21. Предпослание величайшей вести

Вячеслав Абрамов
Псалмы – это послания. От кого, откуда – не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть – ты. Если ты их принимаешь, они – к тебе и для тебя.

"Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего."

Слыша этот стих, знающий Евангелие тут же поднимается на Голгофу, где Спаситель искупает грехи человечества.

За воплем «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» – страшная реальность. Страдающий безмерно Иисус действительно был оставлен Богом. Совершенный во всём Сын, безупречно исполнявший волю Божию, испытывает ужасное, мучительное одиночество отлучения от Отца. Святой и безгрешный Сын Божий попадает в «кошмар преисподней», в «кромешную тьму».

Хотя Иисус не имел на Себе греха, Он взял на Себя все беззакония, и вся кара Божественного суда обрушилась на невинную Жертву. Вся праведность Бога, противная лжи и злобе, «жгла огнём» накопленную людьми мерзость.

После чего людям оставалось только понять масштабы Жертвы, принятой Христом ради них. Но далеко не все поняли, да и многие понявшие затем соблазнились.

Слова «Далеки от спасения моего слова вопля моего» можно понять как то, что Давид, перенесённый духом пророчества намного дальше своих собственных мыслей и намерений, через полученное переживание отлучения от Бога осознал: спасение придёт не скоро, и не только для него: 

"Боже мой! я вопию днём, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения."

В этих словах так же содержится ощущение оставленности Богом. Почему же Он отстраняется?
Божия любовь не может противоречить тому, что требует Его святость. Он послал Своего Сына умереть в качестве заместительной жертвы – и только после совершения суда правды могут быть явлены условия для милосердия.

Но в жутком испытании Христос твердо продолжал относиться к Отцу как к святому и благому Богу, чью задачу Он сейчас выполнял, Которому сейчас служил и в Котором вскоре должен быть прославлен.

"Но Ты, Святой, живёшь среди славословий Израиля.
На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде."

«Живёшь среди славословий Израиля» означает, что это Израилем (читай: идущими прямо к Творцу) в славословиях лучше ощущается близкое присутствие Господа. В пространстве славословий людьми лучше видится Святилище, куда они приходят.
Полное веры упование на Творца никогда не оставалось без ответа.

Но по замыслу и провидению Бога самый тяжкий приговор выпал на долю посланного Им в этот мир Сына, потому что только Им, незапятнанным и безвинным, достигалась глубина падения, самая низшая точка унижения, ставшая функционалом для достижения небывалой высоты духа.

Для того, чтобы зло было уничтожено, оно должно быть проявлено, доступно свету. Сам Бог в Своей святости «не видит» высокими святыми свойствами тьмы и низости.

"Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
«он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасёт, если он угоден Ему»."

Спаситель не только оставлен Богом, – Его поносят и презирают те, которых Он пришёл спасти, кто по правде сам заслуживает презрения. Но сила Его любви такова, что она презирать не может, и Иисус только познаёт горечь презрения и отторжения. И просит: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят». 

Если бы Христос не был в глазах мира сего червем, то не стал бы растоптанным этим миром, чтобы вознестись духом в Высший мир, и явить это вознесение тем, кто духа в себе не смог ощутить.   
А они смеялись над Ним как над глупцом, который обманывает не только других, но и себя. Они не имели никакого сострадания к Нему, они не только  надругались над Ним и Его страданиями, но и хулили Бога: «Это тот, который уповал на Господа, – пусть избавит его».

И это МОЖЕТ ПОВТОРИТЬСЯ СЕЙЧАС, в любом месте, в отношении любого праведника, призывающего спасение Божие. Мир не изменился, и останется таковым до СУДА над ним.

"Ты извёл меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой."

Это – проникновенное обращение к Богу как к личному Творцу каждого человека. Ведь именно Бог извёл из чрева, и хранит с младенчества. Бог только даёт, и даёт с любовью, и с молоком матери вкладывает упование. Это упование – как частичка сердца, которая хранит ощущение духа и, как стрелка компаса, указывает на Источник – и духа, и жизни.

В этом содержится ободрение – Бог не оставит и не изгонит, раз Он вырастил, воспитал и дал способности служить Ему. Весь опыт божественной милости, проявленной к каждому человеку с момента рождения, демонстрирует непрекращающийся поток действий, которые обеспечивают, направляют к развитию и побуждают к исправлению.

"Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет."

Сын Божий обращает Свой взор не на людей, от которых нельзя положиться, а на Бога. Ощущая Божию любовь, Христос призывает Бога вновь приблизиться к Нему в этот час скорбных испытаний.

"Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий."

