Модест Петрович Мусоргский. Портрет кисти Репина

Лев Балашов
В этом великом портрете кисти И. Е. Репина заключено драматическое противоречие: с одной стороны, мы видим обаятельный, целостный, обобщающий образ бесконечно родного нам человека, великого русского композитора, художественного гения гигантского масштаба; с другой, мы видим несколько одутловатое лицо человека с признаками серьезного заболевания.

Художник, конечно, приукрасил облик М. П. Мусоргского. На портрете совсем не видно, что человек-то умирающий. Ему осталось жить всего десять дней.

Тем не менее, Репин был исторически прав. Ведь он писал портрет незаурядной личности и перед ним в первую очередь стояла задача запечатлеть, оставить современникам, потомкам образ гения и лишь во вторую очередь реалистически отобразить человека болезненного вида. Репину удалось то и другое. Перед нами могучий гений и человек далеко не в лучшем виде.

————————————————————————————

Музеи мира (интернет):

Портрет М. П. Мусоргского - Илья Ефимович Репин. 1881. Холст, масло. 69х57

«Среди портретов кисти Репина, эта работа занимает особое место. Как известно, мастер писал этот портрет за несколько дней до смерти великого композитора, что придает работе особую драматичность и глубину.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. В его глазах читается печаль, тоска. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного - лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.

 Фон на портрете "пустой", свободный от всяких деталей. Можно подумать, что Мусоргский изображен на фоне облаков. Создается ощущение грандиозности и величия изображаемого. Он сам как его музыка: особенная, неукротимая, мощная, неповторимая. Эта музыка звучит в его глазах. Там же и незаконченные произведения, невоплощенные идеи, музыка, которую он уже никогда не сочинит...»
(См.: https : // muzei-mira.com/ - пробелы убрать.

Алена Эсаулова:

"Портрет Мусоргского Репин написал за четыре дня: с 14 по 17 марта. Картина создавалась в больнице, куда друзья поместили композитора во время приступа белой горячки. Вся трагедия большого таланта, сгоревшего от нервной болезни и алкоголизма, передана в этом портрете – единственном прижизненном изображении Мусоргского.

Павел Третьяков купил портрет, не видя его, а лишь услышав, что Репин в госпитале пишет больного Мусоргского. Близко знавший и Мусоргского, и Репина критик Владимир Стасов так охарактеризовал эту работу: «Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета – так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».(…)

Особая проникновенность этого портрета обусловлена тем, что меньше всего в своем состоянии Мусоргский мог «позировать». Не имея возможности установить мольберт, Репин просто пристраивался рядом с тяжело больным другом и чуть ли не «на коленке» писал Мусоргского. В запахнутом больничном халате поверх рубашки, с всклокоченными волосами, с непередаваемыми болью, отчаяньем и будто ощущением близости смерти в глазах Мусоргский кажется на этом портрете замершим то ли во мгновении, то ли в вечности.

Репин не льстил товарищу – красный нос, круги под глазами недвусмысленно указывают на то, что именно сгубило его талант. Правда, глубокий зеленый цвет больничного халата частично компенсирует красный цвет лица, но украшательством это не назовешь. При этом лицо, глаза, вся фигура изображенного полны достоинства и мужественного приятия своей судьбы. Репину удалось вместить в написанный за четыре дня портрет физическое и душевное измученное состояние композитора, передать его страдания и при этом его несгибаемую силу духа. Титан, сломленный, но непокоренный собственной слабостью и невзгодами – таков Мусоргский на портрете Репина".
(См.: https : // artchive.ru/ ilyarepin/works/295015~Portret_kompozitora_M_P_Musorgskogo - пробелы убрать.

_______________________

Из неоконченной работы: Л.Е.Балашов. Философия: образ и текст. (Книга для чтения и разглядывания)


======================================================

Из работы "Музыка в моей жизни":

Модест Петрович Мусоргский — глубоко национальный русский композитор, гений божьей милостью. Его визитная карточка — вступление к опере «Хованщина» «Рассвет над Москвой-рекой». Его опера «Борис Годунов» — одно из самых выдающихся произведений оперного жанра, если не самое выдающееся. Вместе с Бородиным и Римским-Корсаковым явил расцвет русской национальной школы музыки.

Назову здесь наиболее любимые произведения композитора:
Оперы: «Борис Годунов», «Хованщина»,«Сорочинская ярмарка»
Картинки с выставки
Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе»
Интермеццо
Скерцо

                Интермеццо
В юности я часто слушал по радио и на проигрывателе Интермеццо Мусоргского. От этого небольшого произведения композитора веяло несколько грубоватым русско-мужицким шармом. В нем неприкрашенная кондовая Россия.

                Борис Годунов
Очень люблю эту оперу. Впервые я познакомился с ней в фильме «Мусоргский», затем через фильм-оперу «Борис Годунов». Но больше всего я познал эту оперу через пение Ф.Шаляпина, через созданный им образ Бориса Годунова. Особенно впечатляли в исполнении певца ария «Достиг я высшей власти», сцена галлюцинаций «Чур, чур меня» и, наконец, гениальнейшая сцена смерти Бориса.

===============================================

См. также здесь, в Проза.ру:
Шестая (Патетическая) симфония П.И.Чайковского - http://proza.ru/2022/02/13/1271
Первая симфония Калинникова - http://proza.ru/2020/08/07/1731
Александр Порфирьевич Бородин - моя любовь. - http://proza.ru/2021/11/15/1312