Семейное серебро можно продать только один раз

Дмитрий Саврацкий
Так говорят англичане...
На фото в меру счастливая семья
Один из моих дней рождения, т к вижу нарциссы на столе в вазе
Наиболее старшая Елена Онуфриевна -крестная моего отца (умерла от рака), есть старая отцовская метрика, где записан ее  социальный статус: девица
и ее дочь Клара. До сих пор не знаю, была ли крещена Клара
Юрий, мой кузен, возле меня.
И слева моя мамочка Мария Алексеевна Бойко, ставшая Саврацкой.
(мамин отец - Олэкса на Сахалине имел уже другую семью и 2 детей Ольгу и Анатолия,погиб29 января 1943 в Винницкой области в селе Маросивка. Я так и не нашел то село, говорят там дворов 5 всего, а в интернете только село Мал. Ростивка удалось найти) Так написано в похоронке

 Рождена мама в крестьянской семье, что позволило ей закончить Университет по специальности Дефектолог в Киеве
Дед мамин Иван Иванович Кроль мог плести конопляные веревки. Запомнился он тем, что заботясь о внучке, подходил к печи, где мама моя спала и спрашивал: Маруся, ты сюсять нэ хочэш?
Бабушка мамина Екатерина Парфеньевна, которую в селе на улице Заволока,называли Панфиловна. Почему Заволока?
 Да, наверное потому, что когда проезжала телега, все заволакивало пылью....
Мы бегали в этом пыльном тумане, а когда пыль садилась, можно было наблюдать как колорадские жуки оставляют за собой след на пыльной дороге, и божьи коровки.
Мне также запомнилось, как мы с мамой выйдя из метро в Киеве на Комсомолькой, которая сейчас Черниговская, добиралсь до села Гоголев, идя к автовокзалу Дарница еще по песку, сейчас везде асфальт
Пишу сумберно, по мере того как приходят воспоминания.
У прабабушки Екатеринаы Парфеньевны появилось лет в 70 на лице что-то размером с пшенимчное зерно, селький врач-коновал посоветовал в ее возрасте не обращать на это внимание, что и переродилось в рак на лице, и так и доживала Екатери на с гниющим лицом...

матери моей мамы Елене, по ее словам, было не до нее, говорят официально было 4 мужа... Умерла в Виннице 15 сентября 1998, на 91 -м году жизни а была она 1905 8 июня день рожденья. Всего на 16 лет моложе моего отца, что ее и раздражало...
Читала Елена псалтырь по умершим в селе, был у нее необычный голос, не вспомню по терминологии, и пела она в церковном сельском хоре (дискант или альт)?
Так вот, мамочка моя Мария прибегала в один из соборов Киева, наверное, Владимирский, где сестра ее мамы Елены, в миру Галина, в крещении Анна, чинила
одеяния священникам в ризничей собора. Она подкармливала маму, чем могла...
Видимо, в те годы мама и заработала себе язву 12 - перстной, которую пришлось прооперировать в 1983 году, удалив 2 трети желудка.
Операцию делал опытный врач, уже умерший в бывшей еврейской больнице на Киевской, в этой больнице и закончила мама свои дни после 2 го инсульта в 2016  10 августа.
Почему в названии упомянул столовое серебро?
В стелаже позади нас, называемой Житомирской стенкой, стояло фото Ленина, читавшего газету правда. Впоследствии я вывез это фото в Польшу и продал на блошином рынке за 20 злотых, почти 7 долларов..
Как познакомились мои отец и мама:
Отец, овдовевший, поменял часть дома, или дом в Молдавии, где был инструктором райкома по виноделию,на две комнаты в бараке на Можайке, так назывался этот район, где и прошло мое детство до 3 класса
поменялся он с каким-то евреем...
Чем запомнилось барачное детсво?
- длинный коридор с керогазами, вонючий коридор...
Не только это, конечно...
За окном у нас жила в голубятне белая голубка, которую мы взяли и на новую квартиру в хрущевке. Там она уже жила на балконе, чисто беленькая с красными лапками.
Квартира нам должна была достаться на 2 этаже рядом стоящего дома, но прапорщик Дидун подсуетился и нам досталась его квартира на 5 этаже без лифта...
Помню во время одного землетрясения мама не понимая звала меня, прося выглянуть, что за тяжелая машина на улице так едет, что хрусталь трясется в серванте.
Хрусталь мама тогда покупала по знакомым...
Мы не успели поменять замки, вселившись, и раз, будучи дома, я услышал, как дверь кто-то тихонько открывает. Это был Рашпиль, как мы его называли, сын прапорщика Васи. Когда он почувствовал, что в квартире кто-то есть, он выбежал из подъезда, но я увидел его...
Рашпиля уже нет, умер от заражения после контакта с врачем в зубной поликлинике.
Вот и другой эпизод вспомнил:
В комнате у нас стоял так называемый комбайн телевизор а наверху проигрыватель...
Отец иногда смазывал контакты серебряным рублем, который лежал, под крышкой проигрывателя. один из собутыльников отца украл это рубль...
Раз к отцу обратился нищий, наверное цыган...
Отец поговорил с ним по молдавски пригласил к себе домой усадил за столю Тот был так поражен, что целовал отцу руки (рубль украл не он)...


