К нам едет ревизор. Гоголь о Симбирске?

Нина Ватрушкина 2
В городе N вся администрация «в шоколаде». Боятся они только одного: проверки «сверху». И гром грянул!

«Приехавший по Именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице». Это последняя фраза безымянного жандарма в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» присутствующих в доме градоначальника «поражает, как гром, всех».

Пьеса написана в 1835 году, сюжет Н. В. Гоголю подсказал А. С. Пушкин, который в 1833 году проехал по местам пугачевского бунта. Он побывал тогда и в Симбирске, о чем знает каждый более-менее образованный ульяновец.

А теперь вспомнил, что говорил Хлестаков о дорожном следовании. «Я служу в Петербурге». «Да, если б в Пензе я не покутил». «Я еду в Саратовскую губернию».

«Именное повеление означало личный указ императора, - утверждает научный сотрудник музея – заповедника «Родина В.И. Ленина» Иван Эдуардович Сивопляс. – В ревизию по подобному указу посылали только чиновников высшего разряда – сенаторов». Случалось такое редко.

В Симбирске событие произошло в мае 1835 года. Сенатор, статский советник граф Лев Алексеевич Перовский, проверяющий в нашем крае, был знаком и с Пушкиным, и с Гоголем.

Главным объектом стал не Симбирск, А Самара, тогда лишь уездный город Симбирской губернии. Поэтому дело городничего Самарского уезда Сеченова в итоге было передано «суду Симбирской Уголовной палаты».

А теперь за что его так? Обратимся к материалам докладной Перовского, на которые ссылается ученый И. Сивопляс в журнале «Мономах» (2018, №6, С. 53-54).

Сеченов «употребляя во зло данную ему власть, под предлогом улучшения пожарных инструментов, расходовал собранные посредством пожертвования на сей предмет суммы по своему произволу».

Содержатели трактиров «обложены были ежемесячной в пользу его (Сеченова) платою. Одного из содержателей трактиров градоначальник упек в тюрьму за торговлю, якобы, контрабандным чаем. Не выпустил, пока не вытряс из того полторы сотни золотых рублей.

Знакома ли вам современная Хлебная площадь в Самаре?. В те времена она должна была быть свободной «для помещения приезжающих с припасами окрестных жителей». Но «когда нельзя, но очень хочется, то можно». Поэтому особо ретивым городничий выдавал «дозволения» - «лоскутные бумаги» без планов постройки и каких-либо согласований. Перовский свидетельствует: площадь «застроена деревянными лавочками и заставлена ларями и столиками в крайнем беспорядке и безобразии».

Городничий Сеченов был уволен как «совершенно неблагонадежный».

Конечно, нельзя утверждать, что именно эта история послужила основой для знаменитой комедии. Но ситуация, к сожалению, слишком знакома каждому ульяновцу, самарцу и в целом россиянину. Комедия, появившаяся в 1835 году, остается злободневной в 2019, ставится во всех театрах России.

Вот и в Ульяновске спектакль «Ревизор» идет при полных залах.