Картина

Алекандр Волков
***

Массивная рама из под картины теперь пустая сиротливо зияла на стене. Само полотно было варварски вырезано и украдено. Недалеко лежал труп хозяина картины. Хозяин был крупным грузным мужчиной с круглым лицом и лысиной на голове, но чёрным ободом редких волос по краям. Он был одет в тёмно красный клетчатый домашний халат, белую майку и синие штаны. Чуть ниже груди виднелась колото-резаная рана. Само орудие убийства найдено не было, видимо убийца забрал его с собой. Судя по обилию антиквариата в квартире убитого, орудие убийства было позаимствовано из его коллекции.

Осмотрев место преступления Кровин сделал предварительные выводы. Очевидно хозяин застал вора во время похищения его картины и за это был убит им. Смущало лишь то, что вор не полез бы в дом с хозяином внутри, а сам хозяин не пришёл внезапно, так как был в домашней одежде. Судя по отсутствию следов взлома на двери (если только замок не открыли подбором ключей) он сам пустил убийцу в дом. Оставалось дождаться родственников убитого, чтобы они могли хотя бы предварительно сказать, что было украдено.

Коллекционное оружие как правило висело на стенах квартиры, однако Кровину не удалось найти, с какого места был снят кинжал, ставший орудием убийства. Это было странно, в конце концов не с собой же его убийца принёс, хотя по сути это мало что означало - кинжал мог лежать в каком-нибудь ящике или шкафу.

Убитого звали Ползунов Анатолий Дмитриевич, бывший при жизни бизнесменом, а по совместительству коллекционером. Кровин подумал, что неплохо бы его коллекцию проверить на предмет краденных вещей, хотя наследники вряд ли дадут это сделать. Сейчас нужно сосредоточиться на картине, которая была украдена, а также других потенциально украденных вещах.

Антикварных предметов действительно было много, Кровин чувствовал, что попал в музей, расхаживая по комнатам огромной квартиры. Правда он не разбирался в антиквариате, хотя слышал, что большинство из них подделка. Интересно, насколько был опытен в этих делах убитый хозяин квартиры и каково количество подделок в его коллекции?

Тело унесли, а квартиру продолжили осматривать. Между тем прибыл первый родственник погибшего - молодой человек лет 25, одетый в кожаную куртку.

- Здравствуйте, меня зовут Ползунов Сергей Анатольевич, - представился он. - Мне сказали, что мой отец..., - он осёкся. - Что с моим отцом что-то случилось.

- Ваш отец мёртв, - невозмутимо сообщил Кровин, никогда не бывший в таких делах особенно щепетильным. - Его убили. Закололи одним из его кинжалов, как думается.

После произнесённых снов Сергей сник и склонил голову.

- Кто это сделал? - задал он прямой вопрос.

- С этим сложнее, - усмехнулся Кровин. - Мы сейчас как раз этим занимаемся. Как давно вы видели вашего отца?

- Вчера.

- С какой целью вы приходили?

Неожиданно Сергей замялся.

- Я приходил занять у него денег, - наконец ответил он. - У меня сейчас трудное финансовое положение.

- И вы из получили?

- Нет. Мой отец считал ,что каждый должен сам решать свои проблемы. По большей части он прав, но мне от этого не легче.

- Вы так спокойно об этом сообщаете, - удивился Кровин. - Не боитесь, что вас обвинят в убийстве вашего отца по корыстным мотивам.

- Вы бы всё равно об этом узнали от других, - грустно улыбнулся Сергей. - А если я это скрою, то вызову ещё большее подозрение.

- И вызвали, - уже без улыбки ответил Кровин. - Где вы были сегодня?

- У меня есть алиби. Я был весь день у одного человека. Он может подтвердить.

- Что ж,- вздохнул Кровин. - Потом обо всём расскажете подробно. А пока вы нам нужны в другом. Из квартиры были похищены некоторые картины и возможно другие вещи. Не могли бы вы всё осмотреть и сказать, что пропало.

- Это просто, грустно улыбнулся Сергей. - У отца есть каталог всей его коллекции с фотографиями. Конечно проверять её коллекцию будет долго, но посмотреть, какие пропали картины можно прямо сейчас.

Сергей направился вглубь квартиры, затем подошёл к большому книжному шкафу и снял с верхней полки увесистое издание, после чего вернулся с ним назад.

