Вспышка маяка

Альберт Шаров 2
               
           Ширков после окончания ТМУ ММФ СССР в 1958-м году неожиданно попал на рыболовные суда,как и ,половина,его однокурсников.А это была почти катастрофа,для таких,как он.Со слабыми физическими характеристиками,что на рыболовном траулере большой минус.Там на промысле всегда подвахта и третий штурман работает матросом на открытой волнам и ветру,скользкой палубе. Работать нужно на уровне мощных и физически крепких рыбаков,но такие не всегда есть в достатке.Вот в этом то и все дело.

           После ТМУ должен был работать на грузовых судах,в руках бинокль,карандаш и линейка.А вместо этого СРТ,кругом только волны и тонны рыбы,работа на палубе с бочками 120 кг и все остальное в полном натяге.

           Где- то в районе 1962-го года.СРТ-4283  шел в Балтийском море,пролив Хамрарне, курсом на юго-запад,на промысел в Северное море.Второй штурман Ширков,25 лет со дня рождения, стоял свою ходовую вахту.Сам пролив красив и благоприятен в навигационном плане.Штурман любил ходить здесь. Радар,тех времен,Створ прекрасно отбивал береговую линию Шведского берега.Море и ветер около 1- 2 балла.Но очень плотный туман.Вахта уже заканчивалась и Ширков очень хотел на сдачу вахты поставить на карте идеально высокоточное место судна.Но для этого нужен был пеленг на маяк.В этом районе линия берега представляла кусок большого круга или окружности.Визуально в тумане берег совсем не наблюдался и его толщу не мог пробить луч маяка.В принципе  можно было и не суетиться,ибо в этой ситуации точности все равно хватало и без пеленга,с небольшой погрешностью.Но все штурмана хотят стремиться к максимуму точности,тем более при сдаче вахты.

           Ширков вышел на правое крыло мостика и впился глазами в туман,пытаясь увидеть огонь маяка.Шансов на это практически было мало,может быть один и очень маленький.Так делали почти все штурмана,чтобы показать класс своей работы и вообще.

           Капитан судна,в возрасте за 40 лет,Юрий Демьянович,очень неплохой по характеру,тоже вышел на крыло и стоял рядом.Туман был плотным и шансы увидеть что либо,таяли с каждой секундой.А судно,по расчетам,подходило к траверзу маяка.Только на траверзе кратчайшее расстояние до маяка и это последний шанс,если он вообще существует.А скорее всего нет,чем да.

           Вдруг вспышка в тумане,как неожиданный подарок.Ширков знал её по имени и в лицо по прошлым рейсам.Только одна вспышка маяка,расстояние увеличилось и все поглотил туман.Конечно, штурман не успел взять пеленг по компасу.Но это и не нужно.Маяк почти у траверза.Все!Место судна,почти идеально,обеспечено за четверть часа до сдачи вахты старпому.

           Каково было удивление ,когда капитан,посмотрев на прокладку на карте, начал наезжать на Ширкова.Он усомнился,что штурман сумел взять визуальный пеленг на маяк в таком тумане,когда капитан стоял рядом и  не видел ничего.Капитан уже обидел классного штурмана,но…

        Ширков взял себя в руки.Ну что тут такого.Не может капитан,уже в годах,равняться с молодым штурманом в силе зрения,навигации и всех сопутствующих дисциплин состаляющих морское судовождение.
     У него отсталое и устаревшее образование, которое далеко уступает современному. На глазах Ширкова бурно развилась электро- радионавигация с электроникой.Сложнейшие прибоы и поиск новых технологий, И не только.

      Его рыбный техникум не может равняться с блистательной торговой Таллинской мореходкой ММФ СССР.И не только это.Капитаны тогда не стояли вахту и,став капитанами,катастрофически быстро теряли практику и навыки штурманской вахты.Они были заняты,и это понятно, главным и трудным делом по поиску и добыче рыбы.Да,может быть,он мигнул в это время,когда был импульс вспышки маяка.Или в сторону смотрел.Старуху вспомнил и ещё что.Да и вообще.Навигация у рыбаков не имела достойного внимания,как в ММФ,где она на высоком месте.А здесь они лучше на глаз и на угад,да и так сойдет.Ширков уже все это понял,как у них здесь в рыбаках.Навигацию здесь знали и уважали плохо.Рыбаки катастрофически быстро и далеко отставали от прогресса.Весь их потенциал и все остальное забирал,поиск,добыча и обрабортка рыбы.А это есть тяжелейший,нет аналога,и ещё неблагодарный труд.Для главного дела,поиск ,добыча и обработка рыбы приходилось жертвовать чем то другим,например,современной навигацией.

      Но не все так просто…Обижаться на рыбацкого капитана,который,может быть,почти забыл навигацию и на порядок или больше уступал Ширкову в этом моменте,нет смысла.Отсталое и устаревшее образование,усталость от возраста и т.п.Физическое зрение от возраста явно слабее в разы.А здесь имеет место особое штурманское зрение,которое предусматривает постоянный поиск,на дальних горизонтах,необходимого навигационного объекта,его узнавание и быструю реакцию.Поэтому с одного крыла мостика один может что-то видеть,а другой не видит ничего,потому что разные характеристики щтурманского зрения.Каждый ведет себя так,как воспитан в своей личной цивилизации.Мин.Мор .Флот или какая то Рыб.Пром.Этот эпизод заставил работать мысль и задуматься.

      Просматривался целый ряд аксиом,на базе подобных ситуаций в прошлых рейсах,настоящем и будущем.

