Человек третьего тысячелетия. Концепция МАП

Игорь Скрягин
Три фундаментальных специфических черты вида «Хомо Сапиенс»:
1. разумность (потенциально неограниченная способность к научению);
2. (гипер)социальность (индивид вне общества себе подобных не становится и/ или перестает быть человеком);
3. способность к (созидательному) труду (созидание как способ существования вида).
Видовые особенности человека в начале третьего тысячелетия находятся под сильнейшим трансформирующем влиянием трех глобальных трендов развития земной цивилизации – информатизации (А), глобализации (Б), роботизации (В). При этом устойчивыми являются такие корреляции как: «информатизация – разумность», «глобализация – социальность», «роботизация – способность к труду».
Указанные явления и корреляции возникли многие десятилетия назад, но только к настоящему времени сформировали результаты, доступные массовым наблюдениям, а именно:
А1 – дилетантизм (вариант «бездумность»);
Б2 – анонимность (варианты «вседозволенность», «безнаказанность»);
В3 – иждивенчество (контрпродуктивность) как идеология.
В глобальной популяции «Хомо Сапиенс» в целом происходит регресс видовых признаков – «одичание», верным свидетельством которого является принятие (прежде считавшихся деструктивными!) социальных патологий в качестве официальных норм. Причины регресса естественные – развитие земной цивилизации на фоне внутривидовой конкуренции за ресурсы и влияние, в процессе которой глобальные игроки провоцируют одичание, руководствуясь старинным принципом «разделяй и властвуй» (игра на понижение). В мире разворачивается настоящая пандемия «крипто-коммунизма» (http://www.proza.ru/2016/06/20/1881).
Первопричины этого – растущая анонимность индивидов в условиях глобализации и информатизации на фоне огромного населения планеты, а также невиданная никогда ранее в истории производительность труда как результат научно-технического прогресса. Благодатный климат для паразитов и хищников всех мастей!
Но … усилия провокаторов одичания были бы напрасны, если бы ни естественные причины – повсеместные слабость первичной социализации и дефицит осознанных усилий по её формированию (https://en.wikipedia.org/wiki/Primary_
socialisation). Это явление, в свою очередь, происходит из-за использования видовых особенностей «Хомо Сапиенс» (см. 1, 2, 3) в качестве биологической нормы в классическом понимании – как оптимума живой системы или интервала, имеющего подвижные границы (https://studopedia.net/1_ 56056_ ponyatie-normi-v-biologii-i-v-meditsine.html).
Противостоять регрессу видовых признаков можно только, установив требования к их нижней границе и, таким образом, конкретизировав программу-минимум для первичной социализации. В процессе социализации человека третьего тысячелетия необходимо формировать мощный культурный код личности в части базовых установок – автоматизмов поведения, максимально устойчивый к взлому – «маргинализации» (https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/656803).
Что представляет из себя нижняя граница видовых признаков «Хомо Сапинес» – разумность (1), социальность (2), способность к труду (3)? Иными словами, какой должна быть программа-минимум первичной социализации?
Ответы на эти вопросы существуют (существовали всегда!), но плохо осознаются (вариант, не осознаются) не только человечеством в целом, но даже его научным сообществом, если иметь в виду программу-минимум как систему. Ответы в системе представлены в предлагаемой ниже концепции «МАП». Это: минимализм – альтруизм – перфекционизм.
1. «Минимализм» известен главным образом как стиль жизни. В качестве стратегии поведения он может описывать «разумность» при помощи следующего набора элементов (базовых установок):
- НЕТ вредным привычкам (медленному суициду);
- НЕТ престижному потреблению (бесполезной трате ресурсов);
- НЕТ любым излишествам (болезненной алчности);
- НЕТ всякому лицемерию (притворству с целью обмана);
- ДА самодостаточности (самодостаточность = активность+ответственность+эффективность).
2. «Альтруизм» интуитивно понятен как практика и достаточно исследован теоретически, но как набор (система) элементов для решения поставленной нами задачи нуждается в уточнении. В качестве стратегии поведения он может описывать «социальность» при помощи следующих базовых установок:
- ДА лояльности (пакт ненападения в повседневной жизни);
- ДА партнерству (честному сотрудничеству);
- ДА эмпатии (сочувственному отношению к другим);
- ДА суверенитету личности (в духе афоризма «в чужой монастырь со своим уставом не ходи»).
3. «Перфекционизм» вне патологической формы, а исключительно в положительном смысле (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Перфекционизм_(психология)) может описывать «способность к труду» при помощи следующих базовых установок:
- НЕТ паразитизму и хищничеству в отношениях между людьми («нравственный иммунитет»);
- ДА созиданию продуктов и услуг (культ созидания);
- ДА профессионализму (культ мастерства);
- ДА диверсификации компетенций (коллекционирование знаний, умений и навыков);
- ДА обучаемости (образование в течение всей жизни).
Предлагаемая концепция «МАП», разумеется, нуждается в дополнении обоснованными технологиями первичной социализации, гарантирующими код личности, устойчивый к взлому – набирающему силу регрессу видовых признаков «Хомо Сапиенс». И это ещё одна тема для исследования со стороны научного сообщества!

Игорь Скрягин,
Эксперт-этолог