123. 1. о фирме карла фаберже

Алина Насековская
 123.1.   О ВЫСТАВКЕ   «СТИЛЬ ФАБЕРЖЕ» 
 В   г. Истра рядом с монастырём  в Музейно-выставочном комплексе «Новый   Иерусалим»  15 декабря  2018 года по  24 марта  2019 года работает  выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени».
О ФИРМЕ  ФАБЕРЖЕ.
Основное ювелирное производство, главный  магазин и контора находились в Санкт-Петербурге в собственном доме Карла Фаберже, построенном в 1900 году на Большой Морской улице. К этому времени фирма производила более 100 различных произведений ежегодно, над которыми работали  около 500 золотых дел мастеров. Ювелиров, художников по эмалям и резчиков по камню. Сам Карл Густавович участвовал в работе над рисунками и утверждал эскизы. С ним также работали его сыновья Агафон и Евгений, которые были великолепными рисовальщиками и знатоками драгоценных камней.
Лучшие золотые работы по     рисункам Фаберже изготавливались в мастерской Михаила Перхина, а в последствии Германа Вигстрема. Выдающиеся бриллиантовые изделия производились в мастерской Августа Хольмстрема и Августа Хольминга. Первой специализированной мастерской, изготовляющей серебряные  изделия, являлась мастерская Юлия Раппопорта., которая выпускала множество предметов, начиная от мелких  письменных предметов и заканчивая большими вазами. Изделия  производства в Санкт-Петербурге, часто специализированные в пышных формах барокко, рококо, французского классицизма  18 века, богато украшенные      драгоценными камнями и металлами, отличаются тщательностью и  совершенством  исполнения.  Это направление в дальнейшем обуславливалось и вкусами главного заказчика Фаберже-Императорской  семьи.
Московское отделение фирмы К. Фаберже ( фабрика и магазин ) действовало с 1887 по 1918 годы.  В июне 1901 –го в форме полного товарищества был зарегистрирован торговый дом «К. Фаберже. Москва».  Общий капитал товарищества определялся в 120 тысяч рублей,  из которых одна половина принадлежала Карлу Фаберже, а вторая –Алану Бо, компаньону и подданному Великобритании. По закону торговый дом должен был называться «Фаберже и Бо», но в интересах дела Бо благородно отказался.
Московская фабрика главным  образом славилась своим  серебряным  производством, в том числе посуды, которое было налажено намного  лучше чем в Санкт-Петербурге. Особенно многочисленными являлись серебряные оправы для граненного хрусталя и произведения в  оригинальном русском стиле, к которому активно обратилась элита на рубеже 19-20 вв. Новое прочтение  русского  стиля выразилось в глубоком  интересе к старинным формам, орнаментам, мотивам, постижении внутренних законов создания древнерусских образцов искусства.
Среди художников Московского отделения следует отметить Клодта1, Клодта11, среди главных мастеров - Александра Фаберже, младшего сына Карла Фаберже, впоследствии руководителя  фирмы.
Важную часть  творческой деятельности  фирмы представляет собой камнерезное искусство. Анималистические фигурки вне сомнения начали создаваться на фирме под влиянием искусства Японии в частности нэцкэ. Однако мастера со временем выработали свой собственный стиль исполнения своеобразных произведений, которые быстро распространились в кругах высшей аристократии и деятелей художественной культуры. Моду на камнерезную анималистику поддержала также  Мария Фёдоровна, которая активно приобретала подобные изделия.
Сохраняя компактные формы и естественную лёгкость исполнения, присущие нэцкэ из дерева и слоновой кости, Фаберже делал свои  фигурки в камне. В зависимости от замысла и свойства материала ювелир варьировал стиль и качество исполнения, создавая непосредственные. Юмористические, а иногда даже карикатурные образы. Выставка включает подобные произведения.
Для изготовления фигурок животных Фаберже использовал  разнообразные камни. Предпочтение отдавалось реалистическим цветам. Имитацию меха мастера создавали с помощью агата или яшмы, по мере возможностей обыгрывая прожилки  в камне.  В отдельных случаях выбирались неестественные  для  животных цвета, чтобы придать  им  забавный вид.
