Последователи тариката Мухй ад-Дина ар-Ручи

Али Албанви
«ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ТАРИКАТА» МУХЙ АД-ДИН АР-РУЧИ


После русско-кавказской войны, когда приверженцы имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871) вернулись к относительно мирной жизни, суфийские богословы не прекратили свою миссионерскую деятельность.

В 1860–1880-е годы на Кавказе значительную роль начали играть такие тарикатские шайхи как Батал-Хаджи (1821–1914), Кунта-Хаджи Кишиева (1800–1867). В проповедях шайхов последней трети XIX в. нашел отражение спад классовой и национально-освободительной борьбы горцев, а также кризис идеологии тариката, связанный с усилением влияния русской культуры. В Дагестане в это время проповедовал известный арчинец-тарикатист Мухй ад-Дин ар-Ручи (Мугеддин Магомедханов, ум. 1887) из сел. Арчиб.

На сегодня арчинцы, один из народов лезгинской языковой группы, живут в Чародинском районе Республики Дагестан, в верховьях р. Хатар, впадающей в р. Кара-Койсу (Рис-op). По данным на 1866 г., арчинцев насчитывалось 592 человека; в 1886 г. — 802; в 1926 г. — 863 человек. В последующих переписях населения СССР и России арчинцы не выделялись как этническая группа, а включались в состав аварцев. По оценочным данным, их численность в настоящее время составляет примерно 1200 человек.

До первой трети XX в. арчинцы имели одно селение — Хеьреь (авар. Рочиб, рус. Арчиб), в котором по прежним адатам разрешалось жить только три летних месяца в году. Остальное время они жили на хуторах (духхурум) с капитальными хозяйственными постройками и жилищами. Вокруг «духхурум» располагались зимовья для овец — малъи. После установления советской власти и особенно в связи с коллективизацией и изъятием в 1930-е годы по решению правительства Дагестана части горных пастбищ арчинцев в пользу хозяйств Гунибского и Лакского районов система расселения претерпела кардинальные изменения.

Исторические события времен Кавказкой войны прямо или косвенно отразились и на арчинцах. Так, 25 июля 1849 г. войска генерал-адьютанта М.С. Аргутинского (1797–1855) «направились к аулу Арчи... переночевав у Арчи, войска, с рассветом, 25-го числа зажгли аул и выступили обратно к Шалинскому перевалу. Аул Шали подвергся той же участи, а хлеб на пашнях большей частью истреблен».

Мухй ад-Дин ар-Ручи вышел из семьи рядового богослова Магомедхана Магомедханова (ум. 1864), участвовавшего в борьбе горцев 1824–1859 гг., кроме того Магомедхан Магомедханов входил в совет ученых-алимов имама Шамиля. Мухй ад-Дин ар-Ручи был учёный-суфием, автором трактата «Истинные и ложные последователи трактата» (1870). Впоследствии он стал одним из идеологов тарикатских групп, возникших в 60-х годах XIX в. в Закатальском округе.

«В 1868 году в Закатальском округе обнаружилась целая партия тарикатистов, которые успели в короткое время повлиять на народ в своих исключительно корыстолюбивых целях, и местная власть тотчас же распорядилась отвратить от легковерного народа такое зло. К числу этой партии принадлежал и <…> житель сел. Арчи Мугеддин Магомед-Ханов <…> Отец его, Магомед-Хан <…> с ранних лет посвятил своего сына исключительно изучению арабского языка, и Мугеддин учился у аварских и казикумухских ученых <…> В шестнадцатилетнем возрасте, по принятому в то время обычаю, Магомед-Хан женил его на дочери одного тарикатского шайха, к которому он поступил, как мюрид, и сделался его постоянным спутником, как ученик и зять <…> Мугеддин был арестован, вместе с другими тарикатистами, и при освобождении его, г. Начальник Кавказского Горского Управления предложил ему <…> написать о сущности настоящего тариката и применении его на деле современными тарикатистами».