- Вот и картины, - сказал Сергей.

Он положил каталог на стол и принялся его листать, одновременно осматривая картины на стене.

- Этой картины нет, - указал он на одну из фотографий. - Чего нет ещё сейчас сказать не могу.

Кровин взглянул на каталог.

- Можно забрать этот снимок.

- Да, конечно, - согласился Сергей. - Теперь вряд ли он будет полезен. К тому же есть ещё электронная копия на компьютере.

Он извлёк фото из прозрачного полиэтиленового кармашка на странице каталога и протянул его Кровину. Тот взял снимок в руки. На картине был изображён неизвестный человек в старинной одежде с кинжалом на поясе. Кровин не мог сказать какое это время, знал лишь что не 20 век. Ещё больше было непонятно, зачем убийце понадобилась эта казалось бы невыразительная картина. когда в квартире наверняка есть вещи и более ценные.

- А кто это? - поинтересовался Кровин.

- Понятия не имею, - пожал плечами Сергей. - Но можно посмотреть в каталоге, - Он взглянул на страницу под пустым карманом. - Портрет графа Богушева. Неизвестный художник.

Имя персонажа Кровину ничего не дало, хотя он записал его в своём блокноте. Всё становилось ещё запутанней. Зачем вору понадобилась картина неизвестного художника, которая без громкого имени вряд ли много стоит? И уж тем более непонятно, зачем из-за неё нужно было убивать?

- Сколько примерно стоила эта картина? - задал вопрос Кровин.

- Не знаю, вряд ли много, - вновь пожал плечами Сергей, подтверждая мысли Кровина. - Художник ведь неизвестен.

Он вновь взглянул в каталог.

- Странно, под этой картиной цена не указана, хотя обычно отец подо всеми предметами писал хотя бы примерную рыночную стоимость.

Кровин нахмурился. Ситуация с картиной становилась ещё туманней. Очевидно она представляла какую-то стоимость, известную убитому и его убийце, вот только какую?

- На все произведения искусства должны быть какие-то документы, - Кровин решил зайти с другой стороны. - Вы не могли бы их поискать?

- Здесь ничем не могу помочь, - вдруг ответил Сергей. - Вряд ли они в этой квартире, отец подобные вещи хранит где-нибудь в сейфе. Да и прямо сейчас рыться в бумагах я не буду, но я обещаю, что посмотрю потом. А вообще я вспомнил эту картину. Довольно необычная.

- Интересно чем? - поинтересовался Кровин.

- Сам я не видел, но другие рассказывали, что якобы этот граф на картине двигался.

- В каком смысле? - не понял Кровин.

- Ну шевелился, - пояснил Сергей. - Я конечно не знаю, что это значит, но из-за этого все считали эту картину проклятой. Кроме отца. Он отчего-то питал к ней какой-то интерес, хотя я понятия не имею, что может быть интересного в этом бородатом мужике.

***

Кровин позвонил а дверь. Ему открыла молодая женщина.

- Светлана Ползунова? Моя фамилия Кровин, - он показал документы. - Я по поводу убийства вашего отца. Я не стал вызывать вас к себе и решил сам навестить вас.

- Проходите, - вздохнула Светлана.

Кровин вошёл. Квартира, в которой произошло убийство, заметно опустела. Часть экспонатов из коллекции теперь отсутствовали.

- У вас есть какие-либо новости по поводу убийц моего отца? - поинтересовалась Светлана.

- Нет, - покачал головой Кровин. - Вы не могли бы рассказать, как распределилось наследство по завещанию.

- Я как старшая дочь получила эту квартиру и часть коллекции, а также деньги, - ответила Светлана. -  Мой брат Сергей получил остальную часть коллекции. Вы подозреваете нас в убийстве ради наследства?

- Я должен проверить все версии, - признался Кровин. - А по вашему мог ли ваш брат быть причастен к этому. По его собственным словам он как раз имел проблемы с деньгами, а ваш отец ему их не давал.

- Мой брат действительно имеет материальные затруднения, - согласилась Светлана.

- Имел. Он очень расточителен, транжира, но я не думаю, что он мог бы убить отца. Хотя... если честно то я не знаю. Если он задолжал много денег каким-то плохим людям то может быть. К тому же в последнее время у него с отцом были напряжённые отношения.