 Деятельность фирмы к. Фаберже была неразрывно связана с жизнью последних представителей царствующего дома Романовых. Без изделий фирмы не обходилось почти ни одно семейное или государственное событие при Императорском дворе. Карл Фаберже выполнял как прямые заказы на создание подарков и ювелирных украшений от императора и  императриц  Александра  111 и Марии Фёдоровны, Николая 11 и Александры Фёдоровны, также и заказы от Кабинета Его Императорского Величества.
Первый заказ от Императорского дома фирма К. Фаберже получила в 1883 году. Спустя два года Александр 111 заказал Фаберже подарок супруге на Пасху. В результате появилось первое императорское пасхальное  яйцо. Успех позволил ювелиру в том году получить от императора звание «Поставщик Двора Его  Императорского Величества и право включать изображение императорского двуглавого орла в свой фирменный знак.  Через пять  лет он был назначен оценщиком Кабинета Его  Императорского  Величества.
С этого времени придворный ювелир получал заказы на императорские пасхальные подарки ежегодно, каждое яйцо должно было быть уникальным и содержать  внутри сюрприз. Николай 11 сохранил семейную традицию и каждую весну преподносил в подарок два яйца-одно своей овдовевшей матери Марии Фёдоровне, второе супруге, императрице Александре Фёдоровне.
Пасхальные яйца от Фаберже стали подлинными  символами изящества и роскоши,непревзойдённого стиля и высоких достижений ювелирного искусства дореволюционной  России. На выставке представлены три императорских пасхальных яйца: пасхальное яйцо 1904 года, преподнесённое Николаем11 супруге по случаю 10-летия свадьбы;  императорское пасхальное яйцо «Созвездие Цесаревича» 1917 года и последнее пасхальное яйцо из карельской берёзы 1917 года, выполненное по заказу Николая11 для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
На протяжении более трёх десятилетий службы Карла Фаберже придворным ювелиром  главным заказчиком его фирмы со стороны Императорского двора являлся Кабинет Его Императорского Величества, через который пополнялись фонды ювелирных изделий, разных по тематике, технике исполнения  и цене.
Значительную часть фонда Кабинета Его Императорского Величества представляли «подарочные предметы», изготовленные фирмой К. Фаберже  по заказу императора на юбилеи и праздники августейших родственников и придворных сановников: дамские и мужские портсигары, табакерки, броши, подвески,  кулоны, запонки и другие изделия. Подарки ранжировались и распределялись строго по чину. Были проявлением искусного придворного этикета и высокой дипломатии.
В 1916 году фирма К. Фаберже была преобразована в «Товарищество на паях К. Фаберже» и продолжала свою деятельность. В этот период в фирме обнаружились крупные хищения. В краже был несправедливо обвинён сын фаберже – Агафон, после чего он ушёл из дела и из семьи навсегда, но не уехал с семьёй из России  за границу.
Тяжёлые времена настали после Октябрьской революции 1917 года. Фирма прекратила своё существование 5 января 1918 года по решению собрания акционеров. Все  мастерские Фаберже были закрыты, а оборудование, запасы материалов и готовые изделия национализированы большевиками. Фирма перешла в руки так называемого Комитета работников товарищества и компании Фаберже, просуществовав в этом качестве до ноября 1918 года.  Большая часть уникальной коллекции Фаберже была продана советским правительством в Великобританию и США.
Карл Фаберже понял, что ни у него, ни у его сыновей нет будущего в России. В 1918 году ювелир уехал с семьёй за границу, в 1920 году умер в Швейцарии. Николай Фаберже с 1906 года жил и работал в Лондонском филиале фирмы.  Сыновья-Евгений и  Александр в 1923 году эмигрировали в Париж, где основали фирму «Фаберже и К». Агафон последним  из сыновей в декабре 1927 года бежал из Советского Союза в Финляндию, до этого проработав с 1922 года уполномоченным Гохрана и оценщиком. Жил за счёт продажи части своей  богатейшей коллекции марок. Династия мастеров ювелирного дела оказалась разбросанной но всему миру.

