Патриархальные тараканы

Карин Андреас
Год назад под моим комментарием автор написал, что собирает материал для статьи о матриархате. Тогда у меня появилась мысль написать о патриархате. Мне требовалось время обдумать тему. Порой чьи-то высказывания в блогах напоминают некие события, текст рождается сам по себе и назойливо требует выхода. Тщетно пыталась от них освободиться – пришлось записать.

Есть правильное определение патриархата и есть перегибы – желаемое выдавать за общепринятое – так думает и ведет себя соответственно своим представлениям некоторая часть мужского населения. Эти перегибы называю патриархальные тараканы. Чтобы не перегружать текст назову коротко ПТ.

Кто-то может категорично заявить: «При чем литературный сайт? Можно написать рассказ в жанре мемуары». Все выводы в конце, можете пропустить большую часть текста.

Может, я в чем-то неправильная – не сорю терминами, определениями из специальной литературы. Мне симпатичен метод Леонардо да Винчи – всё познавать из опыта. В моём случае – делать выводы, исходя из своего горького опыта.

Зачем я это пишу? Предупрежден, значит вооружен, может, кому-то рассказ принесет пользу. ПТ всеми силами пытаются сломать волю, чтобы внушить девочке/девушке/женщине, что она жертва. Женская половина общества, не позволяйте им этого. Слово ‘Нет’ — то самое заклинание. Хорошее слово, помогает во многих ситуациях. Умейте говорить ‘Нет’.

Из рассуждений некоторых авторов поняла, что думает сильная половина человечества о патриархате: мужчина – добытчик (охотник) и защитник (воин). Женщине отводилась роль растить детей и готовить обед. Короче, всё свелось к слову Власть (мужчины над женщиной). Здесь я могу ошибаться и в том блоге было лишь частное мнение. Он вставил картинку: рядом с телегой на земле распластался мужчина – умер внезапно, женщина и дети рыдают. Почему рыдает женщина? Тут же поясняет: как же она будет жить, кто ей построит дом, нарубит дров...? Читатель должен сделать вывод: она и дети лягут рядом и умрут. Та женщина белоручка?

Интересно, из истории какого государства сделаны такие выводы? Неужели о России? Тот кто так думает не знает истории ни одного государства. Как давно появились благоустроенные квартиры в городах? Не только женщина, вся семья трудилась в поле, чтобы вырастить урожай. Беременная женщина рожала в поле, обрезала пуповину, завернув дитя в кусок материи, оторванной от подола, возвращалась домой. Ей в деревне не приходилось рубить дрова, строить дом? Где именно женщина всего лишь растила детей и готовила обед?
Если была война, женщины воевали вместе с мужьями, отцами – не все держали меч/ружье, но брали в руки вилы. Неужели где-то женщины наблюдали со стороны, как гибнут отцы, мужья, братья?

Впрочем, буду писать об Армении, историю своей страны более менее знаю, если не всю, то большую часть. Историю семьи за (триста) 300 лет, хотя уверена в существовании гена памяти, так что знаю и о самых далеких предках.  Именно они заставили меня написать книгу о Гигантах. Но это совсем другая история.

Женщина не могла построить дом, постоять за семью? Мне известно много примеров, когда женщина воевала с врагом с оружием в руках. Всего сто лет назад турки учинили резню мирного населения. Мужчины организовали отряды самообороны, в их рядах с ружьем в руке сражались женщины. Сохранились фотографии. Враги боялись их не меньше мужчин и знали поименно.

Вспомню далекое прошлое: Орды Тамерлана два раза опустошили Армению не только нынешнюю маленькую современную. Многих убили или взяли в плен/рабство. В разоренных селах остались старики, женщины и дети. Куда они делись? Неужели легли и умели, потому что женщина ничего не умела? Бред конечно. Женщина восстановила или построила дом, нашла какие-то семена, вспахала землю, вырастила урожай.

Во многих дворянских, не только царских, семьях девочку воспитывали наравне с мальчиком – скакала на лошади, владела оружием. Девушка умела постоять за себя. Дороги в давние времена не были безопасными, кишели кочевниками и разными бандами. Некоторые царицы правили страной и в битве выступали во главе войска. Прежде цари не прятались за спинами воинов. Среди причисленных к лику святых – участников Аварайрского сражения, дочь военачальника. Да, в те годы дети влиятельных людей не прятались где-то в безопасном месте, на поле битвы стояли рядом с отцом.

