Пять лет из жизни Зины

Валентина Лейднер Васильченко
               
Прошло уже два года с тех пор, как Зина осталась без матери, отец умер раньше. Зина была старшей в семье, и у нее уже было четверо своих малышей, а после смерти родителей ответственность легла и за 16- летнюю сестру Зою.
Молодая девушка не смогла остаться в родительском доме, потому что не ладила с женами братьев. И хотя Зине с мужем было тяжело обеспечивать детей, да еще и Зойку, все-таки у них это получалось, не без помощи братьев, конечно.
Теперь же началась война, сначала забрали братьев Илью с Иваном, а потом добровольцем на фронт ушел муж Зины Андрей. Девушкам пришлось совсем туго, и без того трудное материальное положение ухудшилось, когда они узнали, что жена Ивана Лада ждет ребенка.
Зойка училась на третьем курсе медицинского, и сама, в тайне от сестры, решила работать в госпитале.
Год прошел быстро, девушки стали привыкать к своей новой жизни, и жизнь пошла, как по накатанной. Зина заподозрила неладное, когда, приезжая домой Зойка не только не просила денег, но и оставляла их сестре.  Зойке пришлось признаться, что она бросила училище и работает теперь в госпитале. Зина, конечно, сердилась на сестру за это, но понимала, что другого выбора у Зойки то и не было. Да и кроме своих детей у Зины появилась маленькая племянница Ниночка, с которой она сидела, пока Лада бегала на работу, поэтому ей было, некогда заниматься воспитанием Зойки.
И вроде бы все как-то пошло своим чередом, но в семью опять пришла беда, в августе на Зининого мужа пришла похоронка, он погиб  под Ленинградом от осколочного ранения.
В начале сорок третьего вдруг перестали приходить письма от младшего брата Зины, Ивана. Его жена верила, что он жив, а вот у Зины веры совсем не было. Она в тайне радовалась, что Лада успела забеременеть перед войной и у брата теперь есть дочка. В это же время по селу разошлись слухи о романе старшей снохи Арины с председателем. Председатель- один из немногих мужчин, которые остались в селе. У него было совсем плохое зрение и на войну его не взяли. Зину же слухи не интересовали, она решила, что вернется Илья и сам подумает, что с этим делать. Но Арина освободила его от лишних мыслей и ушла к председателю. Зина очень боялась за брата и решилась попросить Свету Солдатову, местную почтальонку писать брату письма вместо жены, потому что Света могла подделать любой почерк.
Летом Зойка перестала появляться дома,  от нее не было ни весточки. Тогда уже Зина решилась сама поехать в город, в госпиталь и все выяснить. Один из врачей рассказал ей, что Зоя влюбилась в раненного и уехала вслед за ним на войну.
Ничего не менялось вплоть до лета 44 года. Дети росли, Зина и Лада работали, Светка писала письма Илья, а об Ивана и Зое не было ничего известно. В июне же с войны вернулся Илья, война отняла у него ногу. Зине пришлось признаться, что письма ему уже давно пишет не жена, а почтальонка Света. Три дня Илья пил самогонку, а на четвертый на костылях пошел к председателю. И хоть и был он на одной ноге, умудрился подраться с председателем и за волос притащить жену домой. Так они и стали жить.
В апреле 45 Илья и Арина забрали из детского дома детей погибшего друга Ильи. Теперь они стали родителями четырехлетнего Артема и двухлетней Клавочки. Илья научился ходить на протезе и устроился на работу. Лада все так же ждала мужа, писем от него не было, но и похоронка не шла, а значит, надежда на его возвращение все еще была. А вот Зина уже мысленно похоронила и Зойку и Ивана. Она ругалась на себя за то, что не уберегла сестру и не досмотрела за ней.
В начале мая стало известно, что русский войска взяли Берлин и уже никто не сомневался в нашей победе. И вот наконец это случилось – мы победили! Победу отмечали всем селом, а когда Зина вернулась домой, она увидела там сестру и молодого офицера рядом. Сначала она обрадовалась, но потом ее взяла злость, она схватила полотенец и начала гонять им сестру по комнате.
- Ах ты прохвостка! Не единого письма за все время! – закричала она
- Да я боялась тебя расстраивать… - оправдывалась та.
- А так я из-за тебя посидела – не унималась старшая
- Да погоди! Не мама ты мне, да и я уже взрослая замужняя женщина. – от неожиданности Зина выронила полотенец.
- Что?
- Да, да … замужняя – повторила Зоя – Вот знакомься – она показала на офицера – Это мой муж Степан, и в обще мы к вам на неделю всего приехали. Степа из Ростова, мы туда поедем жить.
На следующее утро вся семья захотела сделать общий снимок. Зина с детьми, Лада с Ниночкой, молодожены Степан и Зоя, семья Ильи – все светились от счастья, как будто и не было войны, как будто не с ними случились все эти беды. В сердцах каждого была надежда на светлое будущее, а в сердце Лады все еще теплилась надежда на возвращение Ивана.
Они еще не знали, что Иван вернется из плена в 47 году, что у Арины и Ильи родится свой сын, а Зоя окончит институт, и станет детским доктором.
Пока же была весна и безграничное счастье. А впереди всю страну ждала большая стройка новой жизни, нового времени, нового мира.