- У вас тоже? - заметил Кровин. - Какие отношения у вас с вашим братом?
Светлана смутилась.

- Мы сейчас редко общаемся. Дела знаете ли. У каждого своя жизнь, у меня семья.

- Хорошо, другой вопрос, - не стал давить Кровин. - Как по вашему, зачем была украдена именно эта не самая ценная картина? Ведь по заявлениям вас и вашего брата больше украдено ничего не было.

- Эта картина имела ценность, - ответила Светлана. - Но свою, особенную. Отец отчего-то любил её больше всего и мог часами смотреть на этого мужика, но я признаться даже не представляю, что там может быть ценного. Если бы это был какой-нибудь Ван Гог, я бы ещё поняла. Думаю ценность была в чём-то особенном, но в чём, знал только отце и никому не рассказывал, да мы с братом и не интересовались. Хотя нам удалось найти документы на картину, где указаны её прошлые владельцы, быть может они расскажут больше.

- А кому должна была достаться картина по завещанию? - уточнил Кровин.

- Это странно, но этот портрет в завещании не фигурировал, хотя отец подробно расписал, что и кому достанется. Возможно он планировал её продать, а потому не включил её в завещание. Хотя если честно, я бы эту картину сама не взяла.

- Это почему? - спросил Кровин.

- Она была жуткой, - поёжилась Светлана. - Какой-то странной, таинственной, мистической. Вы будете смеяться, но однажды я видела, как человек с картины шевелился. Я не была пьяна и всё такое, но до сих пор помню этот случай.

- Что делал человек с картины?

 - Он вынимал из ножен кинжал, - рассказала Светлана. - А потом вложил его обратно и стал как обычно. Я рассказала про это отцу, но он вообще проигнорировал мои слова. сказав, что мне это почудилось. Да, возможно он был прав, но мне кажется, что он что-то знал про эту картину и унёс это знание в могилу. Если бы эта картина попала ко мне, я бы её тут же продала.

***

Согласно документам прежним владельцем портрета графа Богушева был некто Дмитрий Аланов. Как удалось установить Кровину это был коллекционер живописи. Кровин сам не знал, что хочет от него узнать, но быть может он расскажет об этой картине что-то интересное, а главное, возможно удастся выяснить, как этот портрет попал к Ползунову. Вдруг он украл эту картину или обманул с её оценкой. Это может быть связано с нынешним делом.

Впрочем по месту жительства Аланова дверь открыл не он а какая-то женщина.

- Мне нужен Дмитрий Алексеевич Аланов, - сообщил Кровин, предварительно представившись. - Он сейчас дома?

- Он умер, - неожиданно ответила женщина.

- А вы собственно кто? - спросил сникший Кровин.

- Я его жена, точнее уже вдова. Меня зовут Екатерина Семёновна.

- И как он умер? - уточнил Кровин.

- Его убили. Закололи ножом. Его убийц так и не нашли, по крайней мере я об этом ничего не знаю, хотя регулярно спрашиваю.

Кровин смутился. Уже два владельца этой проклятой картины были зарезаны, это было слишком. Просматривалась серия, но быть может, всё это просто совпадение?

- Вы что-нибудь слышали о портрете графа Богушева, - решил спросить Кровин. - Картине, которая была в коллекции вашего мужа, и которую он продал другому коллекционеру.

- Да я помню эту жуткую картину, - отозвалась Екатерина Семёновна. - Мне почему-то всё время казалось, что этот мужчина на картине шевелится, отчего я приходила в ужас. Я просила мужа продать его, но он категорически отказывался, и всё время говорил, что эта картина поможет ему разбогатеть, хотя он и так богат. Был... Это картина убила его, тот страшный мужик заколол моего мужа своим кинжалом, больше некому. В общем когда его убили, я продала эту картину. Кстати потом приходил ещё один человек, не называвший своего имени, интересовался ею, но к тому моменту её уже купили. Я даже удивилась, чем так интересен всем этот мужик с кинжалом? Это же не Шишкин, не Айвазовский. Помню, даже художник бы неизвестен. Я её по дешёвке и сбагрила.