Таким образом из донесения царских чиновников становится ясно, что Мухй ад-Дин ар-Ручи был значительной фигурой среди Закатальских религиозных кругов. Далее приведём выдержки из сочинения Мухй ад-Дин ар-Ручи (ум. 1887) «Истинные и ложные последователи тариката» написанного им в 1870 году. Так из текста явствует, что данное сочинение должно было стать руководством для тех, кто находиться суфийском Пути:

«Мюрид <…> должен отказаться от всего, что соблазняет человека на свете, как-то: богатства, величие и пр., так, чтобы целый свет, с его украшениями, не равнялся в глазах его даже с крылом комара <…> Он должен стараться заменить свои дурные и низкие качества похвальными и хорошими; очистить свое тело от осквернения грехами и сердце от вражды, ненависти к ближнему и пр., а главное — заняться тем, чтобы обновить свое нравственное существо <…> Он должен освободить себя от подчинения телесным потребностям и желаниям, кроме самых необходимых для существования человека <…> избегать роскоши, излишеств в пище, удобства в жилье, ограничиваясь только тем, что необходимо для поддержания телесных сил, и то ради того, чтобы мог исполнять богослужение. Он должен поставлять себя ниже всякой Божьей твари, так, чтобы самый сильный вельможа и самый несчастный сирота казались ему совершенно равными, чтобы слон и мошка производили на него одинаковое впечатление. Тело человека есть самый опасный враг его: оно направляет человека посредством своих плотских стремлений ко всему запрещенному <…> Дьявол есть для человека враг, действующий против него воровским образом. Он портит служение Богу своим коварством и обманом, направляя человека исподтишка к соблазнам его тела; он старается внушить ему самодовольство, показывает в глазах его добро злом, а зло добром. Так, утверждают, будто дьявол руководствует человеком в 99 добрых делах, чтобы иметь возможность внушить ему зло в 100-й раз и тем погубить его.

Люди — самая опасная преграда для искателя истины в его пути. Остерегаться от них гораздо труднее, чем от дьявола. Неизбежное сообщество с людьми и необходимые, хотя и ограниченные сношения с ними, невольно вовлекают в грехи, напр. в пересуды, запрещенные священным Кораном <…> в клевету, запрещенную изречением великого посла Божьего (да будет на нем мир и благословение!) <…> в ложь, вражду, лицемерие, оскорбление другого, убийство, воровство и пр., — и потому человек погибает. Когда мюрид <…> усвоит все наставления своего шайха <…> когда изменится самое существо его, переродившись посредством молитв и зикра из образа просто животного в высшее духовное существо, — тогда сердце его осветится светом Божьим, откроются его внутренние глаза, поднимется завеса мрака, закрывавшая его от созерцания Господа Бога, и постепенно он станет всходить на высоту святости, пока не достигнет до положения избранных великих людей и не обратится всем своим существом к Творцу Богу.

Мы должны верить в то, что, если бы мы не согрешили перед Богом, так Он бы не послал к нам притеснителей <…> Ведь когда забани потащат грешного раба к адским мукам, безжалостно, в день страшного суда, то их никто не осудит за это и никто не назовет их жестокими мучителями и притеснителями, потому что на том свете, где человек освобождается из вещественности, ясно видно, что на это есть воля Божья. На этом свете одни только святые ясно видят, что во всем действует лишь одна воля Божья и что люди созданы орудием для некоторых действий. Поэтому истинный шайх никогда не чувствует злобы к притеснителю своему, хотя бы последний был из неверных. Иначе, если бы святые призывали проклятие Божье на тех, которые их оскорбляют или притесняют, то Бог должен был бы услышать молитву и тем нарушилось бы несомненное качество Его — Всемилостивейший, которое распространяется на сем свете на всех и каждого, без различия веры и нации; но это невозможно никогда, потому что Бог есть Всемилостивейший для верных и неверных рабов Своих на сем свете безразлично.

Относясь ко всем людям одинаково, шайх должен, однако, относиться с особенным уважением к тем, которые приносят особую пользу человечеству, и оказывать им почести, сообразно приносимой ими пользы, как-то: врачу, ученому, начальству (хотя бы из иноверцев), судье и пр. Он должен к ним относиться с особенным уважением, ласково и с почтением. Люди эти необходимы для блага народа <…> если бы не было врача, больных некому было бы лечить; если бы не было шайхов, некому было бы лечить душу человека от греховной болезни; без ученых не было бы порядка в вере; без начальства не было бы порядка в общежитии и сильный обижал бы слабого; без судьи некому было бы разбирать и решать людские тяжбы и т. д. Есть также и такие, которые притворяются истинно святыми, щеголяя своими раскрашенными и вызолоченными словами, скромною одеждою и действиями, как-то: потуплением глаз, чтением народу проповедей и пр. <…> несмотря даже на то, что по большей части их действия не согласуются не только с тарикатом, но даже и шариатом. Но, разумеется, тот, кто сколько-нибудь одарен правильным разумом, понимает их и различает больного от здорового и хромого от прямого <…> Есть и такие, которые воруют у настоящих мюридов их слова и манеры и передают их народу как собственные, притворяясь в присутствии посторонних истинными мюридами, а люди полагают, что они и в самом деле настоящие мюриды, не зная, что они <…> люди заблудшиеся и других заблуждающиеся — источники общественного вреда и зла».




Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АРГУТИНСКИЙ-ДОЛГОРУКОВ, МОИСЕЙ ЗАХАРОВИЧ (1797–1855) — князь, генерал-лейтенант (1845), генерал-адъютант (1848), герой Кавказской войны.

БЕЛХОРОЕВ, БАТАЛ-ХАДЖИ (1821–1914) — ингушский религиозный деятель XIX — начала XX века. Принадлежал к тейпу Белхарой. Мюрид шайха Кунта-Хаджи Кишиева (ум. 1867). Суфийский шайх кадирийского тариката, распространившим среди ингушей новое религиозное учение. Суть его заключалась в том, что им были введены некоторые новые элементы в существующие обрядовые практики. Точная численность приверженцев шайха Батал-Хаджи Белхороева неизвестна, но оценивается муфтиятом Республики Ингушетия приблизительно в 5,4 % от общей численности ингушей. В настоящее время его последователями являются не только ингуши, но незначительная часть чеченцев и кумыков.

КИШИЕВ, КУНТА-ХАДЖИ АЛ-МИЧИГИШИ АЛ-ИЛАСХАНИ (1800–1867) — чеченский святой, суннитский суфийский шайх. В 1859 году, в год пленения имама Шамиля, он вернулся из г. Мекка в Чечню, получив иджазу от трёх ханафитских шайхов, принадлежавших к братству Кадирийа. В 1928 году в архиве Владикавказа были обнаружены документы, подтверждавшие, что он скончался в 1867 году в ссылке в г. Устюжна Новгородской губернии. В 1995 г. Дагестанский учёный-арабист М.Г. Нурмагомедов (ум. 1997), правнук Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834), учителя имама Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832), работавший над арабскими рукописями, обнаружил текст разрешения, данного Кунта-Хаджи мюршидом тариката Накшбандийа Дагестана Джамал ад-Дином ал-Гумуки (ум. 1866), автором суфийского трактата «ал-’Адаб ал-мардийа фи-т-тарика ан-Накшбандийа» («Удовлетворительные правила в накшбандийском тарикате»), на исполнение зикра. В нём шла речь о том, что Кунта-Хаджи разрешается проповедовать тарикат Кадирийа. Если взять за основу эту информацию, то получается, что его предшественником в кадирийской силсиле является накшбандийский шайх. Кроме того, нам известны имена дагестанских преемников Кунта-Хаджи — ‘Умар-Хаджи ал-Анди (1834–1914), Ибрахима ал-Баханди ал-Хинди, Мухаммада ал-Лайли, Газиява ал-Хунзахи, Мухаммада ал-Хучади.

МАГОМЕДХАНОВ, МАГОМЕДХАН (ум. 1864) — входил в совет ученых-’алимов имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871). Отец богослова Мухй ад-Дин ар-Ручи (ум. 1887).

МАГОМЕДХАНОВ, МАГОМЕДХАН МАГОМЕДОВИЧ (род. 1951) — заведующий кафедрой этнографии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук. Он также является консультантом Дагестанского исторического музея текстильного искусства. Преподаватель Ленинградского государственного университета с 1974 по 1979 год, он посещал Институт этнографии Академии наук СССР с 1980 по 1983 год и изучал этнографию в Оксфордском университете, Гарвардском университете и Санкт-Петербургском государственном университете. В 1997 году его интерес к дагестанскому традиционному текстилю привел его к открытию «Ковров Хана» — небольшой ковровой мастерской, в которой он нанимает группу традиционных ткачих-женщин, которые работают из дома, чтобы ухаживать за своими детьми. Как ученый, его исследования включают исследования возрождения ислама в России, современные этнические и этнокультурные проблемы на Северном Кавказе, межгрупповое сознание и стереотипы, а также вопросы, касающиеся многоязычных обществ и ассимиляции.

АЛ-ГИМРАВИ, ШАМИЛЬ ИБН ДИНГАВ МУХАММАД АД-ДАГИСТАНИ (1797–1871) — предводитель кавказских горцев, признанный третий имам теократического государства — Северо-Кавказский имамат. Был женат на дочери суфийского шайха Джамал ад-Дина ал-Гумуки (ум. 1866) — Захидат (1830–1871), от этого брака у них родился сын Мухаммад-Камиль (1863–1951). Дочь имама — Нафиса (1842–1866), была замужем за сыном шайха Джамал ад-Дина — ‘Абд ар-Рахмана ал-Гумуки (ум. 1901). В юности Шамиль учился у ученого Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834). Шамиль стал соратником известного Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832). Вместе с Гази-Мухаммадом он отправился в Верхний Яраг (лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа, принял накшбандийский тарикат у шайха Мухаммад-Эфенди ал-Йараги (ум. 1838), который (получил наставление) от шайха Хас-Мухаммада аш-Ширвани (ум. ок. 1831), а он — от Исма‘ила ал-Кюрдамири (ум. 1847/48), который (в свою очередь) получил от известного Халида ал-Багдади (ум. 1826). Дагестанский энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) в «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных») пишет, что Гази-Мухаммад и Шамиль «получили иджазу от Мухаммада ал-Йараги и вернулись в Гимры».