Неужели в древности, если жена заболела, муж ей не помогал, не ухаживал за ней, не смотрел за детьми? Не было такого никогда.

Что на самом деле означает патриархат? Я имею полное право рассуждать по этому вопросу потому что выросла в патриархальной семье и, да, сама сторонник патриархата, потому что женщина принимает решения на эмоциях, мужчина рассудителен – сначала обдумает, после сделает верный вывод.

При патриархате мужчина – хозяин, женщина – хранительница очага.
Значение слова хозяин все знают хорошо и часто используют правильно, если речь идет о чем-то другом – не семье. Если в каком-то доме/предприятии/селе/городе/стране разруха, что говорят? Нет хозяина.
У хорошего хозяина дом в порядке – крыша не протекает, окна и двери открываются без проблем, техника работает. Хозяин заботится о домочадцах – жене, детях и стариках. Уважение к старшим важная составляющая патриархата.

Когда же исказилось само понятие патриархат? При возникновении религий.
Что говорят при венчании в церкви? На армянском это звучит так:
Вопрос невесте: ты покорна?
Вопрос жениху: ты хозяин?
Вот с этого хозяина всё и началось.
Мужчина с патриархальными тараканами считает, что хозяин понимается как господин, он лежит на диване и приказывает, а женщина – служанка бегает вокруг него, выполняя все его капризы желания.

ПТ отнюдь не безобидны. Кроме сексуальных домогательств, которые сразу всем придут на ум, есть и другие стороны жизни.
Как появляются (рождаются) ПТ?
Если в семье родился мальчик – ему внушают, что он пуп земли, ему всё можно. Растет мальчик и думает, что любая девочка/девушка/женщина ему должна/обязана подчиниться, даже если он ей никто – случайный прохожий.
Если в семье родилась девочка – ей внушают, что она слабая, значит должна найти мужчину (или ей найдут практичные родственники), выйти за него замуж и терпеть обслуживать его всю жизнь. Девочке с детства внушают, что она жертва.
Если в семье так поступают, значит в ней правят патриархальны тараканы.

Я росла в патриархальной семье, дед меня (девочку, если кто-то не понял) воспитывал как воина. Он радовался, что внучка могла постоять не только за себя, но и за брата, который был младше, поэтому гордо называл старшим братом. Мне это в жизни пригодилось. Я не была драчуньей. Мальчики нашего двора предпочитали со мной не связываться, хотя я не бежала ко взрослым с плачем – меня обидели. В моем детстве не было интернета, дети росли, играя во дворе. В нашем маленьком дворике жили всего шесть детей. Если со всеми ругаться, с кем играть? Да, у кого-то возникало желание командовать. Достаточно сказать ‘Нет’ - волшебное слово. Ребенок дорожит отношениями в тесном кругу.

В нашей семье иногда возникали ПТ, но они дохли.
Расскажу один случай. Мне подарили симпатичный материал, я решила сшить брюки (год 1973 – брюки мало кто из девочек носит). На столе разложила газету и стала чертить выкройку, которую нашла в журнале Крестьянка.
— Что собралась шить? – поинтересовалась бабушка.
— Брюки.
Из разных комнат вышли дед и папа, и начали возмущаться:
— Разве может девочка носить брюки?
— Вы правы, материала на брюки мало – всего метр, зато из него получится две мини юбки.
– Лучше сшей брюки, — тараканы сдохли.
Что эти тараканы сдохли, я поняла, когда осенью папа привез меня в магазин тканей:
— Выбирай теплый материл на брюки.
— Папа, ты не против, чтобы я ходила в брюках?
— Зимой в брюках теплее, — пояснил любящий отец.

О чем бы я ни писала – это мое мнение, речь пойдет о моей жизни. Мне крупно повезло, что я родилась в семье с патриархальным укладом жизни, без ПТ. Мой отец был рассудительным мужчиной. Однажды ПТ почти удалось сломать мою волю, он поддержал, не позволил сдаться. Речь идет о получении образования.