Образ тучных быков связан с долгой традицией поклонения семитских народов быку. Пророк Амос говорил о погрязших в неправедной роскоши, как о тельцах Васанских: «вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: «подавай, и мы будем пить!»
Васанские быки славились откормленностью, силой и жизнеспособностью. В данном случае они ярко олицетворяют наиболее сильные животные страсти и желания. То, что они ещё раскрыли пасть свою, как лев терзающий и рыкающий, говорит о том, что носители сего образа высокомерны и злобны, и не поступятся тучностью – своим положением.

"Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей.
Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной."

Образ физических мук тела передаёт ощущения при утрате духа и сил жизни, когда «прахом смертным Ты делаешь меня».
Желания пролились, как вода; без них твёрдый остов намерений рассыпался; порывы и устремления растаяли внутри, так и не реализовавшись; сила иссохла, и от жажды язык прилип к гортани. Осталось только покориться власти смерти.

Смертный приговор, обрушившийся на Адама, звучал: «И возвратится прах в землю». И искупающий людские грехи Христос, имея в виду этот приговор и будучи послушен смерти, в пророчестве Давида использует подобное выражение: «и Ты свёл меня к персти смертной».

"Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои."

Эта строка в иудейских текстах переводится так: «…толпа злых обступила меня; как лев, терзают руки мои и ноги мои». Там из скромности не пишется, что «ОНИ ПРОНЗИЛИ руки мои и ноги мои», которые были пригвождены к древу, а тело было оставлено висящим, чтобы мучения и боль были наиболее сильными. Вероятно, таким образом затирается то, что этот стих является выдающимся пророчеством, которое было точно исполнено.

"Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;"

С Иисуса сорвали одежду, когда Он был распят, и Спаситель на кресте был обнажён. Стыд обнаженности был немедленным последствием греха, начиная с «первочеловеков». Но будучи обнажённым, Христос покрыл Себя, а с Собой и нас одеждой праведности.

"делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий."

В передаваемом пророчестве Давид предрёк, как солдаты спустя столетия будут делить одежду Христа.
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет» (Ин. 19:23, 24).

"Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;"

Более точным является перевод стиха, в котором единственная душа силой Господа хочет спастись от одного пса: «Спаси от меча душу мою, от пса – единственную мою».
Что это за пёс? Нападающий пёс есть образ жестокости, бешенства, агрессии. В древней мифологии «адский пёс» с глазами, в которых видно самое пламя ада, – это последнее, что видит грешник перед гибелью. Пёс ада считался предвестником неминуемой смерти с наказанием за совершённые грехи. Настигая свою жертву, пёс лишает её способности к сопротивлению и внушает бешеный ужас. Он не спешит разорвать её на части, а будет терзать, доставляя как можно больше страданий.
Смысл этих строк так же легко соотносится с искупительной жертвой Христа и с образом ниспадения Спасителя до самых глубин ада для искупления грехов человеческих.

"спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня."

Если искать смысл сей строки по данному синодальному переводу, то далее возникнут неразрешимые вопросы.
Ну ладно, – лев может рассматриваться как разрушитель и символизировать всепожирающую свирепость и смерть. Однако, уже во времена Давида лев был эмблемой силы Иуды и стал связываться с образом Мессии, со спасением и сохранением духа перед лицом смерти.
А в Откровении (5:5-6) говорится: «И один из старцев сказал мне: вот лев от колена Иудина, корень Давидов победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её».
Спокойствие Христа перед лицом смерти так же соотносится с символическими библейскими историями с участием льва, например, как святой Иероним вынимал колючку из львиной лапы.
А вот единорог – во всех традициях совершенно положительный «персонаж».  Его представляют воплощающим изначальное единство, начало и конечную цель человеческого бытия, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.
И в христианстве рог единорога становится символом божественного единства, духовной власти и благородства. Единорога даже сравнивали с Христом, поскольку по преданию кровь единорога даровала бессмертие, и в этом видели аналогию причастия.

А если смотреть другие переводы, то там увидим и другой смысл: «…услышав, избавь меня» в Теилим переводится «Ты ответил мне!».

Тогда выходит, что Давид, пророчески предчувствуя Христа, уже НЕ просит защиты силою Бога, а УТВЕРЖДАЕТ, что Господь услышал его от рогов единорогов и ответил на молитву.

Фраза «Ты ответил мне!» является переломной, – именно в этот момент совершается преображение, за которым – переход к следующему стиху, переход от мольбы к торжеству:

"Буду возвещать имя Твоё братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя."

Это объединяет смыслом пророчество со второй частью данного псалма, в которой ставшие искуплением страдания Иисуса превращаются в благовестие и торжество любви. Крест распятия сменяется венцом прославления!

Так же, как первые слова, выражающие величайшее страдание, были повторены Христом на кресте, так и первые слова ликования «Возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» безошибочно свидетельствуют о Спасителе и являются Его собственными словами (Евр. 2:12).

