463 Ничего не хотца 10 сентября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

463. Ничего не хотца. 10 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Понедельник 10 сентября 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане в морском районе "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap) вблизи от острова Исландия. Данные метеостанции Рейкьявик (сев.) Исландия, географические координаты: 64.132,-21.933. Дневная температура: мин.: 8.0°C тепла; средняя: 9.0°C тепла; макс.: 10.0°C тепла. Эффективная температура (температура самоощущения человека) 5.2°C. Ветер слабый (3 балла) дует со скоростью 5 м/с (18 км/ч). Корабль дрейфует на плавной океанской зыби, испещрённой короткими, хорошо выраженными волнами, высотой 0,6-1 м, дитной до 6 метров. На фалах сигнальные флаги и походный военно-морской флаг непрерывно колеблются, но не развеваются. Сизый дым из "фальштрубы" корабля как бы слизывается из выхлопных жалюзей и уносится ветром. Волнение лёгкое (3 балла) и воспринимается всеми моряками БПК "Свирепый" как комфортное. Осадков нет, только в окружающем мире распространился сплошной туман, туманище... 10 сентября 1973 года солнце взошло в 06:36, а зашло в 20:12 (GMT+1).

Если вчера и позавчера (8-9 сентября 1973 года) погода была ясная, солнечная, то сегодня в понедельник 10 сентября в отдалении от островов архипелага Вестманнаэйяр (Исландия) нас встретила область сплошного сильного тумана. Температура воздуха чуть-чуть увеличилась с 8°C до 10°C тепла, но из-за туманной сырости всё равно по ощущениям температура воздуха вокруг БПК "Свирепый" не более 5°C тепла... Бр-р!! Зябко!

БРК "Свирепый" дрейфует в том морском районе противолодочного "Фареро-Исландского рубежа" (англ. GIUK gap) ВМС США-НАТО вблизи от острова Исландия, в котором нам приказано осуществлять постоянный поиск подводных лодок "вероятного противника" и наши "слухачи" - гидроакустики РТС несут постоянную и особую вахту. "Слухачей" никто не беспокоит и не отвлекает разговорами, праздным общением, потому что они сконцентрированы на прослушивании глубин моря-океана, калибруют свои приборы, записывают на специальные магнитофоны характерные шумы и у меня в носу БПК "Свирепый" постоянно "пикает", то есть посылает свои негромкие, но надоедливые сигналы гидроакустическая станция кругового обзора, поиска и целеуказания ГАС МГ-332 "Титан-2" в носовом бульбовом обтекателе (НБО).

ГАС МГ-332 «Титан-2» могла в режиме эхо- и шумопеленгования обнаружить подводную цель, в частности, подводную лодку (ПЛ) в пределах реальной дальности обнаружения от 2 до 10 км. ГАС МГ-322 "Титан-2" работала на частоте сигналов 8-9 кГц в круговом и секторном режимах и излучала мощность сигнала до 100 кВт. На БПК "Свирепый" были установлены усовершенствованные генераторы и агрегаты питания ГАС МГ-332 "Титан-2" на полупроводниковой базе (мощных тиристорах).

Находиться в носовых отсеках при работающей ГАС "Титан-2" было некомфортно из-за периодического звука-сигнала, который равнодушно, размеренно и нудно пронзал все пространство - воздух, атмосферу, стальной корпус корабля, книги на стеллажах в библиотеке, мою одежду, моё тело и организм. Мне казалось, что внутри меня органы "откликаются" на этот звук-сигнал... Сначала это было интересно - ощущать в себе внутреннюю вибрацию и тремор откликающихся мышц, кишок, разных органов. Я даже начал различать различный отклик разных внутренних органов... Однако, через несколько часов, когда мой интерес поутих, эти периодические и постоянные негромкие сигналы мне начали надоедать.

Матросы и старшины, которые приходили в ленкаюту и библиотеку почитать и взять с собой книги и журналы, тоже сначала с любопытством интересовались этим всепроникающими, как рентген, звуками- сигналами ГАС "Титан-2". Нам всем казалось, что какой-то действительно "титан" стучится к нам из-под ног, из носового бульбового обтекателя, пытается нам что-то сказать своим стуком. Через несколько минут у ребят начиналась "мигрень" и они убегали из библиотеки и крутили пальцами у виска, удивляясь, как это я могу быть здесь под "вредным излучением"...