Здоровье

Десять с половиной лет назад ПТ сделали меня инвалидом.
Я перенесла тяжелый геморрагический инсульт и попала в реанимацию. Как положено, врачи задали мне несколько вопросов. Узнав, что я по специальности программист, ПТ, переговариваясь между собой, ехидно заявили:
— Слишком умная, вот и лечи себя сама.
Один из них дважды мог (или пытался?) отправить меня на тот свет. На тот свет отправить не смогли, но сделали меня инвалидом. Как им удалось? Второй врач – заведующий неврологическим отделением сначала назначил верное лечение, заметив улучшение, тут же отменил правильное лекарство, заменив на бесполезное средство. Кому интересно могут на моей странице на прозе.ру прочитать повесть ‘Инсульт как он есть’ - http://proza.ru/2016/05/28/1554 .
К несчастью для меня, среди врачей больницы не нашлось ни одного мужчины. Рассудительный мужчина (посторонний человек), которому я три года спустя рассказала об этом, назвал их преступниками.

Став инвалидом, я оказалась оторванной от реальной жизни и о некоторых аспектах могу судить по виртуалу. Тем не менее, утверждаю, что процент мужчин с ПТ составляет меньшинство!!! К счастью для всех. Это означает, что здравый смысл побеждает неадекватных мужчин. Признаюсь, таких и мужчинами не называю – пренебрежительное мужчинка подходит к бездельнику на диване. Лечится ли сия болезнь, можно ли убить их тараканы? Не уверена. С годами тараканы становятся крупнее и наглее. В молодости эти мужчинки стараются в глазах посторонних людей выглядеть вежливыми и воспитанными (приветливая улыбка на лице), а в старости не стесняются никого. Жена — служанка выслушивает оскорбления не только наедине, но и в присутствии чужих и даже близких родственников. Жена заболела? Больная служанка никому не нужна, он будет ее доводить, чтобы умерла скорее. Увы, знаю конкретных людей. Если вы хорошо подумаете, вспомните такого, кто ушел из семьи, бросив жену с малолетними детьми, узнав о ее тяжелой болезни. Если дом/квартира благоустроена, патриархальные тараканы не покинут насиженное удобное место, значит изведут – сведут в могилу ненужную служанку.

Образование

Где-то в блоге говорилось о равных возможностях получения образования и работы и как всё было радужно в сказочной стране СССР.

Начну со школы. Среди учителей мне преподавали трое мужчин: физик, физ рук и учитель армянского. Тараканов ни у кого не наблюдала. В школе я училась легко и в институте должно было быть так, потому что у меня фотографическая память.

Дома я выполняла лишь письменные задания. Книги по литературе успевала прочесть за лето в каникулы, устные задания читала на перемене перед уроком.
Я и сейчас на память не жалуюсь, но тогда прочитав любой учебник, могла сказать на какой странице, в какой строке какая формула и ее нарисовать – это не мое слово. Об этом расскажу далее. Никогда не стремилась быть отличницей, всегда была уверена, что оценка и знания две большие разницы.

Когда я училась в десятом классе, учительница математики в начале сентября принесла два учебника под редакцией Сканави. Одну книгу вручила мне со словами:
— Тебя не касается, что происходит в классе. Будешь приносить учебник и решать только эти задачки, вернешь книгу после поступления в институт.
Учительница ничего не объясняла, воспитывала во мне самостоятельность, могла остановиться и подглядывать, что я выводила в тетради и бросить фразу: неверный путь, подумай еще, здесь ошибка. Если решение правильное, задавала другие задачки.
В целом мы воспитывались в духе равных возможностей для мальчиков и девочек.

Выше упомянула о растущих с возрастом тараканах. Этого родственника еще буду упоминать. В те годы я не знала, что в нем говорят именно ПТ. Родственник старше меня на восемь лет, закончил механико-математический факультет университета. Мой отец часто общался с ним.

В первый раз тараканы родственника проявили себя у них дома. Перед тем, как подать документы в институт, мой папа решил обратиться к нему, чтобы уяснить для себя какие знания у дочери. Я решила пару задач, ответила на некоторые вопросы.
— Отлично. Поступай в педагогический институт.
— Почему в педагогический?
— Школьную программу ты знаешь на отлично, тебе будет нечего делать, будешь учиться легко. Учитель – лучшая специальность для женщины: полдня на работе, полдня дома.
Почему он посоветовал именно этот институт? ПТ убеждены, что женщина может работать с детьми – школа и детсад, или поваром.
Из этого разговора папа понял, что дочь сдаст экзамены и поступит.

— Что тебе посоветовала учительница? – меня спросил отец.
Она советовала поступить на прикладную математику, туда мы отнесли документы.

