Шри Ауробиндо. Цитаты

Уста Богумира
Шри Ауробиндо.
   Цитаты.


"Открытие Шри Ауробиндо. Нирвана не может быть внезапным
завершением Пути, за которым  нет  ничего, подлежащего исследованию ...  это
конец низшего Пути, пройденного через низшую Природу, и одновременно  начало
Высшей Эволюции."


"Понятия "выше" или  "ниже"  характеризуют не
иерархию  разных   состояний  сознания,  а  его  качественную  сторону,  его
устойчивость  внутри  данного состояния. Следовательно,  Нирвана  -  это  не
вершина лестницы  точно  так же, как ни  сон, ни  смерть  не могут быть этой
вершиной. Она  может иметь  место на  любом уровне  нашего сознания; в уме с
помощью концентрации, в витальном с помощью концентрации и даже в физическом
сознании  -  с помощью  концентрации."



"Таким  образом,  Нирвана  -  это  полезная (но  не  необходимая) стадия
перехода от обычного видения к иному способу видения. Она освобождает нас от
всеобъемлющей,  тотальной иллюзии,  в  которой мы  живем:  "Будто  опутанные
чарами,  видят  они ложное  как истинное", - говорит Маитри Упанишада  (VII.
10).  Шри  Ауробиндо не  употребляет  этого  слова -  "иллюзия";  он  просто
говорит, что  мы  живем  в  Неведении.  Нирвана  освобождает нас  от  нашего
Неведения, но лишь  для того, чтобы  привести нас к  Неведению другого рода,
ибо  такова уж  вечная проблема человека: он  бросается из одной крайности в
другую; он  всегда ощущает необходимость отрицать  что-либо  для того, чтобы
согласиться с чем-то  другим, а  потому промежуточную стадию он воспринимает
как некое завершение,  как финал, так уже  и случилось со множеством великих
духовных переживаний. На самом же деле конца не существует, ибо  есть только
постоянное  возвышение и  расширение  Истины."


" Для видящего взгляда все  есть Единое; в  божественном переживании
все вокруг - это единая глыба Божественного"


" Возложить  ответственность за  все, что кажется
нам дурным  и ужасным, на плечи полувсемогущего Дьявола, списать  ее на счет
Природы,  создавая тем самым непримиримое противоречие между природой мира и
природой Бога,  как будто  природа не  зависима от Бога, или  же свалить эту
ответственность на  человека  и  на  его  грехи, как  будто ему  принадлежал
решающий  голос в создании этого  мира или он мог сотворить  хоть что-нибудь
против воли Бога - все это удобные,  но  неуклюжие выдумки.  ... Мы  создаем
Бога  Любви  и  Милосердия,  Бога добра,  Бога справедливого,  праведного  и
добродетельного   в   соответствии   с   нашими   моральными   понятиями   о
справедливости, добродетели  и праведности, а все остальное, говорим мы, это
не  Он  или  не  Его, а  было  создано некой дьявольской  Силой,  которой он
позволил по какой-то причине  проявить  свою злую  волю,  или  неким  темным
Ариманом, действующим в противовес нашему доброму Ормузду, или, наконец, все
это  было следствием ошибки себялюбивого человека-грешника, который испортил
то, что  было  создано  Богом  совершенным. ... Мы  должны  смело посмотреть
реальности в лицо и увидеть, что  именно Бог, и никто другой, сотворил  этот
мир в  Своем бытии и  что  Он создал  его  таким,  каков он есть.  Мы должны
видеть, что Природа, пожирающая своих  детей, Время, поглощающее жизни живых
существ, Смерть всеобщая  и неотвратимая и неистовость сил Рудры* в человеке
и Природе - это тоже высшее Божество в одной из своих космических ипостасей.
Мы должны видеть, что Бог, щедрый творец, творец изобилия, Бог,  участливый,
сильный  и милостивый охранитель, есть также Бог  пожиратель  и разрушитель.
Муки на ложе страдания и зла,  где нас  пытают - это тоже  его прикосновение
так же, как и счастье, нежность и наслаждение. И лишь тогда, когда мы увидим
все с  точки зрения абсолютного единства и почувствуем эту истину в глубинах
нашего существа, сможем  мы различить и за этой маской покойный и прекрасный
лик  всеблаженного Божества, а в этом прикосновении, которое испытывает наше
несовершенство,  почувствовать  прикосновение  друга  и  созидателя  духа  в
человеке.  Диссонансы мира  -  это  диссонансы Бога,  и  лишь принимая их  и
проходя  сквозь  них  можем  мы  достичь  более великих  созвучий его высшей
гармонии,  вершин  и  трепетной  безбрежности его  трансцендентной Ананды**,
Ананды космической. ...  Ибо истина - это основание подлинной  духовности, а
храбрость - ее душа. "