Воспоминания о моей жизни в годы Великой Отечестве

Владимир Подволоцкий
В конце 1941 года мы с мамой уехали из Москвы в город Никольск, расположенный на Восточном  берегу реки Юг  примерно в 150 км. на Юго – Восток от города Великий Устюг, где жили родные моей мамы.
Мама устроилась на работу сторожем на паромной переправе через реку  Юг.  Мы жили в сторожке - однокомнатном доме на берегу реки. 
Меня приняли в городской детский сад, который я посещал с огромным удовольствием.
Об этом детском саде у меня сохранились приятные воспоминания. 
Особенно мне запомнился один новогодний праздник, на котором я выступал на   детсадовском концерте, исполняя роль мальчика, скачущего на лошадке, и пел песню:

Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.
На коня Ваня садился – в путь дорогу снарядился.
Ваня быстро поскакал, но с коня он вдруг упал.
Он упал и лежит – никто к Ване не бежит.
Две девицы подбежали на коня Ваню сажали
  И при этом напевали:
Ваня Ванечка дружок накось  скушай пирожок.

Мне действительно дали пирожок, который я тут же с большим удовольствием   съел.
У нас в доме было  радио - черная круглая «тарелка».  Больше всего мне запомнились последние известия, в которых диктор  Левитан несколько  раз в день передавал сообщения о ходе военных действий. Он обладал голосом, который проникал прямо в душу и вызывал горестное волнение при сообщении о  захваченных фашистами городах и бурную радость тогда, когда сообщал об освобождении наших городов. Во втором случае его речь заканчивалась грохочущими  звуками салюта, которые почему-то всегда вызывали у меня испуг. 
Однажды один детсадовский  товарищ предложил мне купить у него салют и назвал цену -  серебряный полтинник.  Поскольку я не представлял, что собой представляет салют, то мне интересно было его приобрести, и  я,  зная, где у мамы лежат деньги, согласился на его покупку. Он взял полтинник и достал из кармана горсть крупных опилок и дал их мне.  Я взял их и спросил у него - как из них сделать салют. Он сказал, что их надо подбросить высоко вверх и тогда, падая белым дождем, они покажут мне,  что такое салют.  Я выполнил его директиву и засыпал себя опилками. Поскольку при этом не было никакого звука, то я понял – он просто обманул меня.
Через несколько дней мама заметила недостачу полтинника и спросила меня, не брал ли я его. Я во всем сознался и мы с мамой пошли к нему домой.  Когда мама все рассказала его матери,  то та отдала ей полтинник и грозно позвала своего сына. Тот, поняв, что сейчас мать его накажет, быстро залез на березу и не собирался оттуда слезать, несмотря  на все угрозы.  Мы с мамой не дождались финала его пребывания  на березе.  Но на следующий день – в садике я понял, что ему крепко досталось.
Несмотря на тяжелые военные времена, все знакомые жили очень дружно и  при всякой возможности помогали друг другу всем, чем только могли. Отмечали все народные праздники и часто по вечерам, сидя на лавочках около дома, пели русские народные песни и танцевали.
Я тоже участвовал в этих пениях. Мне запомнился один концертный номер, который я исполнил вместе с соседской девочкой.  Мы идем рядом и я, положив ей руку на плечо, пою коротенькую песню, однажды услышанную на улице, смысл которой я конечно не понимал:

Старуха старая престарая идет по зареке,
Свою старую лохматую несет на батоге.

Наш концертный номер вызвал дружный хохот у всех зрителей.  Я ничего смешного в этой песне не видел.
По зареке – значит по другому берегу реки.  Батог – палка, перекинутая через плечо.  Чего она при этом несла на батоге -  ни я, ни девочка не понимали.
Но раз смеялись,  значит,  всем понравилось.

Вспоминается еще один случай.  После того, как у нас, по непонятной для меня причине,  не стало козы, мама приобрела козленочка – маленькое забавное животное.
Мы с ним часто играли в догонялки – иногда я бегал за ним, а иногда он скакал  вслед за мной. Особенно мне нравилось то, как он бегал под горку – подпрыгивая боком сразу на всех ногах.  Он  жил в сарае, пристроенном к дому. Обычно дверь в сарай была приоткрыта и вечером, как только начинало темнеть, козленок сам забегал в сарай, который я на ночь закрывал снаружи на засов. Однажды я подошел к сараю, чтобы закрыть сарай, но не нашел в нем козленка. Я сказал об этом маме, и мы обошли вокруг нашего жома, но козленка так и не нашли. Через некоторое время мне показалось, что в сарае тихонько заблеял козленок, но войдя в сарай, я его опять не смог найти. Я уже пошел к двери из сарая, но вдруг опять услышал его тихое – м е е. Я побежал на голос козленка и, подойдя к бочке, в которой хранился деготь, увидел торчащий из дегтя  нос, рот и глазки козленка. Он любил лазать по дровам, которые кучей лежали около бочки и, как видно на этот раз оступился и упал в бочку – к счастью ногами вниз. Я скорей побежал к маме. Она пришла в сарай и, накинув на голову козленка пустой мешок, с трудом вытащила его из бочки. Козленок настолько обессилел, что не мог стоять на ногах. Мама испачкала не один мешок, оттирая деготь с козленка. С этого дня, козленок сменил белый цвет своей шерсти на грязно-коричневый.   Но, к  счастью, это купание не отразилось на его здоровье – он остался таким же шустрым, каким был до купания в дегте.

А вот еще один случай,  который привел меня в неописуемое волнение и вызвал поток моих слез. В городе Никольске был деревянный мост  через реку Юг. Этот мост, служил переправой через реку весь год за исключением периода с ранней весны, когда примерно за неделю  до ледохода,  его разбирали, оставляя в реке только  мощные вертикальные опоры.  Как только вода в реке, после весеннего паводка, спадала до своего  нормального уровня, мост восстанавливали.  Разбирали  и восстанавливали мост жители села Мелентьево, которое находилось на другом берегу реки примерно в полутора километрах выше от города - против  ее течения.  Все  это время после окончания ледохода работала паромная переправа. В этом году весна наступила неожиданно рано, и лед на реке около моста стал вспучиваться и потрескивать.  Мама, заметив это, побежала через мост, чтобы сообщить об этом в Мелентьево.   Я стоял на берегу и смотрел на маму, которая бегом побежала по мосту.   Как только она стала подбегать к другому берегу, мост затрещал и, средняя его часть наклонилась по направлению течения  реки, но не разрушилась.  Когда же мама и мужчины из села подбежали к мосту, то он резко покачнулся и его верхний настил рухнул в реку.  Вскоре лед треснул и начался ледоход. Мама осталась на другом берегу. Я бегал по этому берегу и слезы текли, не переставая – я остался на этом берегу без мамы. Мама помахала мне рукой, чего - то крикнула мне, но я не разобрал ее слов, и вместе с людьми из села пошла к ним.
Я  смирился с тем, что мама теперь некоторое время поживёт на том берегу, и ушел с берега домой.  Когда я уже собирался спать и полез на полати около печки, дверь неожиданно распахнулась и в дом вошла мама – моей радости не было предела.  Оказывается,  ледоход на некоторое время остановился  и Мелентьевские мужчины, обвязавшись веревками и, держась за длинное  бревно, переправили маму на наш берег и сами успешно вернулись назад. Однако спасти настил с моста им так и не удалось, в результате паромная переправа после ледохода работала намного дольше,  поскольку произошла задержка с приобретением нового комплекта стройматериала для настила моста.