Скандалы

Немного отойду от темы, хотя все события взаимосвязаны. У меня были веские причины ненавидеть скандалы. Начну с того, что дед купил дом в Араратской долине, в Эчмиадзине (20 км от Еревана) и очень радовался, что за добротный дом заплатил мало. В чем дело, почему продавец снизил цену? Человек строил для себя из дорогого камня – толщина внешних стен полметра, внутренние – уступают лишь на десять сантиметров, под домом подвал двухметровой высоты, перед домом участок, вдруг передумал, наспех поставил крышу, окна, двери, забил символичный пол и выставил на продажу. Покупатели приходили и разочарованные уходили. Почему? Место хорошее – между двумя посещаемыми и популярными церквами: кафедральный собор – центр Армянской церкви и храм Гаяне.
Причину мы поняли, когда переехали жить к деду. Дом на дороге, ведущей к храму, который посещали не только туристы, но и иностранные делегации. Улицу ровняли и асфальт положили по всем правилам. Дом оказался ниже тротуара на полметра, значит находился в яме. Мой отец был очень аккуратным и понимал, что дом не достроен, в нем масса проблем – крыша протекала, дождевые и талые воды текли в дом. Ему пришлось немало потрудиться, чтобы устранить неполадки и достроить.
Дед обрадовался: ты всё умеешь сам. Строй второй этаж.
— На какие деньги? Кто будет строить? Почему ты решил, что я могу работать каменщиком? – удивился рассудительный мужчина.

Дед не сдавался, он хотел чувствовать себя обеспеченным человеком, а дом снаружи стал меньше. И начались скандалы. Мои родители сделали вывод: нужно решить квартирный вопрос. Как? Существовал лишь один вариант: кооперативная квартира. Для первого взноса необходима значительная сумма. Когда мы переехали сумма была, вспомним о патриархальном укладе. Глава семьи – мой дед, считал, что вправе распоряжаться ими. Сначала он закатывал пиры, потом спохватился, что нужно достроить дом. Мой отец понял, что сумма скоро обнулится и купил машину: Победу.
Дед продолжал скандалить, не стесняясь соседей и родственников. Однажды напился на свадьбе в деревне и там учинил скандал. Тогда мне удалось спасти мать от инфаркта. Дед не угомонился и продолжил дома на следующий день. Мои нервы не выдержали, я испугалась, что маме снова станет плохо:
— Не позволю обижать мою мать. Во мне твои гены, я упрямая. Мне надоели твои запреты. Осталось лишь одно: не разговаривать с тобой, — решительно заявила деду. – Да будет так и посмотрим кому от этого станет хуже.
Он рассмеялся, действительно, малявка ростом не вышла, едва шестнадцать стукнуло.

Какие запреты? Сначала дед запретил смотреть телевизор, потом запретил мне делать уроки за письменным столом, который стоял в гостиной, после половины десятого вечера. Я перешла на веранду, но в то время существовала мода на высокие двери, верхняя часть почему-то была стеклянной.
— Нам мешает свет, — заявил дед, хотя от веранды до их спальни далеко и под прямым углом из узкого верхнего стекла что могло попасть?
Мне приходилось делать уроки рано утром: вставала в шесть часов. Мой отец убрал стекла и забил фанеру. Уроки я стала делать с десяти вечера до полуночи. И так пять лет, до тех пор пока удалось решить квартирный вопрос.

От того, что я остановила деда, мы получили прямую пользу: он не скандалил долго и всячески пытался со мной помириться. Странный человек, ветеран войны, с жестким характером. Любил ли он кого-нибудь? Если да, наверно, меня. Ему нужны были короткие беседы со мной. Выпускные, вступительные экзамены, дом полон – на лето к деду приехали его дочери и сыновья с семьями. У деда иссякла фантазия на тему, как помириться со мной, он обзвонил всех родичей и пригласил на мой день рождения.

За праздничным столом высказались ПТ родственника, он не мог успокоиться, что девушка поступила не в педагогический, а в университет на факультет прикладной математики:
— Раз девочка закончила школу, значит должна выйти замуж.
— Нет, — сказал мой отец, — мои дети получат высшее образование. Она старшая из детей, значит будет первой. Я хочу быть уверенным, что у нее есть специальность.

Из дедовских скандалов я сделала вывод, что новые наряды/платья мне не видать очень долго, потому уроки домоводства я выполняла прилежно, так научилась шить. В те времена была мода дарить на 8 марта и день рождения отрезы, потому дома всегда были дешевые ткани. На улице я выглядела как все, а в институте...