АВТОБУС В ИСТРУ ПРИЕЗЖАЕТ.
РАБОТЫ ФАБЕРЖЕ ХОТИМ МЫ ПОСМОТРЕТЬ.
ЭКСКУРСОВОД  У  ВХОДА НАС ВСТРЕЧАЕТ.
НА 200 ЛЕТ НАЗАД ПОМОЖЕТ УЛЕТЕТЬ.

МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ТАМ МАСТЕРСКИЕ БЫЛИ.
ГДЕ САМ КАРЛ ФАБЕРЖЕ И  СЫНОВЬЯ  ЕГО,
ЧУДЕСНЫЕ ДЕЛА ТАМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ  ТВОРИЛИ
ИЗ ЗОЛОТА, БРИЛЛИАНТОВ И ТАЛАНТА СВОЕГО.

МЫ ВХОДИМ В ПЕРВЫЙ ЗАЛ. НА СТЕНАХ ФОТО И ЭСКИЗОВ МНОГО.
ТАМ ДРЕВО ФАБЕРЖЕ, КТО  ФИРМУ ОСНОВАЛ,
ЧЕТЫРЕСТА РАБОТ НА ВЫСТАВКЕ- НЕ ПЛОХО!
И КАЖДЫЙ ИЗ НАС РАД, ЧТО ЗДЕСЬ ОН ПОБЫВАЛ.
 
ПРЕДСТАВЛЕНО  ЗДЕСЬ МНОЖЕСТВО ПОДАРКОВ ДЛЯ  ЦАРЯ.
МУЖЧИНЫ ЮВЕЛИРЫ РАБОТАЛИ ДЛЯ НИХ.
ПОДАРКИ ЭТИ  УВАЖАЛА  ВСЯ  ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ,
ПРЕТЕНЗИЙ К  ЮВЕЛИРАМ НЕ ВОЗНИКАЛО   НИКАКИХ.

РАБОТЫ МАСТЕРОВ ХРАНЯТСЯ ЗА СТЕКЛОМ
БЛЕСТЯЩИЕ КОЛЬЕ, СЕРЁЖКИ, ЖЕНСКИЕ ПОДВЕСКИ.
ОНИ УКРАШЕНЫ БРИЛЛИАНТАМИ И МЕТАЛЛИЧЕСКИМ ЦВЕТКОМ,
ЧТОБ СВЕТ НЕ ПОРТИЛ ИХ, ЗАКРЫТЫ ЗАНАВЕСКИ.

В ВИТРИНАХ ЗДЕСЬ КРАСУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
ВОТ ТАМ СТОЯТ ХРУСТАЛЬНЫЕ  ПРИБОРЫ ДЛЯ СТОЛА,
ЗДЕСЬ   ЯЙЦА, СТАТУЭТКИ  И ПРОЧИЕ ЗНАКОМЫЕ ВСЕМ  РЕРИТЕТЫ
А ТУТ НОЖИ, КЛИНКИ, УКРАШЕНА БРИЛЛИАНТАМИ  СТРЕЛА.

ЗДЕСЬ УКРАШЕНИЯ  ЖЕНСКИЕ БЛЕСТЯТ, ПЕРЕЛИВАЮТСЯ ОГНЁМ
ЦЕПОЧКИ СЕРГИ И КУЛОНЫ
ХРУСТАЛЬ БЛЕСТИТ, ПОКРЫТЫЙ  СЕРЕБРОМ,
В ЭМАЛЬ И ЗОЛОТО  ОДЕТЫ  МЕДАЛЬОНЫ.

А ЭТО ПОРТСИГАР В КРАСИВЕЙШЕЙ ОПРАВЕ.
ЗДЕСЬ БЛЮДА И КОВШИ, ЗДЕСЬ РАМКИ  ДЛЯ ПОРТРЕТОВ.
С ПОРТРЕТОВ СМОТРЯТ ЛИЦА ЗНАКОМЫЕ  ДЕРЖАВЕ,
А РАМКИ ВСЕ ОФОРМЛЕНЫ  БРИЛЛИАНТАМИ  БУКЕТОВ.

А ЭТО СТАТУЭТКИ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ
ПОДАРКИ ИМПЕРАТОРСКОЙ  СЕМЬИ,
А ЭТО ЯЙЦА С ФОТОГРАФИЕЙ ДЕТЕЙ,
И  ЯЙЦА С ВИДОМ  НЕБА И  ЗЕМЛИ.


КАКАЯ  ВЫСТАВКА!  ВОСТОРГ  НЕ  ОПИСАТЬ!
ШЕДЕВР ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ ЭКСПОНАТ.
И ЕСЛИ ВСЁ ОТКРЫТЬ И ВЫБРАТЬ ПРЕДЛАГАТЬ,
ВСЕ ЭКСПОНАТЫ РАЗОЙДУТСЯ  НАРАСХВАТ.