Конечно, я совершенно не знал ТТХ (тактико-технических характеристик) ГАС МГ-332 "Титан-2" и видел воочию только силовые агрегаты-генераторы в нижнем отсеке, под палубой ленкаюты, когда ещё на заводе ПСЗ "Янтарь" в Калининграде там устанавливались вместо ламповых выпрямителей полупроводниковые тиристоры. Мне было очень любопытно узнать, что обозначается таким чудным словом "тиристор" и я как-то спустился по вертикальному трапу в агрегатный отсек ГАС "Титан-2" и сначала оказал помощь монтажникам-наладчикам в монтаже оборудования а потом попросил их рассказать мне, что такое тиристоры. Мужики немного рассказали, как умели, "что це такое" и показали мне большие блестящие металлические цилиндры ободами разной толщины и с мощными контактами, причём верхний контакт был с "ушком", которому болтами присоединялся мощный кабель, а нижний контакт был уже сам по себе с резьбой, на которую надевалась мощная клемма кабеля, прижимаемая большой гайкой со специальной пружинной шайбой. Мне сказали, что верхний контакт - это "катод", нижний контакт - "анод", а третья клемма, которая располагалась сбоку в корпусе тиристора, была управляющим электродом.

- Тиристор, - сказали мне тогда мужики-наладчики, - это обыкновенный полупроводниковый элемент, имеющий только два состояния: «открыто» (ток через него проходит) и «закрыто» (тока нет). Понял?
- То есть, - пояснил мне другой наладчик, - это вроде крана. Когда кран открыт, то вода течёт, а когда закрыт - нет, не течёт. Усёк?

Видимо, в моём лице было что-то такое, что оба наладчика переглянулись и решили продолжить объяснение устройства и принципа работы тиристора.

- Тиристор - это выключатель, который очень точно включает-открывает и выключает-закрывает линию, по которой течёт ток, только при определённых условиях и по управляющему сигналу. Главное, это выключение-включение происходит очень быстро и без всяких там искр, электрической дуги и взрывов, как в механических переключателях.
- Тиристор управляется при помощи напряжения, а отключается пропаданием тока или снятием нагрузки. При подаче напряжения вот на этот управляющий контакт (выход), коммутируется, то есть образуется электрическая цепь или линия тока через анод-коллектор, вот эти верхний и нижний контакты.
- В транзисторе тоже управляющее напряжение включает ток, только в транзисторе величина пропускаемого тока зависит от величины управляющего напряжения, а в тиристоре нет - тут, если подали напряжение на управляющий контакт, то тиристор либо полностью открыт, либо полностью закрыт. Понял?

Вот тут я первый раз молча кивнул и выражение моего лица вызвало у мужиков-наладчиков удовлетворительную ухмылку. Однако я не остановился в своём любознательном интересе. Я жаждал продолжения...

- По принципу действия, тиристор можно сравнить с диодом и на схемах его рисуют как диод, только с третьим выводом (контактом управляющего электрода). Тиристор пропускает ток только в одном направлении — от анода к катоду и только в состоянии «открыто», когда тиристор закрыт, то тока нет. Таким образом, если смотреть на синусоиду переменного напряжения, то после тиристора остаются только верхние полуволны. Понял? Когда приходит нижняя полуволна переменного напряжения, - тока нет, перекрыт тиристором. Ясно тебе?
- Понял. Ясно. Это же тиристор, а не диод...
- Точно! Смотри ка?! Соображает...
- Ну он же советский моряк, штурманец, а не диод какой-нибудь...

- Смотри, матрос, как работает полупроводниковый тиристор.
- Стартовое состояние тиристора — закрыто. Тут появляется напряжение между анодом и вот этим управляющим выводом-контактом. Это сигнал тиристору к переходу в состояние «открыто». Вернуть тиристор в состояние «закрыто» можно двумя способами: снять нагрузку, то есть отключить управляющее напряжение либо уменьшить ток через тиристор ниже "тока удержания". В нашем случае с переменным напряжением тиристор отключается по второму варианту. Как только переменное напряжение приближается к нулевому уровню, происходит сброс или отключение тиристора. Вот и всё.
- Ты забыл сказать, - поправил товарища второй монтажник-наладчик, - что возвращение тиристора в запертое состояние происходит «автоматически» — при падении силы тока ниже порога удержания. Если напряжение на анод-катод подавать постоянно, на выходе тиристора будут импульсы тока, которые идут с определенной частотой. Так построены импульсные блоки питания, которые при помощи тиристора преобразуют синусоиду в импульсы. Главное, - в мощные импульсы.., что нам и надо в ГАС.

- Дело в том, штурманец, - сказал мне старший из монтажников-наладчиков, - что основное назначение тиристоров здесь в этом агрегате - это включение и выключение мощной нагрузки при помощи маломощных управляющих сигналов. Тиристор тут - электронный ключ-выключатель, который замыкает и размыкает мощную электрическую цепь. Если были обычные механические контакты, как в реле, то они бы от частого и постоянного включения и отключения горели бы "синим пламенем". Понял?
- Наши тиристоры коммутируют очень большие токи, почему они и называются силовыми тиристорами. Максимальный прямой ток, который может протекать через анод-катод силового тиристора может достигать сотен Ампер. Прямое напряжение тиристора - это максимально допустимое падение напряжения в открытом состоянии при прохождении максимального тока. Напряжение включения - это минимальный уровень управляющего сигнала, при котором тиристор сработает, он как правило, в сотни тысяч раз меньше прямого напряжения и прямого тока. Сечешь, как это удобно? Малым управляющим напряжением открываем-закрываем путь мощному току и напряжению...
- Причём время включения-выключения тиристора равно нескольким долям секунды... Представляешь?
- А рабочая температура тиристора сохраняется в пределах 45-85°C... Это тебе не лампы, которые грелись сами и грели всё вокруг себя.