Университет

Первое сентября, первый курс – преподаватели и парни нашего курса удивились: девушек и парней оказалось поровну. Так много девушек на факультете прикладной математики?
Тогда и проявился первый таракан, хотя я лишь теперь разобралась, что же происходило в первый год моего обучения в университете.
Преподаватель алгебры прошелся по фамилиям, моя – ему не понравилась. Фанатичный болельщик заявил:
— Ваш однофамилец виноват, что команда проигрывает. Кем он вам приходится?
— Никем, я с ним не знакома.
— Врете, он ваш родственник.
— Все однофамильцы обязаны быть родственниками?
Он объяснил тему и вызвал меня к доске, задал задачу. Пока я решала, пытался запутать мои мысли, заявил:
— Если в школе учились хорошо, это не значит, что вы сможете учиться в университете.
Задачку решила правильно, поняла по реакции парней. Они позже стали отличниками и насколько мне известно, до сих пор преподают на кафедре математики.
— У вас случайно получилось, — заявил преподаватель и поставил перед собой задачу доказать, что девушка и математика не могут быть рядом.
На каждой лекции больше месяца он повторял попытку. Я ни разу не ошиблась, он бормотал:
— У вас случайно вышло, я думал иначе, здесь другое решение, вы не имеете права/ не должны/ у вас не получится учиться в институте.
Это не ПТ? Однако по реакции ребят, я знала точно: ответ верный. Парни переглядывались, пожимали плечами, преподаватель понял, что роняет себя в их глазах. Это дело он прекратил. Тогда я решила, что все его претензии связаны с ненавистной фамилией, но сильно ошибалась.
Почему из семнадцати девушек он выбрал меня? Наш курс можно назвать элитным. Треть однокурсников оказались одноклассниками, закончившими физмат школы. Одна из школ при университете, преподаватели хорошо их знали. Большинство однокурсников дети из обеспеченных семей, родители занимали должности, некоторые высокие. На фоне одетых по последней моде красоток я выглядела золушкой в домашнем платье – в одежде сшитой своими руками из дешевых тканей. Кого еще он мог выбрать?

Конечно, я понимала, что экзамен мне предстоит очень трудный, но даже близко не представляла насколько. Хочу сначала рассказать о первом экзамене —  математический анализ. Считалось, что нам преподает сам Сергей Никитич Мергелян – известный ученый. Он прочитал первую лекцию семестра и больше не появился. Другой человек читал остальные лекции и принимал экзамены.

Как в идеале должен проходить экзамен?
Тянешь билет, в нем вопросы, для технических предметов обязателен пункт: задача; готовишься, отвечаешь на вопросы и показываешь решенную задачу. Как долго длится экзамен? Мой экзамен по математическому анализу длился почти четыре часа. Кроме вопросов своего билета я отвечала по всему курсу.

Не знаю сколько длился мой экзамен по алгебре: шесть часов или семь?
С фотографической памятью стыдно не быть готовой к экзамену. Так что на экзамен я всегда шла уверено, в аудиторию заходила первой. Одно это преподавателю не понравилось. Он видел, что я готова ответить, но принимал экзамен у других, зашедших после меня. Сдав экзамен, однокурсники уходили и сочувственно улыбались мне. Преподаватель перехватил эти взгляды, подумал, что не может пропустить всю группу, решил, что я достаточно устала, вызвал. Я ответила на первый вопрос, он задал новый вопрос по другой теме, не позволив ответить на второй вопрос билета и отправил подумать. Он задавал вопросы по всему курсу. И так тянулось до половины второго часа, 13.30. В помещении осталось двое студентов – я и парень. В аудиторию заглянул заведующий кафедрой, удивился:
— Ты еще не закончил? (в группе училось семнадцать человек, один студент сдал досрочно)
— Нет, как видишь.

Зав кафедры ушел, считалось, что они друзья, их часто видели вместе. Через час я осталась наедине с преподавателем, он задавал вопрос за вопросом. Зав кафедры вернулся, не заглянул, а вошел и бесцеремонно вытолкал преподавателя за дверь:
— Тебе пора на обед, я приму экзамен.
Я ответила на вопросы билета.
— Задам задачку, решите, поставлю пятерку, — сказал зав кафедры.
Я похолодела: сейчас вернется преподаватель и экзамен пойдет по какому кругу? От страха мне в голову не пришло, что экзамен принимает зав кафедры.
— Не надо.
— Ладно, — он поставил в ведомости четверку и заполнил зачетку. Когда он расписывался, вернулся преподаватель.
— Всё, я принял экзамен, — пояснил зав кафедры, — а вы идите.
Какие злые были глаза у преподавателя алгебры.