Кровин опять смутился. Снова эти истории про шевелящуюся картину. Но гораздо больше его заинтересовал незнакомец, пытавшийся купить у Алановой картину после её продажи. Не он ли убил её мужа, чтобы заполучить картину? Потом вполне возможно за ним последовал Ползунов, перехвативший портрет. А не мог ли сам Ползунов убить Аланова чтобы его получить, ведь сам Аланов судя по словам вдовы продавать картину отказывался? Что же такого ценного в этой картине? Кровин предположил, что картину возможно нарисовал на самом деле известный художник, отсюда и её ценность для коллекционеров.

Более предыдущих владельцев Кровину найти не удалось. Человек, продавший портрет Аланову теперь жил за границей, если конечно также не был убит. На этом ниточка обрывалась.

***

Чтобы прояснить непонятную историю украденной картины Кровин решил проконсультироваться у специалистов. Для начала необходимо было узнать личность изображённого на ней человека. Человек, к которому Кровин обратился, был преподавателем истории в университете, его звали Свечников Вячеслав Петрович.

- Что я могу сказать о графе Георгии Богушеве? - начал Свечников. - После вашего обращения я порылся в источниках. Это оказался весьма неоднозначный и одиозный персонаж. Время его жизни XVIII век в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Дата рождения неизвестна, есть только дата смерти, но это для вас не важно. Богушев был дуэлянтом, смутьяном, ловеласом, заядлым картёжником, скандалистом и так далее. Не раз проворачивал мелкие мошеннические операции. В конце концов проигравшись в пух и прах задолжав в карты многим людям он влип в одну тёмную историю, стоившую ему жизни. Богушев обратился к известному ювелиру с заказом на изготовление бриллиантового ожерелья якобы для императрицы. На самом деле императрица ничего об этом не знала. Богушев забрал ожерелье, но не заплатил за него, и когда ювелир обратился к императрице с просьбой заплатить, произошёл громкий скандал. Богушева схватили и бросили в тюрьму, где он и умер через два года. Богушев так и не сказал куда делось то ожерелье, унеся свою тайну в могилу.

- И куда по-вашему делось это ожерелье? - спросил Кровин. - Я понимаю, что столько веков спустя истину уже не установить, но какие-то версии наверняка есть.

- Самая простая версия - он его продал, - сказал Свечников. - А деньги разделил с сообщниками или оставил все себе и истратил. Богушев был очень тщеславным человеком и примерно в то время заказал одному художнику свой портрет. Видимо это тот самый портрет, который вы имели ввиду, вряд ли их было много. Чем-то же он за него заплатил, но чем, если сам по уши был в долгах, и ему было не до портретов? Далее его наследникам практически ничего не досталось, но при этом не досталось и карточных долгов, все они были погашены перед арестом. Значит деньги у Богушева были, но откуда? Ответ один - они могли взяться только после продажи ожерелья. А по одной легенде этот портрет и есть ожерелье - Богушев его заказал у какого-то очень известного художника, однако вряд ли картина могла стоить целого ожерелья. Но есть и другая версия - якобы он его где-то спрятал. Есть даже легенда, что на своём портрете он зашифровал место, где хранится украденное ожерелье, правда я этому не верю. Такие люди не для того крадут, чтобы потом это прятать.

- Но зато в эту легенду могут верить обычные люди,- Кровин задумался. - Это уже интересно. А почему Богушев так и не отдал ожерелье властям даже будучи в тюрьме?
 
- Вероятно потому что у него его попросту не было, - ответил Свечников. - Тут тоже есть разные объяснения. Либо он его уже продал, а деньги истратил, либо не верил в сделку с властями, либо до последнего думал выкрутиться, а ожерелье должно было пойти на подкуп чиновников. А по ещё одной версии ожерелье тут вообще не при чём, и Богушева посадили по политическим причинам.

- Как бы там ни было, Богушев так и не отдал ожерелье и умер ничего не сказав, - подвёл итог Кровин. - Значит теоретически он действительно мог его спрятать до лучших времён.

- Есть ещё одна версия, - добавил Свечников. - Богушев не только нарисовал свой портрет, но и написал мемуары. Правда они полны вранья. Касательно ожерелья Богушев заявляет, что отдал его императрице, правда не самой ей, а её камердинеру и фавориту, после чего его обманули и не дали обещанных денег. Может Богушев это и придумал, но в таком случае почему он не говорит, что сам встречался с императрицей? Так что возможно он говорит правду.

- В любом случае картина всё-таки может указывать на клад, - подытожил Кровин.

