - то мы победим всех арминиан в мире, твердящих, что люди могут быть потеряны!
Теперь приведем несколько аргументов, чтобы доказать действенное призвание.
1. Призвание должно вытекать из природы Бога.  Все, что делает Бог, Он делает подумав, иначе Ему не хватало бы мудрости; и все, что Бог намерен сделать, Он достигнет, иначе Ему не хватило бы силы. Невозможно, как мы сказали, чтобы какая-либо тварь составила конкуренцию могущественному делу и влиянию Бога, и рядом с Его делом тварь должна умолкнуть; следовательно, мы утверждаем, что ничто не может противостоять Богу, когда он приходит, чтобы преобразовать душу.
Некоторые скажут, что "евреи сопротивлялись Святому Духу". Таковым я отвечу: вы должны сначала доказать, что Бог хотел обратить их, прежде чем ваше возражение может иметь место. Каждый человек, который услышит проповедь Евангелия и остается прежним, противится Богу, ибо он отвергает Божье слово, но это отнюдь не доказывает, что человек может противостоять могучей силе Божьей, когда она действует с целью его обращения. Ибо если Бог работает так или иначе со всеми людьми без исключения (Деян.17.28), а обращаются лишь некоторые из одинаково падших, ясно, что это происходит за счет особой силы Божией, прилагаемой к ним.
2. Воля Божия не должна зависеть от воли твари.  Если Бог не призывает действенно, по сути Он говорит: "Я хочу, чтобы все люди были спасены; тем не менее пусть в итоге будет не как Я хочу, а как они!". Практически это отнимает волю у Бога вообще, ибо Он не может иметь абсолютной воли, если для твари возможно сорвать Его решения. Если Бог не призывает действенно, то Его избрание, искупление Христа и освящение Святым Духом могут быть сорваны! Кощунственно и предположить такое. О, какая глупость и дерзость уподоблять волю Бога спасти людей воле бедного Дария, который так и не добился того, чего хотел всем сердцем!
3. Если бы Бог и нуждался в помощи, человек не мог бы ничего Ему дать. Поэтому Бог совершает всю Свою работу Сам. У естественного человека нет сил, и даже если мы предположим, что плоть в состоянии в каком-либо отношении оказать помощь, Святому Духу это просто не нужно, ибо какое согласие между Христом и Велиаром (2 Кор.6.2)? Такая смесь - мерзость пред Господом.
4. Обычные наблюдения человека доказывают, что Бог призывает именно таким образом. Чудеса и проповеди Самого Христа не произвели никакого длительного действия на большинство тех, кто видел и слышал их. Ни процветание, ни невзгоды, ни дела и суды Божии сами по себе не произведут никакого действия на обширные массы исповедующих людей мира, и мы видим это своими глазами; это ощутимо и заметно для каждого человека со здравым смыслом. Посмотрите, каким разным может быть эффект от чтения Священного Писания или слушания Слова, и как велико различие между результатами! И что может быть причиной? Будет оскорблением для разума сказать, что один хочет и внимает, а другой нет, один примет к сердцу и улучшит его возможности, а другой нет, ибо все падшие люди похожи друг на друга и во вражде с Богом по своей природе. Как же может одно дитя гнева, с каменным сердцем, без сил, будучи врагом Бога, принять Евангелие, а другое - не принять? Здравый смысл показывает, что на одних людей было оказано влияние извне, удержанное от других, и только Сам Бог проводит различие. 
III. Сейчас я приду к некоторым возражениям.
Возражение 1. О Боге часто говорится, что Он жалуется на нежелание людей обратиться, Христос представлен подобным образом, и, следовательно, можно утверждать, что благодати можно успешно сопротивляться.
Ответ. Вы должны сначала избавиться от всего, что было библейски и логически обосновано, чтобы данное возражение могло иметь какой-то вес. Из того, что Бог и Христос жалуются на это, никоим образом не следует, что Бог разочарован в Своем замысле. Весьма абсурдно полагать, что Бог, или Христос как Бог, будет жаловаться на Себя. По сути Бог счастлив. На Его ощущение Самого Себя не влияет, спасаются люди или гибнут. Но мы предположим, что там, где Бог возмущается, что люди ожесточают себя, речь идет о внешнем призыве через служение Слова.
Возражение 2. Людей призывают не оскорблять Святого Духа, отсюда можно сделать вывод, что они могут успешно противостоять Ему.
