Записки полковника, ликвидатора аварии на чаэс-5ч

Мастыкаш Иван Алексеевич
ЧАСТЬ  ПЯТАЯ ( продолжение...предыдущие части записок - в списке произведений,4-я часть будет опубликована позже)

     1987 году приходит секретная кодограмма, что меня отправить ( второй раз -  ред.) в промзону ЧАЕС  начальником химической службы. 
     Но вскоре пришла другая кодограмма из  Управления химических  войск округа -  отправить для прохождения дальнейшей службы на Восток страны.
     Через некоторое время ко мне подошел  кодировщик и ознакомил меня с кодограммой, что майора Мастикаша Ивана Алексеевича откомандировать  для прохождения дальнейшей службы в  танковый полк  в город Петропавловск на Камчатке.  Подписал Министр обороны. Сдав  должность  я   вылетел  в  Хабаровск – в штаб  Дальневосточного  военного округа. С Киева до Хабаровска летел  9  часов, без  пересадок, но обстановка изменилась. Министром обороны  стал Язов Дмитрий Тимофеевич. Он дал указание  всех  прибывающих  оставлять на материке. В льготные районы не пускать и мне дали назначение в   населенный пункт Новокиевское ( в 1936 г. его переименовали  в  Краскино в память о лейтенанте Краскине, погибшем  там  в  пограничном конфликте  перед  Второй мировой войной, а станцию  назвали Махалино в честь какого-то политработника.   Меня назначили на должность начальника химических  войск  Четвертого  укрепрайона.
     Вспомнил еще …
     Перед отлетом из  Киева я заходил в Киеве в Горвоенкомат, из  которого  должны  были призвать сына Юрия  в ряды Советской Армии. Я встретился с начальником - старшим лейтенантом, который прибыл из  Афганистана ( часть руки - по локоть - у него не было, а был протез). Сказал ему , что я улетаю  на Дальний Восток и просил, чтоб сын не попал  в Афган. Он пообещал и  я  с  выполненным долгом отца  улетел.
     В Краскино принял должность -  получил квартиру на пятомм этаже. С  балкона было видно Японское море. Звонить жене в Житомир надо было, записываясь  за  неделю  на определенное время.  И потом приходить на почту - и соединяли с Житомиром. Я разговаривал  с женой Галей  на расстоянии 10 тыс. км. От нее я узнал, что сын Юрий попал  служить в  Грузию в  город  Кутаиси. 
     Командир попросил меня ехать командиром на уборку урожая. Я согласился. Но был очень принципиальным к подбору техники. Если было в машине больше двух  недостатков, то я не принимал  машину. Я только принял командирский уазик. Мой уборочный батальон  разместили  возле населенного пункта Барабаш. Там стояла мотострелковая дивизия. На уазике я часто ездил в город  Словянка, который расположен  на берегу Японского  моря, и звонил в Житомир.
     Приехала с Округа комиссия по проверке моего батальона.  При заслушивании я доложил, что техника старая, разукомплектованная и каждая машина имеет «по 100 недостатков», что батальон с такой техникой не готов до убытия для перевозки урожая 1987 года. Комиссия приняла решение мой  батальон  отправить в Краскино  по месту постоянной дислокации. По прибытию в Краскино поздно вечером меня встретила жена  с сыном Олегом. Начали  меня  вызывать в Хабаровск. Жена написала жалобу в Красную  звезду   и ездила в Москву в отдел кадров  (с вопросом –Ред.) почему  изменили место службы мужа? Вместо Петропавловска-Камчатского отправили в Приморье ( Приморский край – Ред.).