- В этом ещё одна загвоздка, - отметил Свечников. - Картину ведь рисовал не сам Богушев, а наёмный художник. Конечно есть версия, что Богушев нарисовал сам себя, то есть это автопортрет, но вряд ли граф умел рисовать. Считается, что художник неизвестен, но в мемуарах Богушев указывает фамилию художника - Греков, вот только больше сказать ничего не могу.

***

История с пропавшим ожерельем дала Кровину возможную причину, из-за которой мог разгореться спор за картину, однако нужно было также проверить саму картину, быть может она сама по себе тоже чего-то стоит. Была известна фамилия художника - Греков, осталось лишь всё о нём выяснить, однако оказалось не всё так просто. В открытых источниках Кровину так и не удалось найти упоминаний об этому художнике. Тогда он решил обратиться к специалисту.

Искусствоведа звали Пётр Семёнович Трошин. Услышав фамилию Грекова, он сразу оживился, а его глаза заблестели.

- Греков?  Да я знаю этого художника, правда о нём мало что известно. Илья Данилович Греков, русский художник XVIII века. Он никогда не подписывал своих работ, поэтому неизвестно, что и сколько он нарисовал, приходится выискивать его работы по стилистике. Как правило он рисовал портреты, обычно не очень известных и малоизвестных  людей, чем он теперь интересен для историков. Также он рисовал картины на бытовые темы. Вы говорите, что возможно всплыла одна картина Грекова?

- Да, точнее уплыла, - отметил Кровин. - Картина к сожалению была украдена. Однако по имеющимся у меня сведениям это действительно Греков. Портрет графа Богушева, хотя значится как работа неизвестного художника. Однако, как мне сказали, в мемуарах графа упоминается фамилия Грекова как художника картины.

- Интересно, - загорелся Трошин. - Я составлял биографию Грекова по имеющимся немногим сведениям и знаю, что Греков был знаком с Богушевым и вполне мог нарисовать портрет по дружбе. Считается, что он не подписал портрет своим именем из-за неоднозначной репутации Богушева, но на самом деле Греков никогда не подписывал своих картин. И да, конечно же я слышал историю об афере графа Богушева и о похищенном ожерелье.

- Тогда как вы прокомментируете версию, что на портрете было зашифровано место, где спрятано пресловутое ожерелье? - поинтересовался Кровин.

- Если честно, то никак, - пожал плечами Трошин. - До вашего рассказа я вообще не знал о существовании этого портрета. Но думаю вряд ли на нём что-то есть интересное, ведь рисовал  портрет не сам Богушев, а Греков, который ничего не знал.

- Есть и версия, что его нарисовал сам Богушев, - блеснул знаниями Кровин.

- Ой, я вас умоляю, - замахал руками Трошин. - Где Богушев учился рисовать, или кто его учил? Таких сведений нет, и получается, эта единственная его картина.

- А как вы прокомментируете версию, что это какой-то другой известный художник?\

- Вряд ли, - покачал головой Трошин. - Вы же сами назвали фамилию Грекова и указали источник, из которого это узнали. А исторический источник ценнее, чем какие-то легенды. Да и что тогда это за художник? Нет, просто Грекова мало кто знает, а потому картина может быть интересна только искусствоведам или историкам живописи как одна из немногих картин кисти Грекова.

- Да пожалуй, вы правы, - согласился Кровин. - Только факты.

- Как жаль, что эту картину украли, - запричитал Трошин. - Я вас умоляю, если она найдётся, то пожалуйста, сообщите это мне. Я очень хочу её увидеть.

- Ну это просто устроить, - усмехнулся Кровин. - У меня есть её фото.

Кровин вытащил фотографию, которую дал ему Сергей Ползунов, и протянул её Трошину. Тот с благоговением её взял.

- Можете оставить себе, если вам это так интересно, - разрешил Кровин. - У меня есть копия. Заодно подумайте, может потом что-нибудь интересное скажете об этой картине.

Кровин уходил от искусствоведа с более-менее ясными мыслями. Итак картина коммерческой ценности не имеет, значит остаётся версия о зашифрованном на нём месте со спрятанным кладом. Трошин правда отрицает этот факт, но другие об этом могут не знать. Отсюда может и заварилась вся эта кутерьма. Кто-то жаждет найти пропавшее ожерелье и убирает всех, то стоит у него на пути, точнее уже убрал. Картина у него. Его знал покойный Ползунов, раз пустил его к себе домой. Возможно убийца имеет материальные проблемы. Пока что это указывает на Сергея Ползунова. Вскоре его действительно задержали по подозрению в убийстве.