АР-РУЧИ, АР-РОЧИ — нисба указывающая на происхождение из арчинского сел. Арчиб (ныне село на юго-востоке Чародинского района Дагестана).

АР-РУЧИ, МУХЙ АД-ДИН (МУГЕДДИН МАГОМЕДХАНОВ) (ум. 1887) — ученый-суфий, автор трактата «Истинные и ложные последователи трактата» (1870). По преданиям, сохранившимся в семье, Мугеддин эмигрировал в Аравию вскоре после ареста в 1868 г.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АРЧИБ — село на юго-востоке Чародинского района Дагестана. Расположено в верховьях реки Хатар. Административный центр Арчибского сельсовета. Арчиб — основное селение арчинцев — обезлюдело и превратилось к 1944 г. в груду «полуразрушенных покинутых жилищ, причудливо вырисовавшихся своими контурами по верху гребня». В нем осталось всего 45 из 258 хозяйств. Их обитатели перешли на постоянное жительство на хутора. Последние разрослись и превратились в селения. Это К1ала, Лъатта, Къесер, Хилихъ, Алшуна, Къубакъ (в русской транскрипции соответственно Калиб, Хитаб, Кесер, Хилих, Алчуниб, Кубатль), за которыми до сих пор сохранилось название «духхурум», несмотря на то что они крупнее сел. Арчиб. После коллективизации и раскулачивания одна часть арчинцев (около десятка семей) была выселена в Гунибский р-н (селения Салта, Кудали, Кегер и др.), четыре семьи отправлены в Киргизию и т. д. Другая часть, обеднев за послевоенные годы, была вынуждена искать приют за пределами родного селения. Таким образом, около 30 семей (т. е. почти каждая десятая) живут в настоящее время в Киргизии, Азербайджане, а также в Гунибском, Тляратинском и Хивском районах Дагестана. Еще с XIX в. арчинцы оседали в Кумухе и других лакских селах, куда они обычно прибывали в качестве служителей культа, овцеводов, ремесленников (каменщики, столяры). Ныне в Лакском районе живут более 10 семей арчинцев. С начала 1960-х годов они стали селиться в городах Махачкале (15 семей), Буйнакске (1), Кизляре (6). Арчинский язык относится к числу хорошо изученных дагестанских языков. Парадоксальность положения арчинцев среди своих соседей состоит в том, что по языку их сближают с лезгинами, по этническому самосознанию - с аварцами, по культуре - и с аварцами, и с лакцами. Арчинцы — мусульмане-сунниты. Ислам, судя, но сведениям о наличии здесь арабоязычных куфических памятников, они приняли не позднее X в. В античных и средневековых письменных источниках сведения об арчинцах отсутствуют. В исторической хронике Мухаммада ар-Рафи (XIV-XVI вв.) наряду с большинством других сельских обществ Дагестана упомянуты и арчинцы.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ДУХХУРУМ — хутор у арчинцев с капитальными хозяйственными постройками и жилищами.



ЛИТЕРАТУРА


1. Албанви А. Арчинцы государством забытый этнос [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/05/03/504, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.01.2019). — Яз. рус.

2. Арчинцы. Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, с. 282-288. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.etnosy.ru/node/665, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.01.2019). — Яз. рус.

3. Бабич И.Л. Мусульманская жизнь горцев в контексте религиозной политики России на Северном Кавказе в ХIХ – начале ХХ вв. // Журнал «Научная мысль Кавказа», 2009. Выпуск №1. С. 71-80.

4. Магомедханов М. Образцы письменности арчинцев // Антропологический форум №11 Online 2. С. 1-47.

5. Мугеддин-Магомед-Ханов. Истинные и ложные последователи тариката, перев. с предисл. А. Омарова в «Сбор. свед. о кавк. Горцах» (вып. IV, 1870).

6. Основные направления в общественно-политической и философской мысли народов Дагестана в XIX век в. реакционное феодально-клерикальное направление [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.01.2019). — Яз. рус.