Благодаря возвещению Божьего имени и проповеди Евангелия во всей его простоте и чистоте многие будут действенным образом призваны к Нему и через Него – к Богу. И призванные подобным образом вступят в очень близкие отношения с Ним, как братья; ибо Он так называет их.

Во что поверишь, то по вере своей и получишь

Этот псалом имеет сложную композицию, в ходе разворачивания которой Давид сначала приоткрывает пророчество об искупительной жертве Христа, затем рисует подробности, позволяющие «до глубины корней» осознать эту «тему», и в завершение эта «тема» становится глубочайшим удовлетворением для него самого.

"Боящиеся Господа! восхвалите Его. Всё семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля,"

По сути, весь Псалтирь – это наука прославления Господа. В каждом псалме содержится прямой либо косвенный призыв к этому. Значит, в таком прославлении псалмопевец и пророк видит особый смысл. 

Зачем же славить Того, Кто в том не нуждается?

Ранее уже упоминалось, почему «семя Иакова» стало наиболее «близким» к Богу. «Иаков» есть некая совокупность духовных свойств, которая явилась «наиболее перспективной» для реализации Господом программы творения, исправления и развития человека. Можно сказать и так: как раз в Иакове заложена эта программа, и через него осуществляется её исполнение.

Израиль (Исраэль) – «идущие прямо к Творцу», или «передовая часть» человечества, а само человечество и есть тот основной материал, который необходимо привести к единению, слиянию с Творцом.

Миссия Иакова связана с миссией Израиля, – и наоборот.

Прославление и восхваление Творца нужно совсем не Ему. У Всевышнего только одна «потребность»: давать благо творениям, поскольку Высшие свойства источают благо. Он так «устроен», Он есть свойство отдачи и любви.
И Он «слышит» человека, только если тот «говорит на языке отдачи».
«Слышит» – значит, Его «приёмник» распознаёт и принимает поднятую молитву, если она «на частоте» отдачи и любви. При этом особая сила, называемая «ангел», поднимает это дальше наверх, на свет Творца. Этот свет облачается в поднятое желание, и весь этот «пакет»: желание с наполняющим его светом, – «спускается» вниз, к творению, уже в «облачении», понятном и ощущаемом человеком, – ощущается как благодать.

Так человек получает наполнение от Творца, а вместе с ним – Его отношение, Его благое воздействие в том облачении, в создании которого он принял участие. Благодаря этому он становится «партнёром» Творца, так же отдающим относительно всех других Его творений.
Если сказать ещё проще: когда ты говоришь о том, чтобы приносить добро творению, то Он готов тебя слушать.

Но человеку, получившему от Создателя ещё и развитое сознание, требуется выяснить, к кому он обращается.
Усложнение способов удовлетворения этой потребности, как показала практика, не приводит к Богу, а уводит от Него.
Самый простой способ, которым пользовались и язычники-идолопоклонники, – сделать Его видимое изображение. Но этот способ – только «площадка», с которой можно начать путь, а в какую сторону, неизвестно. Либо к Творцу, либо от Него – в область выдумок и иллюзий.

Через Давида предлагается особая «методика» для того, чтобы обратиться к Господу и войти в ощущение Его, в общение с Ним, и, в итоге – в упомянутое сознательное «патрнёрство». 
Обратиться к Богу и познать Его не даёт наша самость. Чтобы её побороть, прежде всего, надо обратиться… опять же – в себя. Но не в самолюбие, а в ощущение, называемое «точка в сердце», которое у кого явно, а у кого исподволь свидетельствует о Нём, зовёт к Нему.

А чтобы подготовить себя, направить себя на высшее, нужно (и для многих достаточно) выразить свою благодарность Господу за то, что ты есть, что ты так дивно устроен. Всё это, по сути, нужно для того, чтобы настроить себя, сделать готовым к контакту с Творцом.
Это ТЕБЕ НУЖНО воспевать Его, прославлять – это тебе даст правильное направление к Нему. Иначе ты так и не узнаешь, в какую сторону обращаться.

После пришествия Иисуса Христа, великой жертвы Его любви, это стало ещё проще – в Нём почтить и прославить Бога!
Ведь именно в славе Божьей Спаситель выполнил Свою миссию, к которой Он приступил с торжественной просьбой: «Отче! прославь имя Твоё!» (Ин. 12:27,28).

Даже мы в своём несовершенстве способны понять: видение того, что Бог будет прославлен Церковью, собранной для Него и призванной, дало силы Христу выдержать все выпавшие на Его долю страдания.
Христос возвестил Божье имя Своим братьям и через них, «через уста собрания», имя Божье прославится.

"ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. "

Здесь очередной параллелизм, который по смыслу снова относит к Христу, ведь Бог не презрел муки Своего возлюбленного Сына, а «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено... и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11).