***

- Я вас умоляю, - отмахнулся антиквар Скопцов, к которому Кровин обратился за консультацией. - Почти про любую старинную вещь говорят, что она проклята. Это ведь кусочки истории, на каждом из них есть и смерть и кровь и преступления. Они прошли долгий путь прежде чем оказаться здесь.

Антиквар окинул взглядом антикварную коллекцию, стоявшую у него в магазине и повернулся опять к Кровину.

- Многие из этих вещей были украдены, за некоторые даже убивали. И да, много антиквариата является поддельным, пожалуй, эта самая большая проблема.

- То есть по вашему история с ожерельем - неправда? - уточнил Кровин.

- Нет, история может и правда, почему нет, - ответил антиквар. - Но история с шевелящейся картиной не более чем байка, как и преследующая её владельцев смерть. Всё это досужие выдумки. как проклятие фараонов. Владельцы антиквариата часто гибнут, это опасный бизнес. Они часто связываются с сомнительными личностями, отсюда и такой результат.

- И вы тоже? - улыбнулся Кровин.

- Оставим мои связи в покое, - смутился антиквар. - Картина конечно тоже может быть поддельной, правда я не вижу смысла подделывать неизвестного или малоизвестного художника. Кроме того крупные коллекционеры стараются пользоваться услугами экспертов, которые быстро определят подделку. Главное проклятие, которое несут антикварные вещи - это и есть то зло, которое тянется за ними сквозь века.

***

Григорий Соломин ходил по квартире из стороны в сторону явно нервничая. Вот уже неделю картина находилась у него, однако заказчик так и не соизволил появиться и заплатить за неё. Телефон не берёт, не перезванивает. Неужели он решил его обмануть? Пусть только попробует, он за это ответит. Но что он мог сделать? Сдать картину? Он не получит своих денег и может сесть в тюрьму, тем более в деле замешано убийство. Итак ,решено ,он подождёт ещё пару дней, а затем заберёт эту мазню и ляжет на дно. Перепродаст картину кому-нибудь ещё, и покупатели найдутся, ведь это портрет графа Богушева - картина, скрывающая в себе тайну пропавшего бриллиантового ожерелья.

Соломин аккуратно развернул холст и взглянул на картину. Бородатый граф с кинжалом на поясе вызывал у него некое чувство опаски. Осторожно расстелив холст прямо на полу он оставил его лежать. Сам Георгий отправился на кухню за очередной кружкой кофе. Расшатанные нервы требовали кофеина. А граф никуда не убежит.
Насыпая в кружку сахар он вдруг услышал некий металлический лязг. Соломин насторожился. Он никак не мог вспомнить, запер ли он входную дверь или нет. На всякий случай взяв в руки нож он зашагал обратно в комнату.

В квартире никого не было, лишь тишина гуляла по ней. Георгий слышал лишь стук своего сердца, спешащего выпрыгнуть наружу. Входная дверь была закрыта, что вызвало некоторое чувство облегчения. Однако когда Георгий вернулся в комнату он остолбенел. Картины на полу не было.

- Какого чёрта?! - тихо выругался он. - Кто здесь?

Вдруг он почувствовал на своё плече чью-то холодную руку, опустившуюся сзади. Георгий обернулся и в то же мгновение почувствовал, как что-то острое пронзает его грудь.

***

Когда Кровин вошёл в квартиру, эксперты вовсю обыскивали её в поисках улик. Труп лежал в дверном проёме лицом вверх. Чуть ниже груди торчал старинный кинжал. Чуть дальше в комнате на полу был развёрнут холст картины с нарисованным бородатым человеком. Неужели это он? Кровин аккуратно перешагнул тело и склонился над картиной. Хоть ещё требуется подтверждение экспертов не подделка ли это, но очевидно да. Это тот самый знаменитый портрет графа Богушева. На вид ничего особенного. Однако по легенде он скрывает тайну пропавшего ожерелья, украденного графом. Вот только к чему всё это? Жизнь людям оно всё равно. А ведь из-за этой картины случилось уже третье убийство, если считать также убийство прежнего владельца. Скопцов был прав. Проклятие старинных вещей в их кровавом пути в этом мире.

