Не убереглись

Татьяна Васса
Сегодня читала Евангелие от Матфея, 23-ю главу.
"... 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
..."
Как сказал Христос: "... берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.." (Лк.12:1). Не убереглись.
Начну с того, как должны обстоять дела с руководством коллективом, предприятием, организацией. Следуя логике вещей, командовать людьми и организовывать работу должны люди, обладающие высокой квалификацией, опытом и навыками в той отрасли, в которой это происходит.
Но! Это - Россия, детка! Здесь властвуют совсем другие принципы отбора кадров. Куда ни повернись, везде - успешные менеджеры, молодые, активные, связанные со своими хозяевами тесными узами преданности. Вокруг, куда ни глянь, бездушные схемы по извлечению прибыли и рассматривания человеческой личности, как винтик в механизме, предназначенный для определённой цели. Сама личность и её чаяния изучаются не для человеческих отношений, а для утилитарного использования.
Мир превращается в какое-то одно сатанинское действо. Да и как ему не превращаться. У нас в стране главным "Министерством по морали и нравственности, а также по духовному возрождению" является РПЦ. И оно, как бы, должно справляться со своей задачей - очищением человека от грехов, укреплением духа каждой конкретной православной личности, чтобы честь и совесть властвовали над стремлением к наживе. Множество вопросов призвано решать это "министерство". Если бы оно выполняло свои задачи, духовно креп бы наш народ, и был бы в состоянии всё трезво оценивать, помогать друг-другу, а не завидовать и не делать пакостей, любить друг-друга, в конце-концов. Ведь, "министерство" утверждает: "Идите к нам, в храмы. Здесь вы найдёте спасение душам вашим в чистоте и праведности". Народ идёт, правда, далеко не массово. Но и тот, который идёт, почему-то также массово не преображается. К счастью, есть исключения, которые мы называем святыми.
Почему называю РПЦ "Министерством по морали и нравственности"? Потому что наблюдается тесная смычка с государством и фигура патриарха воспринимается, скорее, политической, чем духовной. При этом, везде написано и утверждается, что церковь у нас отделена от государства. Чем отделена? Только этой декларацией и отделена. В действительности, она вовлечена в тот же социальный круговорот имущественных, налоговых, образовательных и прочих отношений. Это её и истощает. Официальная церковь у нас никогда не была отделена от государства, начиная с князя Владимира. Религия превосходно использовалась политическими деятелями в своих интересах и всегда была у нас в России от политики неотделима. Только, разве, с начала Октябрьской революции и до времен перестройки её "посадили и на цепь" и жестко контролировали, чтобы не шалила, поскольку, она в этот период политике была не нужна. На эту тему у меня есть статья: "Необходимо ли Русской Православной Церкви покаяние?" , размещенная на Проза.ру.
Могут спросить: "При чём тут РПЦ?". А при всём. Если бы, действительно, она выводила на свои передовые земные рубежи людей сильных духом, настоящих православных христиан, а не успешных или менее успешных религиозных менеджеров, то тогда и духовная обстановка в России была бы другой. Это было бы совсем иное государство ответственных, нравственных в большинстве своём, людей, а не эти повсеместные гонки за наживой любой ценой, распространяющаяся внутренняя унылость при множестве разных развлечений и безответственности.
Не знаю, может быть я какая-то мечтательница, но так хочется, чтобы наши души преобразились и окрепли в духовно, а не умирали бы в этом всеобщем царстве потребления.
Конечно, в идеальном варианте, Церковь, действительно, должна быть отделена от Государства, потому что призвана решать неотмирные вопросы, задачи преображения души для Царствия Небесного. Духовная сфера. Но, духовное неразрывно связано с телесным, как и Христос есть и был полностью Бог, и полностью Человек. Церковь настоящая, истинная это - собрание душ святых, и ничто нечистое не в силах войти в Неё и поколебать. Церковь настоящая, не это - не трепещущие в страхе перед патриархом и его соделателями клирики, не из смирения, (куда ещё до него), а из человеческой слабости и малодушия. Конечно, к счастью, не все таковы в церковной ограде, но этих "не всех" с каждым годом всё меньше.
На сегодняшний момент в РПЦ происходят вещи, которые по своей антидуховной сути являются профанацией православия. Церковное руководство считает, что достаточно взять мальчика после школы, проучить его в семинарии и назначить на приход священником или постриженным в монахи, и дело сделано. Пусть осуществляет духовное руководство и наставничество, служит-послужит. А мальчики ломаются, у мальчиков духовного опыта - ноль. Духовный опыт приобретается путем жизненных испытаний и страданий, книжные знания - только малая часть для его стяжания. Ставка на знания без учёта сердца, без учёта души, провалилась и хоронит под своими обломками молодых "делателей" на ниве Христовой и, вместе с ними, доверчивую паству. Ведь, пастырский труд, это - не механическое служение Литургии и совершение Таинств, а глубокое духовное соединение с Духом Святым на которое способна не всякая личность. И священное это соединение, хождение в Нём, и сообщение всему благодати, стяжание внутри себя Духа Святого, как говорил св. Серафим Саровский- вот высота пастыря, впрочем, как и всякого православного христианина - тоже
Хочется мне здесь поделиться тем, что писал митрополит Антоний Сурожский о духовной жизни:
"Святой Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорит нам: найди ключ от собственного сердца и увидишь, что это ключ в Царство Божие. Святой Ефрем Сирин говорит, что, призывая нас к бытию, Бог вкладывает в сердце каждого, то есть в самую глубину каждого из нас, все Царство Божие. И духовный поиск состоит в том, чтобы идти все глубже до момента, когда мы обнаружим в самой сердцевине самих себя присутствие Царства, которое есть присутствие Самого Бога.