Почему вернулся зав кафедры? Этот вопрос я задавала себе много лет. Они друзья, зав кафедры хотел с ним куда-то пойти? У меня есть ангел-хранитель? Нет. У них на кафедре был прецедент. Об этом далее.

Сколько можно сидеть на одном месте? Сколько часов можно сидеть, не выходя из помещения? Не помню в котором часу вышла из здания. Зима, пасмурно, темно, транспорта нет, устала ждать и пошла пешком через центр семь остановок, туда откуда отъезжал автобус в провинциальный городок, где тогда жила. Хорошо, что дорога под уклоном – идти вниз. Мама была в панике: «Дочь ушла утром в половине восьмого. Куда делась?».
Домой пришла в половине десятого вечера – автобус долго ждала, он ехал медленно, подбирая опоздавших пассажиров. Отец работал в ночную смену. Мама ему пожаловалась. Папа мне ничего не сказал, позвонил своему родственнику, о котором я упоминала: сколько длится экзамен? Только несколько лет назад я убедилась насколько крупные у того человека ПТ. Тогда он папе заявил:
— Точно знаешь, что дочь была на экзамене?

Мне папа ничего не сказал, это я недавно пришла к такому выводу, когда узнала о тараканах родственника. Папа приехал на следующий экзамен к корпусу в полдень. У него была  машина, если он не работал, привозил меня на занятия – сменная работа позволяла. Любящий отец знал, что помимо денежных затрат, дочь тратила на дорогу не менее полутора часа, на машине мы доезжали за полчаса. Случалось, увозил домой, но мы заранее договаривались, где именно буду его ждать. Папа терпеливо ждал у корпуса, рассудительный мужчина, которому пытались навязать тараканов. Я вышла из здания после часа дня, увидела машину, удивилась, обрадовалась – не придется ждать автобусы и плестись пешком.

В тот день я сдавала дискретную математику. Остановлюсь на методах преподавания этого мужчины: вбегал в аудиторию, хватал тряпку, писал и стирал.
— Так и должно быть, – удивится каждый.
Не торопитесь с выводами, он стирал символы, в которых запутался (бормотал: больше или меньше, меньше равно?), не дописав формулы. Ни одну формулу без ошибок не мог написать. В середине лекции выбегал из аудитории и возвращался через десять минут с книгой в руке. Так все четыре года преподавания именно нашему курсу.
Что будет чувствовать мужчина с дырявой памятью рядом с девушкой с фотографической памятью? Злобу и ненависть, поэтому гонял по всему курсу. Сторонники теории заговора заявят: преподаватели рассказывают друг другу подробности экзаменов. Этот не мог дольше экзаменовать. А вдруг зав кафедры и к нему на экзамен заглянет?

— Кому нужна такая учеба? — папа имел в виду четырех и более часовые экзамены.
— Чем мне заняться?
— Не знаю.
— И я не знаю.

При чем тут ПТ? Спросят их обладатели.
Однокурсники не слепые и не глухие, они всё видели и при мне стали вести разговоры о том, что оценки нужно оспорить – пересдать перед комиссией. Прецедент был. На кафедре работала единственная женщина математик. Она пересдавала два или даже три предмета, доказала, что знает блестяще, получила красный диплом и ее оставили на кафедре.
Еще не понятно, при чем ПТ? Кстати, обиженные мужчины ей отомстили, пустили слух, что она чокнутая. Симпатичная женщина, замужем, похоже, некоторые мужчины любят жениться на чокнутых.

Мне не нужны были скандалы, конфликты, надоели дедовские. Конечно, десять рублей к стипендии не помешали бы – жила в пригороде, тратила деньги на дорогу, иногда рубль в день, приходилось питаться в буфете. Это совсем другая история. Могла стать отличницей – с фотографической памятью это не сложно. К слову, тогда не считала свою память особенной. У меня всегда находился кто-то лучший. Во мне не было зависти, но я знала, что эти два парня, которые до сих пор преподают в университете, обладают лучшей памятью и сообразительностью. В тетрадку они записывали не лекции, а возникшие вопросы по теме.