      Капитан на мостике,особенно в простых условиях,вводит штурмана в неопределенность и дезорганизацию,а самое главное- представляет собой опасность.Всегда непонятно,кто здесь командует судном?Капитан на мостике или вахтенный штурман,у себя на вахте. Особенно,когда уступает штурману в классе зрения,теории и практики навигации.

      Наблюдение – важнейшее составляющее штурманской вахты,предусматриывает множество нюансов.Дальнее,сверхдальнее,у гороизонта и за горизонтом.Поисковый характер,узнавание объекта или идентефикация.Скорость восприятия,как фотоаппарат и прочее… Увидеть встречное судно,маяк,предмет ещё за горизонтом или неожиданно шлюпку,человека где-то вблизи…Это штурманское морское зрение .Особенно часто приходилось идти по радиопеленгу на другой СРТ,для выхода на визуальный контакт, на запись рыбы или по хозяйству и пр.Так вот ,сначала как- то смутно,а потом это определилось точно,тот факт,что,в тумане или без,первым или сначала видел ожидаемый объект сначала Ширков,и только потом –все остальные,кто бы то ни было.Или,если чего  то не видел Ширков,то это не видел никто вообще.

       Если аксиома,то он уже понял по всем фактам,которые были.Штурманское зрение,которое было не совсем и не только зрением,а это была особенная способность,увидеть то,что было недоступно другим.Поэтому Ширков на своей вахте полагался только на себя,потому что твердо знал,что увидит предмет первым.Эта аксиома определяла характеристику штурмана и всего судна,на котором он был,как абсолютно безаварийный.

      Аварийность в те времена,по стечению разных обстоятельств,была потрясающе высокой.За спиной Ширкова,скромно и красиво,стояла эта аксиома,он всегда беспокоился за безопасность и его судно всегда было безаварийным.Естественно,что Ширков замечал опасность достаточно далеко от судна и не давал ей приближаться близко.Это не только зрение,которое проверяют на комиссии,где у него всегда единица и восторг и комплименты от врачихи.Это много больше.

       Ширков уже туманно и раньше замечал,что увидел сверхдальний объект,судно или маяк и прочее гораздо раньше вообще всех,кто был на мостике.Особенно в пониженную или плохую видимость.И это было не только зрение,а какая-то более весомая способность,с поисковым характером,может быть чутье,седьмое чувство или другая личная характеристика,которая не очень понятна и  её нельзя прояснить или объяснить,но она была в своем амплуа и силе.А это был просто Ширков.

     А вот в навигации все было понятно ему и всем,кто его знал.Сильнейший отличник в престижной торговой мореходке и после, он никогда раньше,никогда в настоящем и будущем,не встречал вообще никого в пространстве и времени,кто бы мог вообще равняться с ним.Это был отличник всегда и навсегда.


     «Да что ты там вообще увидел в таком тумане?» ,- начал наезжать на Ширкова капитан.
     - Ммм…Да я…
     «Я сам стоял на крыле,смотрел и ничего там не было!»
     -Но,позвольте…
     «Да,пошел ты…!» И капитан ушел с мостика.

     Настроение,конечно,было испорчено и штурман остался один на мостике.А это уже было лучше.Но здесь же была  его аксиома и все понятие.Никто не мог точно определить место судна в такой ситуации,а только сам Ширков.Да черт с ним,дело сделано на отлично. И так было много раз,в различных сотнях или больше ситуаций.Капитаны и другие штурмана вели себя по разному.
     Одни просто не вмешивались ни во что, другие в душе выходили из себя,держали за пазухой камень,а то и портили жизнь,как только могли и где только могли самому одарённому штурману тех времён.
     Но,конечно, встречались коллеги,в единичном или малом числе,которые не скрывали и не хотели скрывать своего восхищения от классной работы в сложных или почти невозможных условиях.Это были доброжелатели и друзья,а таких не бывает много.Один или два.Но такой друг был,даже два или три.
    Для Ширкова навигация была хобби,он,с упоением, освоил множество сложных методов ,которые были в разработках НИИ и их не было в обычных учебниках навигации.Коллеги и товарищи вообще не лезли в такие сложные расчёты.В совершенстве,почти полностью,во всех аспектах,освоил логарифмическую линейку.А это по, тем временам, был калькулятор или вообще компьютер.
    Сейчас 2-й помощник стоял вахту на мостике своего очередного СРТ,мысли были невесёлые.Какого штурмана потерял МИНМОРФЛОТ и его красавцы- великолепные грузовые или грузо-пассажирские суда.Конечно,один из лучших.Но та сказка жизни проходила мимо.Судьба такая,как есть.Она очень редко даёт подарки.Остаётся только своя любимая навигация и маленькие подарки от неё. Помогало какое-то предчувствие, вместе с надеждой, что когда-то и где- то ,там за туманом и горизонтом, будет встреча с моментом судьбы. Ширков вернётся и его примет сияющий Минморфлот.А пока надо продержаться здесь.
   

    Вдруг чуть впереди траверза темноту ночи прорезал луч маяка.Это был настоящий друг,он не подведёт никогда.Характеристику маяка можно определить секундомером, но,если проходил здесь многократно, то уже узнаёшь вспышку по характеру и по имени.

    Судно идёт точно и правильно.Гул двигателя в коллектор уверенный и сильный.
    Судно прошло траверз маяка,положение СРТ и маршрут были,почти идеально,выверены,а через полтора десятка минут,уже ,ближе к корме, вспыхнула его последняя прощальная вспышка.

Фото автора.

СРТ на ходу в море.
Средний рыболовный траулер.