Вероятно при жизни убитый и был одним из похитителей картины и убийцей Ползунова. А самого его убил организатор всего этого преступления, решивший замести следы. Кинжал, которым был убит Ползунов очевидно теперь торчал из груди новой жертвы. Вот только непонятно, зачем он бросил здесь портрет, доставшийся  столь дорогой ценой? Ценная или не очень, но картина осталась лежать здесь нетронутой. Убийца не тронул её. Зачем? Быть может он увидел уже в ней всё что нужно? Например место спрятанного ожерелья? И всё равно непонятно.

Кровин собрался было уже уходить, но что-то в картине кольнуло его глаз. Он взглянул на неё ещё раз, затем достал из кармана снимок из каталога Ползунова. Всё верно. Кинжал на поясе графа. На фотографии он был, а вот на картине в комнате отсутствовал. Значит это был не настоящий портрет графа Богушева. Подделка. Тогда где же настоящая картина?

***

Человек в чёрных перчатках явно нервничая и всё время оглядываясь достал из кармана ключи и медленно, стараясь не шуметь, открыл входную дверь квартиры. Была ночь. Человек достал фонарик и включил его. Найдя включатель он зажёг свет в комнате. Убедившись ещё раз, что в квартире никого нет, он принялся её обыскивать. Квартира была заставлена антиквариатом, но проникшего в неё незнакомца интересовали только картины, стоявшие в рамах прямо на полу в углу. Наконец человек обрадовавшись, увидел одну из картин. На ней был изображён портрет. Он не посмел вырезать его из рамы.  Накрыв её тканью человек осторожно взяв картину за края рамы и понёс к выходу. Внизу его ждала машина. Однако когда он дошёл до выхода, то неожиданно увидел на пороге полицейских, и от удивления чуть не уронил картину.

- Поставьте картину пожалуйста, господин Трошин, - произнёс Кровин. - Вы арестованы про подозрению в краже и двух убийствах.

Подбежавшие полицейские осторожно забрали из рук Трошина картину, а Кровин надел на его запястья наручники.

***

Трошин сидел в кабинете Кровина и молчал. Кровин снял с него наручники и сел напротив. На лице Трошина была тоска.

- Как вы поняли, что это я? - спросил он.

- В нашем первом разговоре вы допустили просчёт, сказав, что ничего не слышали о портрете Богушева. Однако раз вы изучали биографию художника Грекова, вы должны были прочитать и мемуары его друга Богушева, а значит знали о существовании его портрета. Ну да ладно. Второе, что вас выдало - ваши слова о ценности портрета, то, что он может быть ценен только искусствоведам, а это как раз вы. Кроме того, картины Грекова вовсе не так дёшевы, как вы говорили, как оказалось, они весьма ценятся, правда только в определённых кругах. Может быть вы верите в историю  с кладом, но скорее всего картина вам нужна для самоутверждения. Ведь это же одна из немногих картин Грекова, которую точно можно идентифицировать по документальным источникам, то есть мемуарам Богушева.  Вы ведь являетесь биографом и знатоком Грекова. За открытие такой картины можно и докторскую степень получить и прославиться в своих кругах.

Но начну с начала. Богушев заказывает своему другу Грекову свой портрет. Позже Богушев попадает в тюрьму из-за бриллиантовой аферы. Я не знаю, что стало с тем ожерельем, но слухи о кладе поползли сразу. И этим воспользовались наследники Богушева. После смерти графа они вознамерились продать его портрет, но кому нужен портрет графа-афериста? Вот тогда-то видимо и стали распространяться слухи, что на картине зашифровано место, где спрятано украденное графом бриллиантовое ожерелье. Портрет сразу продали.

Как мне удалось выяснить, к этой легенде относятся по-разному. Кто-то верит, кто-то нет. Что интересно, ни о каких слухов о проклятии картины не ходило. Я к этому ещё вернусь. Как бы там ни было портрет попал к коллекционеру Аланову. Либо он верил в легенду о кладе, либо ценил Грекова. Но в любом случае, он отказался продать картину Ползунову и вам. Я показал вашу фотографию вдове Аланова и выяснил, что вы тоже пытались купить портрет, правда предложенная вами сумма была столь смехотворна, что Аланов вас даже слушать не стал. Но тут Аланова убивают. Мне неизвестно, имеете ли вы или Ползунов отношение к этому убийству, которое осталось нераскрытым. Но Ползунов после этого легко покупает картину у его вдовы, а вот вы опоздали.