Разница между этим внутрьпребыванием и состоянием, в котором мы находимся почти постоянно, может быть определена выражением, которое мы употребляем непрестанно: «Я (а чаще мы говорим: он) вне себя». Это просто означает, что он в ярости, возмущен, рассержен. Но, говоря более точно, это означает, что он потерял свое внутрьпребывание, что он весь выброшен наружу, что он подобен человеку, который покинул дом в погоне за грабителем, захлопнув дверь, и теперь не в состоянии попасть обратно. Он стал внешним по отношению к себе самому, может лишь бродить вокруг в надежде, что дом каким-либо образом откроется. Алексис Каррель в своей книге L’Homme, cet Inconnu делает попытку определить, где границы или, вернее, как далеко простирается наша личность, и утверждает, что только святые живут внутри себя, — по выражению одного из отцов Церкви V века, «под собственной кожей». Почти все — все, потому что святые редки и сейчас, возможно, становятся еще более редким явлением, чем в ранние века, — практически все живут жизнью, которая как бы щупальцами выбрасывается наружу.
Люди тянут свои щупальца направо и налево к разным предметам, ко всему, что могут вообразить привлекательного, смотря по тому, куда их толкает вожделение. Но очень редки те, кто живет внутренне, кто свободен, потому что не прилип ни к чему, потому что, как вы знаете, и опыт нам постоянно это доказывает, как только мы думаем, будто чем-то обладаем, мы делаемся пленниками этого обладания. Как только мы что-то схватим, мы обладаем тем малым, что держим, и теряем гораздо больше. Если я возьму эти часы и зажму их в руке, у меня больше нет руки. Достаточно мне взять в другую руку еще предмет, и я стану совсем безруким. А если я сделаю то же самое сердцем и умом, я могу оказаться пленником всех своих богатств."
Всё, что написала выше, - выражение моей личной боли, которая обострилась наблюдением ещё одной неправедной вещи на пространстве РПЦ:
Митрополит Симон, внезапно, без всяких предупреждений и согласований переведённый в Орловскую митрополию, климат расположения которой опасен ему не только для здоровья, но и для жизни, ужа два раза направлял прошение патриарху о почислении на покой по состоянию здоровья. А в ответ - тишина. Нужно потянуть процесс, усложнить митрополиту максимально жизнь под , якобы, благим предлогом, и довести побыстрее до гробовой доски.
А ведь, я знаю владыку Симона - служил и продолжает служить максимально ответственно и послушно на ниве РПЦ. Однако, история со строительством храма на месте действующего стадиона "Труд", с подачи губернатора Мурманской области Ковтун М.В., поставила его в настоящие жернова. Некоторые прозорливые СМИ пророчили владыке Симону, как заложнику ситуации, неблагоприятные последствия по службе, и оказались правы.
Владыка Симон, ведь, не заискивал перед властью, В общении с власть имущими корректно, но верно называл вещи своими именами. Был бы изворотливее, не пострадал бы. Зато, владыка Митрофан, занявший место перемещенного митрополита Симона, почтительно возводит губернатора Ковтун М.В. на солею перед прихожанами, и активно поясняет людям, какой она прекрасный человек. (Видео у меня на страничке Вконтакте имеется). Ведь, выборы весной. Нужно обслуживать власть, а как же иначе.
Этот частный случай в современной истории РПЦ, далеко не единичный, закономерный и показательный. Привела его для того, чтобы вышенаписанное не было одним только голословным рассуждением.
В заключение хочу сказать, что назвать себя православной монахиней, которой являюсь, не могу, по той причине, что даже православной христианкой считать себя не могу, только стремлюсь ею стать, думается от того, что вижу и понимаю высоту Христову.
Поскольку, не свободна от греха гордыни и тщеславия, а, особенно, невежества, какие вижу в себе, то и написала эту статью. Была бы святой, наверное, не написала бы. Но душа болит и просит не молчать, потому что, именно с молчаливого согласия... В РПЦ, в месте, которое должны быть самым порядочным и чистым на Земле, такое происходит. Это - не по-Христиански.
Прошу прощения у всех, кого задела вольно или невольно. Не хотела обидеть, но, может быть, поправить как-то ситуацию, заставить задуматься, что ли...