Отец услышал Его, принял Его жертву за грехи человеческие, когда Христос возопил к Нему, отрекшись от Себя и умоляя прощения для нас.
И это может быть и сущностью нашего ликования, и сущностью нашего благодарения.

"О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его."

«От Тебя – слава моя в собрании большом; выполню обеты свои перед боящимися Его» – на мой взгляд, такой уже имеющийся вариант перевода лучше отражает то, как если бы Сам Спаситель, ставший главой Церкви, вознёс хвалу Отцу, и теперь выполнит Свои обеты перед боящимися Господа.

Боящиеся Его – это боящиеся грешить против Него, потому что больше всего в этом мире они боятся, что Он отвернётся от них.
«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой? Только того, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу Твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо» (Вт. 10:12-13).

"Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши вовеки!"

Оцените другой перевод этого стиха: «Есть будут смиренные и насытятся, хвалить будут Господа ищущие Его, пусть живо будет сердце ваше вовек».
Как будто сам дух, управляющий из мира духовного, рассказывает об одухотворённом состоянии человеков, которое установится в новом Царстве, на которое обращено благословение.

Жаждущие праведности во Христе будут иметь всё желаемое, чтобы наслаждаться духовным наполнением, «как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:9-10).

Те, которые в мире считаются слабыми, но которые продолжают искать Бога, будут насыщены во Христе. Что бы ни случилось с их телами, в духе они будут жить вовеки. «Ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19).

Кто во что верит, тот то по вере своей и получает. Это «работает» через твою «проекцию» в духовном мире. А если быть точнее, это в нашем мире ты – проекция того, что образовалось при твоём участии в мире духовном. Ничего не образовалось – и здесь от тебя ничего не останется. 

"Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами."

Через боящихся и ищущих Его действие духа охватит весь мир.
Поклонятся – значит, признают духовное управление, и будут «допущены» через это к общению с Богом.
Господне царство – это высший, духовный мир, который управляет народами и всем явленным материальным миром.

"Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей."

«Когда приведу Я его на землю… текущую молоком и медом, и будет он есть, а когда насытится и станет тучным, обратится к богам иным, и будут они служить им, а Меня отвергнут, и нарушит он союз Мой» (Вт. 31:20).

После того, как человек закрепился на духовной ступени, на которую поднялся, в нём вновь проявляется эгоизм. «Тучные» – «разбогатевшие духом» впадают в самость, и забывают, благодаря Кому приподнялись.
А «нищие духом», «нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей», опустошены настолько, что готовы вместить Царствие небесное целиком, без всякого самоанализа.
И преклонение пред Господом «нисходящих в персть» указывает на возможность для них не только сохранить жизнь, но и войти с Ним в жизнь вечную.

Мы все низойдём до персти земной, к которой приговорено тело с мыслительным аппаратом. Мы не можем ни сохранить живыми свои собственные души, ни сохранить свою природную жизнь, ни быть творцами духовной и вечной жизни, даже своей собственной.
Поэтому главное стремление – преклониться перед Господом Иисусом, вручить себя Ему. Это единственный верный путь сохранить своё сознание, «привязанное» к душе.
Осознав, что не можем сохранить живыми собственные души, своей верой вручим их Христу.

"Потомство моё будет служить Ему и будет называться Господним вовек; придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь."

Поколение за поколением будет служить Ему – передавать благую весть о том, что Христос возвестил правду и искупил её из тьмы лжи; передавать с восхищённой благодарностью за всё, что совершил Сын Божий.

Действием каждого христианина должно стать:
ВОССТАТЬ, чтобы послужить для славы Христа и передать Евангелие как священный залог, в чистоте и цельности Его, людям, которые родятся;
это сотворил Господь, вся праведность принадлежит Ему, а не кому-либо другому, и потомки объявят её, – и в этом основание для всех наших надежд и источник всей нашей радости (Рим. 1:16,17).

Служение Ему – это радость и благодать, это Господь даёт благодать служить Ему. Если душу наполняет духовное блаженство, она способна радоваться даже тогда, когда тело страдает. Дух даёт такую «анестезию», которая и не снилась врачам. 

Псалом 21 начинается с вопля об искуплении распятого на кресте Христа. А кончается он словами «что сотворил Господь», означающими то же самое, что и последнее речение распятого Христа: «совершилось!» (Ин. 19:30).
В этом свидетельство, что работа нашего искупления через Христа – от Господа, в этой тайне явилась мудрость Его; и совершила это Его рука.

«Потомство моё… будет называться Господним вовек» – вместо отцов будут дети, и для них Он будет тот же. Бог будет иметь Церковь в этом мире до конца времён, а Церковь есть Тело Христово.

В главном, духовном смысле «потомство» – это результат слияния исправляемого свойства с высшим светом. Исправленное свойство, рождающееся в новой системе, будет очередным шагом к подобию свойствам Творца – СОстоянием, определяемым программой развития творения.