В следующем семестре преподаватель алгебры читал лекции по геометрии. Как вы понимаете, мне предстоял еще один многочасовой экзамен. Не удивлюсь, если кто-то прочитав изрядный кусок заявит о теории заговора.
Первый экзамен – математический анализ, тот же преподаватель, тот же метод – гонял по всему курсу, но что странно, всё время смотрел на часы. Экзамен длился до часу дня, он радостно поставил двойку. И опять эти разговоры однокурсников о пересдаче перед комиссией. Второй экзамен – геометрия, преподаватель радовался, что отомстит, когда время близилось к часу дня, он испугался, что может заглянуть зав кафедры и заполнил ведомость, радостно заявив: придете осенью. Правы были однокурсники о пересдаче перед комиссией, но как же мне противны скандалы. Преподаватель по дискретной математики даже слушать не стал мои ответы, открыл зачетку и обрадовался: вы не сдали экзамены, и поставил двойку.

Наверно, мне следовало зайти в деканат. Какие у меня могли быть мысли? Ну ее такую учебу. Стоит ли сдавать четвертый экзамен или меня автоматически с тремя двойками отчислят? Я не хотела идти  на четвертый экзамен, всего их было пять. Наш курс считался экспериментальным, нам вводили много предметов, мы всегда сдавали пять или шесть экзаменов, после нас эти предметы не проходили.
Папа купил мне шоколадку, привез к корпусу, велел съесть шоколад, чтобы голова лучше работала, и бегом на экзамен. Не помню как их сдала: на пятерки или четверки – преподаватели адекватные.

Мой отец не был многословным, он меня чувствовал, не было необходимости всё ему рассказывать. Когда мне было плохо, он злился и ругал того незримого виновника моих бед:
— Ничего не понимаю, мы тебя кормим, потом волку показываем? Ты на кого стала похожа? Похудела наполовину.
Одежда с меня спадала – юбку и брюки снимала, не расстегивая.
Папа мне устроил каникулы – отвез к родственникам в горы. Я очень люблю ту провинцию, поэтому действия многих моих книг происходят там, в Сюнике. Так хорошо никогда не отдыхала. Во-первых выспалась – мозг так устал от всех волнений, что отсыпалась почти неделю. Свежий воздух лучшее снотворное. Три недели провела в приятной компании, изучая окрестности.

Наступил сентябрь, начались занятия, мне предстояло сдать три экзамена. Все трое преподавателей находили причину отложить экзамен. Наконец, преподаватель геометрии назначил день. На экзамен пришли два студента – я и парень, с преподавателем в аудиторию зашел зав кафедрой. Очевидно, он читает ведомости, помнит фамилии и ему стало интересно, почему двойка у студентки, которой он хотел поставить пятерку. Преподаватель геометрии пытался выставить его из комнаты:
— Я задам несколько вопросов и всё.
— А я послушаю, — строго ответил зав кафедры.
Преподаватель задал вопрос парню, вопрос – мне. И так несколько раз. Парень молчал, вообще ничего не знал, я ответила на все вопросы – мои и того парня. Преподаватель в его зачетке расписался, а мне заявил:
— Вы ничего не знаете.
— Что ты творишь! Кто тебе позволил? Она при мне ответила на все свои и его вопросы, – вспылил зав кафедры. – Сейчас же открой ее зачетку и поставь оценку.

Преподаватель математического анализа пытался снова перенести экзамен на неопределенный срок, но мимо проходил декан, остановился и ждал, что скажет мне экзаменатор. Жаловаться не обязательно, все всё знали, декан не просто так остановился. Преподаватель вынужден был сказать:
— Придете завтра.
Декан ушел, экзаменатор добавил:
— Подойдете к корпусу в Зейтуне (район Еревана), – и ушел.
Однокурсники объяснили где корпус, как доехать.
В маленькой рабочей комнате сидели трое мужчин. Один из них все время выходил/входил, куда-то бежал с бумажками. Другой коллега сидел и слушал внимательно мои ответы на вопросы. Мой экзаменатор понял, что в комнате одни мы не останемся, а тот человек внимательно слушает и при нем не он сможет заявить: вы не знаете. ПТ в очередной раз доказали, что они сама любезность в присутствии посторонних и сделали широкий жест – экзамен длился всего час.

Трудно было поймать вечно спешащего преподавателя дискретной математики. Мне удалось остановить его близко к деканату, он тут же назначил день. Сначала он проверил мою зачетку:
— Вы сдали те экзамены? – протянул разочаровано.
Ау, сторонники теории заговоров.
Вопросы задавал вяло, ответы слушал в пол уха и быстро поставил тройку.