     В Хабаровске меня «воспитывал» начальник управления кадров округа на тему: «Почему я плохо  воспитываю  свою жену. Я ему ответил: «Как я могу воспитывать на расстоянии 10 тис. км.? Второй раз вызывали и предлагали должность начальником химслужбы  артиллерийско-пулеметной дивизии на Курилах. Я согласился.  Третий раз  вызвали и сказали, что Курилы отменяются, т.к. Москва назначила майора  Меркина  на эту должность – отца этого  майора я знал. Он полковник, заведовал  кафедрой дозиметрии в Саратове, еврей и сделал мне пакость.  И предложили мне должность командира воинской части. Через  некоторое время пришел  приказ  о назначении меня командиром части. Сдал должность в Краскино, прибыл к новому месту службы и начал  принимать должность. Дали квартиру, приехала жена с сыном Олегом. Олега определили – ездил школьным  автобусом в среднюю школу в Ретиховку ( уголь там добывали открытым способом в  карьере бурого угля). Галю устроил  начальником финансовой службы  в воинскую  часть, которая подчинялась Москве, но была прикомандирована к моей воинской  части.
     Прошел  год -  полетели в отпуск. Сначала в Киев.  Там сели на следующий самолет Киев-Тбилиси, а в  Тбилиси  - в самолет на Батуми  и наблюдали  Кавказские горы сверху.  В  Батуми  в  тот момент   служил сын  Юрий, которого с Кутаиси перевели в отдельную  роту в Кабулети, а затем в Батуми.  К нему приехали,  заблаговременно  на несколько дней устроившись в санаторий.  Там  я познакомился с командиром роты, в которой служил сын,  капитаном азербайджанцем по национальности по фамилии Рагимов,  а также  с непосредственным начальником капитана Рагимова – подполковником Гавриловым.   Юра у них был нормировщиком. Они строили разные объекты  для Советской Армии. Гаврилов, как оказалось, прибыл  в Грузию  с Дальнего  Востока и в Буянках  строил жилой дом  и котельную для отопления жилья. Он принял меня хорошо, водил по ресторанам  и сам рассчитывался. И если я  хотел  заплатить, то он возражал  и говорил, что я гость и поэтому не положено мне рассчитываться. Водил меня по домам местных  Грузинов, которые у него  работали.  Пили вино. Мне лично  город Батуми не понравился. И пляжи каменистые тоже. Через  некоторое  время  в  Батуми я пошел  на стройку и командир роты выписал  Юре отпускной   на 10  суток. Сели в самолет Батуми–Киев и улетели.  Посадка, дозаправка  была в Одессе -  на родной земле и я был счастлив.
     С Киева поехали в Здолбунов к Галиным родителям и сестре, потом  - в Березино.  С Киева  затем  улетели во Владивосток, а Юра -  к месту службы.
     Я приступил  к выполнению  своих обязанностей. Через  некоторое время мне присвоили очередное воинское звание -  подполковник. Время летело быстро. Спустя некоторое время сын  Юра  демобилизовался и приехал к нам на Дальний Восток в Приморье.  Мы поехали  опять в отпуск – на  этот  раз   всей семьей поехали во Владивосток.  Купались в Японском море, питались в столовых. Вернулись домой через неделю и мой знакомый  из  райцентра Черниговка предложил  поехать на озеро Ханка. Галя осталась дома,  а  я  с  сыновьями  на уазике  помчались на озеро Ханка. Озеро Ханка  в длину 90 км.,а в ширину  60 км. Большая  часть озера находится на территории Китая. Мы поселились в доме егеря. Половину дома занимали егеря (муж с женой), которые  все время  ходили с пистолетами. А мы заняли вторую  половину дома. Это была гостиница для начальства.  Были  лодки, рыбалка. Однажды я поднимаюсь вверх  к домику егеря  и увидел такую  картину: Юра держит за рога козу, а Олег ее доит. Я понял, что мои сыновья с голоду не помрут. Через  несколько дней   приехал  друг и  забрал нас - отвез в Буянки на своем уазике.