- Мне не нужна была эта картина, - подал голос Трошин. - Я хотел лишь её описать, рассказать о ней, но ни Аланов, ни Ползунов не дали мне её даже сфотографировать. Все они  надеялись найти это грёбаное ожерелье и боялись показать мне портрет, испугавшись, что я раскрою его секрет и сам найду клад.

- И вы решились на преступление, - продолжил Кровин. - Вы вдруг узнали, что у вас учится племянник Ползунова, начинающий художник Григорий Соломин. И вы решили с помощью него попросту выкрасть картину. А поскольку Ползунов был жадным, и денег родственникам не давал, а Соломин не Сальвадор Дали и почти ничего не зарабатывал,то он с радостью согласился подзаработать, а заодно наказать дядю-жмота. Но во время ограбления что-то пошло не то, и вы убили Ползунова.

- Я его не убивал, - ответил Трошин. - Я вообще там не был. Его убил Гриша.
Видимо Ползунов застал его, а Гриша вспылил, он был очень нервным. Правда когда я его спросил, что случилось, Гриша сказал, что никого не убивал, а дядя уже лежал мёртвым. Он вначале испугался, но потом взял картину и просто ушёл.

- Как бы там ни было, после кражи и убийства вы вдруг поняли, что Соломин взял не ту картину. Как же так вышло? Дело в том, что Ползунов, видимо, действительно одержимый найти через картину пропавшее ожерелье, спрятал настоящий портрет и выдал её за работу Грекова. Чтобы больше ввести всех в заблуждение он написал внизу на раме название и даже под таким видом вставил её в свой каталог. Когда я увидел фотографию в каталоге, мне сразу бросилась в глаза одна деталь. На картине был изображён бородатый мужчина. Однако по описаниям граф был ловеласом, а женщинам не нравится борода. Кроме того дело происходило в послепетровские времена, когда все уже начали бриться. Моя догадка оказалась верной. По описаниям Богушев носил лишь маленькие усики. Следовательно, и на картине изображён не он.
Соломин не видел настоящей картины и ориентировался по названию. Художник указан не был, но имя графа Богушева значилось. Однако вы-то видели настоящую картину и у Аланова, и у Ползунова, и сразу определили подделку. Потому-то вы и не взяли её, оставив у Соломина, после того как убили его. Очевидно вы боялись, что он вас выдаст, ведь в деле было замешано убийство, а может просто повздорили.

- Я не хотел убивать Гришу, - всхлипнул Трошин. - Он потребовал денег за картину, которая была мне не нужна. Тогда он заявил, что скажет, будто я убил Ползунова или заказал его, а он свидетель. Я не выдержал.

- Далее вы узнали, что после смерти Ползунова картина попала к его сыну, который попал в тюрьму по подозрению в убийстве отца. И вы решили этим воспользоваться - проникнуть в пустую квартиру и украсть настоящего Грекова, ведь теперь-то его точно не схватятся. А дальше вы знаете.

Трошин закрыл лицо руками и заплакал.

- Что теперь со мной будет?

- Суд решит, - уклончиво ответил Кровин. - Я же вам хочу кое-что показать и рассказать.

Он извлёк из папки фотографию и положил на стол.

- Это снимок настоящего Грекова, того самого портрета Богушева. Я долго рылся, что за здание изображено на картине. Это точно не особняк Богушева. Как оказалось, это дом некого Зубчинского, друга Грекова и Богушева. Если верить легенде о картине, что на ней изображено место где спрятано пресловутое ожерелье, возможно оно там. Вот только как оказалось, дом был снесён большевиками ещё в 20-е годы ХХ века, так что даже если ожерелье было там, то его давно нашли или выкинули со строительным мусором. А вот что за картина, которую Ползунов выдавал за Грекова, и которая по рассказам шевелится, выяснить не удалось. Всего лишь неизвестный художник, портрет мужчины с кинжалом. Это всё, насколько мне известно. Картина перешла дочери Ползунова, и она её сразу продала.