Ответ. Это отнюдь не следует отсюда. Люди оскорбляют Дух, когда они сопротивляются Божию слову, проповедуемому служителями. И святые иногда угашают Дух через потворство плоти, но это не более препятствует действенному призванию, чем случайные глупости ребенка сводят на нет привязанность любящих родителей.
Возражение 3. Есть много отрывков в Библии, такие как "если ты хочешь", "если будешь внимать," "если ты будешь делать это, ты должен", из чего мы можем сделать вывод, что есть призыв к свободной воле, и возражение против действенного призвания.
Ответ. Условное утверждение или наблюдение ничего не утверждает. Никоим образом нельзя считать, что если Бог так велит, или потому, что Бог предлагает, человек способен подчиняться или делать. Кто-то возразит: но было бы смешно говорить слепому: "если ты увидишь", или глухому: "если ты будешь слушать". На это я отвечу словами Мартина Лютера, что это не более чем плотское рассуждение, и если исходить из общепринятых у людей способов рассуждения, конечно, можно прийти к таким выводам и истолковать призывы Бога таким образом. Но разве даже люди никогда не используют выражения типа "если ты хочешь" в ином смысле, нежели обычный? Разве родители не играют со своими детьми, предлагая им сделать что-то, просто чтобы показать, что они не смогут, и должны прибегнуть к помощи родительских рук?
Именно в этом смысле Бог обращается к миру и к Своему народу с такими "если", например, в таких утверждениях: " вот, Я отворил перед тобою путь жизни и путь смерти" (KJV). Мир думает, что когда Бог использует такие выражения, из этого, конечно, следует, что власть должна быть в человеке, и что ему говорится, даже от имени Христа: "сделай это, и ты будешь жить", - и он уходит с мыслью, что он сможет жить и поступать по Слову. Но, с другой стороны, люди Божьи, когда они слышат такие формулировки, и научены Богом, знают, что они не могут сделать то или иное, чтобы наследовать жизнь вечную, и поэтому взывают к своему Отцу, чтобы Он сделал это для них.
Апостол Павел отвечает на все возражения такого рода в одном предложении, "законом познается грех" - что я, возможно, могу упростить таким образом. Повеление сделать то или другое, и предложение "если ты сделаешь это, ты будешь жить", есть не что иное как способ закона проверить человека и показать ему его слабость и бессилие. Теперь человек по своей природе слеп и тщеславен, и он полон самомнения; чтобы исправить это, Бог использует эти средства: "сделай это" "сделай то", "если ты хочешь" -  чтобы выяснилось, что человек глуп, хотя и желает быть мудрым. Глупец принимает это как данность: потому что Бог велит, он способен подчиняться! Мудрый видит, что он не может, и взывает о помощи, и поэтому признает, насколько он слаб. Короче говоря, все такие отрывки наставляют и учат человека тому,  что он должен делать, а не тому, что он может сделать; и горе тому, кто настолько слеп, чтобы не видеть этого до сих пор, ибо пока он не видит, он не может понять пользы Христа!
Это постоянный вопрос волюнтаристов: если мы ничего не можем сделать, с какой целью так много законов и заповедей, ободрений и обетований? Мы отвечаем на все подобные вопросы: "законом познается грех" (Рим.3.20). Закон был введен из-за изобилия греха (Рим.5.20); это ответ Откровения, и как он отличается от плотского разума! Разум мог бы ответить таким образом: "закон дан, что мы повиновались ему, и показали свое усердие, силу и свободную волю, чтобы сотрудничать с ним в его праведности". Но что говорит Бог? Этот "закон был дан, чтобы доказать бессилие человека, дать ему знания о своем грехе, дан по причине преступлений, не сдерживать их, но чтобы обнаружить нарушения в изобилии, сделать их явными, где бы они ни были, и так многие действия и поступки, которые считались праведными появляются в своем истинном обличье греха (Рим.3.20, Гал.3.19, Рим.5.20). Вот что сокрушает свободную волю, уверенность в своей правоте и "сотрудничество" с Богом!
Несчастный человек, знай свое место! Положи руку твою на уста твои и положи уста твои во прах, чтобы никто больше не слышал от тебя о недейственном призвании и спасении! Те, кто призваны Богом по Его изволению, имеют привилегию познать Его могучую силу и будут спасены спасением вечным!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn