Антонис Ван Дейк

Людмила Петрова 3
Какие оттенки у черного цвета?
Художник Ван Дейк вам расскажет об этом,
Точнее покажет. На автопортрете.
В торжественно-ярком он выполнен свете.
Цвет чёрный, но траура нет и в помине,
Ван Дейку не свойственны грусть и уныние.
Он молод, умом наделён и талантом,
Слегка приукрашен и выглядит франтом.
Учился у Рубенса, чтил Тициана,
Известность и слава пришли к нему рано.
Картины он пишет с 13 лет,
Но лучше всего получался портрет.
Чужая душа для него не потемки,
Он видит насквозь старика и ребёнка,
Спесивую леди и важного лорда.
Хоть выглядит лорд вызывающе гордо,
Вглядитесь, ведь это совсем не герой.
Вот с красной повязкою рыцарь - другой,
Взгляд полон достоинства, мужества, силы.
Король на коне. Поза, жесты красивы,
Но душу его разглядеть не удастся.
Все знают: нельзя против ветра плеваться.
Тем паче, что этот английский король,
Ван Дейку отвёл очень важную роль,
И щедро оплачивал труд портретиста,
Художник творил чудеса своей кистью,
И в очередь знать за портретом стояла,
А слава Ван Дейка, как солнце, сияла.
Недолго прожил он, ушёл в 42,
Рождения дочки дождавшись едва.
Болезнь не щадит ни богатых, ни нищих,
Она проникает в любое жилище.
Остались картины и масса портретов,
В них лет отшумевших мы видим приметы.
2019

Впервые о Ван Дейке я узнала из «Евгения Онегина». Помните, в описании Ольги Онегин говорит: «В чертах у Ольги жизни нет, точь в точь в Вандиковой мадонне, кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Мне хотелось посмотреть на эту мадонну, но где же я могла ее увидеть тогда? Да и не знала я, что Мадонна - это Дева Мария, думала, что это просто женщина. Но вот такое пренебрежительное отношение Пушкина к Ван Дейку застряло в моей памяти.
Прошло несколько лет. Как-то мы с мужем и детьми пошли в Эрмитаж. И муж обратил мое внимание на «Семейный портрет» Ван Дейка. Но семьей эти люди не кажутся, они разобщены. Грустные-грустные добрые глаза красивого и уже немолодого мужчины, мужа, отца, в них тоска и какая-то обреченность. Его жена, напротив, молода, спокойна, во взгляде ее самодовольство и холодность, она знает себе цену, гордится собой и своим положением. Этот ее эгоизм просто бросается в глаза. Рядом ребёнок, но мать не обращает на него внимания, ребёнок чувствует это пренебрежение и тянется к отцу. Какое глубокое проникновение в суть человеческой души! Вот это художник!
»А как же «Вандикова мадонна»? - спрашиваю мужа.
»Возможно, Пушкин  ошибся, и Мадонна - это у Рубенса, у которого сначала учился Ван Дейк. Пошли посмотрим Рубенса», - предложил он.
Мы прошли по залам Эрмитажа. А вот и Рубенс. Это точно про его женщин, по описанию очень похожи, и лица и формы.

Но это уже было неважно для меня, я открыла замечательного художника, яркого и глубокого Антониса Ван Дейка. Он родился в Антверпене в 1599 году в семье купца. Учиться рисовать начал в 10 лет, а в 16 лет уже имел свою мастерскую, в 18 лет сотрудничал с Питером Рубенсом. Он очень много работал. После него осталось около 900 картин и портретов его современников. Его высоко ценили при жизни, что бывает у художников нечасто. Английский король Карл 1 пригласил его в Англию, сделал придворным художником, его (сына торговца, иностранца) наградили золотой цепью рыцаря и присвоили дворянский титул.
Тщеславие не обошло его стороной. Несмотря на то, что долгое время он жил в гражданском браке со своей натурщицей, в 40 лет женится  на богатой и знатной английской леди, желая, видимо, ещё более приблизиться к английской аристократии. Жена родила ему дочь. Но вскоре после ее рождения Ван Дейк умирает  от болезни, вероятно простудившись, когда расписывал Лувр. Ему было всего 42 года.