Мне эти параметры характеристики полупроводникового элемента мало что говорили, но "музыку" этих слов я запомнил, они звучали у меня в голове ещё очень долго и вновь обрели смысл и звучание, когда я встретил удивительного человека - одного из создателей боевой информационно-управляющей системы боевого корабля (БИУС "Требование-М") - и стал его добровольным помощником в наладке и испытании БМУС вместе с нашим штурманским прокладочным столом и оборудованием ГКП (главным командным пунктом) БПК "Свирепый", это был сверхсекретный инженер-электронщик, системщик, специалист по кибернетике, разработчик, создатель, монтажник и наладчик БИУС "Требование-М" - Рем Николаевич Неповитов. Прошло с тех времён более 45 лет и я теперь я с огромной благодарностью могу назвать имя и фамилию человека, который своим примером, руководством и дружеским доверительным участием "зажёг" во мне интерес к кибернетике, системной автоматике и телемеханике, утвердил меня в желании и мечте стать специалистом в этой области знаний, техники и технологий.

По поводу высокой температуры от работающих генераторов и выпрямителей ГАС "Титан-2" мне не надо было ничего объяснять, потому что когда они работали, в корабельной библиотеке и ленкаюте над ними, было комфортно тепло и даже очень тепло и уютно. Однако меня интересовала сама ГАС МГ-332 "Титан-2". Я хотел знать, как она работает, как обнаруживает вражеские подводные лодки и что слышат в своих наушниках или что видят на своих экранах наши гидроакустики, а также как воспринимают сигналы ГАС "Титан-2" подводники. Правда ли, что эти негромкие звуки-сигналы бьют им по ушам не хуже молота и от этих звуков ГАС лопаются лампочки, трубопроводы и "течёт" обшивка прочного корпуса ПЛ?..

Мерный негромкий звук-сигнал, похожий на свист ГАС МГ-332 "Титан-2" сначала вызывал улыбку, потом желание не слышать его, затем - состязание с ним и стремление побороть его надоедливое упорное "мычание", потом тупое равнодушное смирение с ним, а в итоге, когда внимание и ожидание очередного звука-тремора-свиста "в печёнках" концентрировалось в раздражение, в полную апатию и подчинение этому звуку. Мне уже ничего не хотелось делать, кроме одного - бежать и сбежать от этого звука...

Во второй половине понедельника 10 сентября 1973 года, когда всё равно невольно прислушивался и слышал всепроникающий звук-сигнал ГАС МГ-332 "Титан-2", я записал в свой дневник-ежедневник:
10 сентября 1973 пн
Вот уж поистине «серый день»! Ничего приметного. Туман. Вроде качает, а вроде и нет. Неохота даже нос высунуть наружу. Дел по горло, а делать ничего «не хотца». Хоть и не «хотца», а продолжаю кумекать со стендами. Есть сдвиги в работе библиотеки. Ребята берегут книги, поняли, что это нужно. Всё нормально.

На самом деле всё было совсем "не нормально", потому что было непонятно: "Что мы делаем в дрейфе в океане?", "Какую несём службу?", "Зачем мы долбим глубины океана и наши внутренности сигналами ГАС -332 "Титан-2"?". Хорошо ещё мой друг-годок Славка Евдокимов, страстно мечтающий о подвиге вылавливания из морской воды вражеского гидроакустического буя, выловил какую-то штуку и ворвавшиеся в ленкаюту ребята позвали меня на ют, где в этот момент толпа моряков рассматривала это пугающее "нечто"...

Фотоиллюстрация: 10.09.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый" на переходе морем в середину морского района противолодочного "Фареро-Исландский рубеж" ВМС США-НАТО в северо-восточной части Атлантического океана. Горизонта практически не видно из-за сильного тумана. Смазанные полосы на воде за леерами фальшборта показывают скорость, с которой движется наш корабль в заданную точку. Гребень волны - это "усы" океанской глади, рассекаемой форштевнем нашего корабля. Работает антенна ГАС МГ-332 "Титан-2" в носовом бульбовом обтекателе и её размеренные периодические негромкие акустические звуки-сигналы пронзают стальной корпус корабля и отзываются тремором в моей голове, сердце, в теле, в мышцах, во всех внутренних органах. Ничего не хочется делать. Настроение не "тусклое", но и не боевое...