     Спустя некоторое время мне сообщили, что я могу купить машину Жигули шестерку  в городе Уссурийск  в  военторге. Всей семьей, взяв прапорщика водилу мы поехали в город Уссурийск, купили машину. Поскольку приближалось первое сентября и Юра шел на третий курс  в Киевский университет им. Т.Г. Шевченко, то ему также  купили костюм, обувь и все необходимое к учебе. Вернувшись в Буянки  я выписал свои воинские проездные на имя сына и через несколько дней  Юрочка улетел самолетом из Хабаровска в Киев. Наступила осень. Осень в Приморье очень красивая -  тайга переливается разными цветами. Пришел приказ. Прибыл новый командир части. Я ему сдал  должность и мы сели в поезд Владивосток-Москва ( поезд №1) и поехали в Москву. Последний раз  мы ехали, смотрели в окна вагона на грязную, нищую, неумытую Россию. В Москве  сели  на поезд и поехали в Здолбунов к Галиным родителям.  Вот и закончилась моя военная жизнь в России,  Но в мыслях все еще Дальний Восток, Приморье…
   Согласно историческим  данным  я узнал, что Одесское морское пароходство перевезло в Приморье с Украины сто  тысяч человек. Люди там раскорчевывали тайгу , строили поселения. Так с Киевской области основали населенный пункт Новокиевское, с Черниговской -  Черниговку и т.д. Также я встречал  ( проезжал – Ред. ) населенные пункты Житомирское, Одесское и т.п.  Население  разговаривает на украинском языке, ходят в вышиванках, поют  украинские песни,   да  еще какие!
     До 1935 года  в Приморье  выпускалась 31 газета на украинском языке. Очень красивая природа, особенно в Анучинском районе. Чистые реки, чистое море. Впервые мы узнали, что в уссурийской тайге растет  женьшень, актинидия ( это такие лианы, плетущиеся по кедрам), кедровый орех, элеоутерококк  и лимонник. Видел тигров. Очень разнообразен животный мир...
     Я еще застал  бабушек ( возил им хлеб в тайгу), которые рассказывали мне как их  девочек садили в Одессе на пароход и когда пароход  прибывал  в Бомбей  на загрузку угля( топлива – Ред.) они с родителями ходили на рынок. Их рассказы очень интересно было слушать.
     Но настал советские времена… По рассказам местных жителей подразделения НКВД окружали село, забирали местных  мужчин и никто их  больше не видел. Спаслись только те, кто был в тайге: на  охоте, на рыбалке, сборе женьшеня и т.д.   
     Один местный житель (забыл  его национальность), предки которого жили там  испокон веков, рассказал мне, что вначале пришли корейцы, то  местных (приморцев- ред.) ругали за непослушание.  Потом пришли китайцы -  ругали и били. А  когда пришли русские, то убивали, безжалостно уничтожали лес, вырезали кедры, ловили зверей – соболя и т.д.  Поэтому переселенцы уходили  на север -  в леса. Также и местное население уходило в тайгу на север…
     Я имел много там друзей и они предлагали нам остаться жить на гражданке в Приморье. Но как   я мог там остаться, хотя мне очень нравилось  в Приморском крае, когда  Юра учился в Киевском университете, братья и  сестры  жили  на Украине. Галины родители, а также брат и сестра тоже - на Украине. А это расстояние десять тысяч  километров -  не наездишься. Тем более в Житомире  была квартира. В Москве было время до отхода поезда, то я поехал с Олегом сфотографировался на Красной площади -  на фоне Кремля.  И  сказал себе, что  больше я в Россию  не хочу, я люблю Украину.
     Со Здолбунова позвонил  в  Житомир  товарищу, что я на его имя отправил свой автомобиль  Жигули.  Через некоторое  время он позвонил, что пришло  уведомление -  прибыла машина, приезжай.
     Жильцам, которые временно  жили в одной комнате нашей квартиры – сказал ее освободить. Поехал на станцию, открыли ящик, в котором ехала машина (полувагон), перегнал машину в гараж. Приехала  семья от бабушки и дедушки со Здолбунова, Юра с Киева.  И  мы  вместе встретили Новый 1990 год  в своей квартире.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.