Белая дача

Михаил Окунь
Мрачноватый финский дом примерно в получасе ходьбы от станции Заходское, стоящий особняком в лесу. Носит название "Белая дача". Построен до 1908г.
В 60-х его арендовал ленинградский ЦНИИ "Гранит" (тогда был "ящиком") - выезд детей сотрудников на зимние и весенние каникулы, летом - сдача комнат сотрудникам с детьми. Так что довелось там пожить и зимой, и летом.
Природа - сосновые грибные боры, озёра, речки с форелью, налимчиками и раковинами-жемчужницами. (Из детского опыта - форель ловилась на ночные "поставушки").
В лесу можно наткнуться на ледники домов - из гранитных грубо отёсанных глыб. Есть там и полукруглая лестница особняка петербургского банкира Биенковского (всё, что от дома осталось). Его жена по имени Тереза-Елизавета дожила там до 1939 года. Это уже была независимая Финляндия. На своих дачах, оказавшись заграницей, нищенствовали доживающие свой век петербургские аристократы, интеллигенты и пр.). В начале декабря 1939-го, заслышав канонаду (нападение СССР на Финляндию), старуха в возрасте далеко за 80, встав на лыжи, попыталась уйти в финский тыл, но ее поймали. Позже использовали в пропагандистских целях, заставив написать статью "Большое спасибо Красной Армии" (с подзаголовком "Письмо финской крестьянки").
Поселок Лоунатйоки (с 1948г. - Заходское) пережил свой расцвет с начала прошлого века и до 17-19-го гг. - особняки и виллы петербургской элиты, православная церковь, санаторий, колбасный заводик, летний театр, где играли заезжие труппы. Ходили даже конка и свой паровичок с вагонами.
Впрочем, пишут, с начала этого века идет "новая волна" - боры вырубаются, строятся загородные "замки".

Фейсбук, 17 марта 2018 г. Современный снимок.