Папа всегда был честным и откровенным со своим образованным родственником и рассказал ему летом о моих проблемах. Внимательный родственник позвонил мне в конце сентября:
— Как дела?
— Нормально, экзамены сдала.
— Да? – удивились ПТ. – Как фамилия преподавателя по мат анализу?
— Зачем тебе? Экзамен я сдала, — назвала фамилию.
— Интересно, что скажет мой однокурсник.
Однокурсник огорчился:
— Почему ты раньше не сказал? Я бы пятерку поставил.
Что же он не сказал: скажи спасибо, что редкой дуре подарил тройку? Или для ПТ это не важно, главное, сделать приятное знакомому?

Внимание, все кто утверждает, что надо было жаловаться в деканат. Все всё знали, декан меня узнал, хотя мы не были знакомы, и потому остановился. Декан услышал, что преподаватель занят, и сделал свой вывод: тот мужчина лишился часов в университете. У нас появился другой преподаватель. В чем дело? Декану тоже не нужны были скандалы. Преподаватель по дискретной математике с дырявой памятью имел влиятельного человека. Иначе как объяснить, что он работал в университете? Вероятно, его устроили по звонку. Не исключаю, что у преподавателя алгебры и геометрии тоже была поддержка, а вот преподавателю мат анализа не повезло – он был на птичьих правах.

В чем причина такого поведения трех преподавателей? В фотографической памяти. Нужно было с начала обучения сломать мою волю и желание учиться.
Повторюсь, прочитав учебник (с ручкой и тетрадкой) я могла сказать на какой странице, в какой строке, что написано о требуемой формуле и ее нарисовать. Слово ‘нарисовать’ принадлежит преподаватели физики, конкретнее, я сдавала газовую динамику не так, как остальные однокурсники. Как обычно, вошла в аудиторию в числе первых.
— Билет тянуть не надо, садитесь в соседнем ряду, — преподаватель принес лист, — нарисуйте формулу (название не помню), — принес другой лист, — здесь внизу листа, чтобы хватило места, нарисуйте другую формулу. В учебнике написало, что из первой получается вторая формула. Вот и докажите, вы же математик.
Он бы очень доволен, придумал вопрос, ответ на который отсутствует в учебнике.
— Еще один лист можно взять?
— Пожалуйста, — он принес третий лист.
Пронумеровав листы, крупными символами, ничего не зачеркивая, я ему расписала формулы и положила перед ним через час.
— У вас получилось? Тройку вы заработали. Тяните билет.
Я положила перед ним открытую зачетку.

О работе

Считается нормой платить женщине меньше, чем мужчине за выполнение похожих задач. В особенно неприятных случаях я увольнялась, потому что твердо придерживалась правила никогда ни с кем не выяснять отношений. Именно в тяжелые девяностые мужчины постарались. Я махнула ручкой – порой эффект отсутствия ощутимей.

Не удивлюсь, если в комментариях кто-то поинтересуется о сексуальных домогательствах. Отвечу так:
У меня есть ангел-хранитель. Если тараканы, скрываясь за маской воспитанности, уводили за угол, уверяя, что там нужная мне дорога, ангел подставлял свою ладонь, не позволив мне упасть в пропасть, и подсказал верный путь.

Выводы

В чем причина подобного поведения ПТ. Причина конкуренция.

О литературных сайтах

Некоторые читатели на сайте АвторТудей потребовали от администрации рядом с именем автора указывать пол. Им видите ли неприятно тратить время на женщин авторов. Вот куда добрались ПТ. Администрация адекватная и решительно отказала.
И это всё? Нет, не всё.
Что может написать мужчинка с ПТ в комментарии и рецензии автору женщине? Только гадости, если у вас нет родственных связей с влиятельными людьми или с администрацией сайта.
Кто-то скажет: бездоказательно. Отвечу: под теми же блогами есть заявление ПТ в адрес известного и популярного автора женщины. Не привыкла указывать пальцем. Тараканы знают о ком речь.

Анекдот в тему.
Армяне любят рассказывать анекдоты о том, что армянина можно встретить где угодно.
Армянин попал в плен в племя каннибалов. Вокруг костра весело пляшут аборигены. Пленник не теряет надежду, рассматривает плясунов. Один ему показался не похожим на остальных.
— Армянин? – радуется пленник.
— Армянин, но очень хочу кушать.