17 марта
продолжаю сумбурно о знакомстве мамы и папы:

Так вот, вам известно, наверное, что в среде евреев, к которым ни мама ни папа не относились, распространено такое явление сватовство
Вот, одна еврейка их и познакомила, но они не понравились друг другу, что-то не сошлось, но спустя время, встретившись в столовке сошлись...


На сегодня моего вдохновения хватит...
16 03 2019
 п с торговал я на базаре в Польше как упоминал уже, в то время это был базар Имбрамовский в Кракове, и был там один из сборщиков оплаты, с которым у меня были натянутые отношения, придирался ко мне. Однажды, входя на базар, краем уха услышал как его кто то поздравляет с уродинами, и когда он подошел ко мне я невзначай упомянул о его уродинах.
Он на миг застыл, потом признался, что его словно потом прошибло после того, как какой=то приезжий из Украины назвал его дату рождения. Как вы понимаете, относиться он после этого стал ко мне с уважением или опаской, даже представил меня его жене... :)
еще один из моих знакомых на том базаре, часто угощал меня чаем, звали его Анжэй, держал он голубей породистых с лебедиными почти шейками. У мер уже пережив один инфаркт, Так вот запомнился он и тем, что продавая туалетный папир, он говорил покупателям: Через этот папир палец не пшэлятуе...
Лишь одним из эпизодов он омрачает о себе память. выпытав у меня, где я живу на ул Бялопродницкой 26 в заброшенном тогда томе пана Франка, он решил поселить туда свою дочь и платить хозяину ( с Меня хозяин денег не брал, хоть я и предлагал:) Немного неэтично, как мне кажется пытался поступить пан Анжэй, выпытав у меня по дружбе адрес...
Дом был холодный печь дымела, раз, проснувшись в 5 утра или позднее зимой я увидел на подоконнике за окном 5 кун (куниц). Однажды забежал в дыру в заборе заяц, я пытался в охотничьем пылу поймать его, но он выскочил на главную улицу в щель под воротами и стал мнетаться по нейю Я уже не преследовал..
Идя по заснеженному саду, внезапно слышал фур фур фур.Так взлетали в пару метрах незамеченные мною фазаны...
дом прежде принадлежал Чаплинским, Он был фотограф, так что на чердаке еще стояли, вроде, дагерротипы, на стекле что-то подобное рентгеновсим снимкам...)
Стоя там же на базаре я познакомился с бывшим директором Краковского радио и телевидения Веславом Моликовм и его женой Халиной. Веслав, уволясь с работы из-за проблем с сердцем, стал эзотерическим писателем, На этой теме мы и сошлись...
Он вел коло9Круг) здоровья, а его жена занималясь йогой
И вот однажды мне после посещения мною эзотерического фестиваля, где мне сказали, что у меня заблокирована корневая чакра, снится сон. Во сне кто-то произносит: Твоя матра ЛАМ. Я поделился этим с Молиами, а его жена возьми да и скажи, Мне знаокма эта матра. Тогда я ей не поверил в моем понимании матра - это что-то длинное подобно ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ
И ТУТ ХАЛИНА ПРИНОСИТ КНИГУ ПО ЙОГЕ, ГДЕ НАПЕЧАТАНО, МАТРА ЛАМ, оказывается, разблокирует эту чакру, если ее произносить, сложив губы квадратиком. Нонсенс,:)- у меня губы квадратиком не складываются:) даже с усилием. Так и живу далее с заблокированой чакрой, наверное...:)
Вот такие мои малые жизненные мытарства, относящиеся по большей степени к польскому периоду. Об Английской речь - отдельно...
Вот еще попутно вспомнил ою эзотерическом фестивале.там был поляк, учившийся у ого-то в Хмельницком. так вот он ввел меня в состояние без всяких предварительных объяснений, такое, что говоря с ним я описывал свои ощущения. Я словно не чувствовал своей головы. Мои ощущения во время разговора заканчивались на уровне вибрировавшей в процессе разговора гортани...Вот такая любопытная деталь...

А вот еще вспомнилось не дописал
Дед мой Олекса Васылевыч был смугловат, может просто загорелый. Жили они наверное в селе Сэнькивка по Броварскому направлению далее за Гоголевом
Была у него сетра вроде Ксэня. Возможно выйдя замуж сатла Кузьмэнко и жила в Гоголеве по новому сошэ, не опечатка, так наывали эту брусчатку до Хрэста- перекрестка, что ведет в Гоголеве на кладбище...
Вот речь и о кладбище
Где-то по левой стороне кладбища покоится мой прадед Иоан Иваныч - не найдещь
А могила прабабушки моей Екатерины Парфеньевны по главной аалее справа, огорожена, 2 креста металлическим на ее могилке на кресте узор в иде лучиков солныщка, слева от нее могила Васыля Захаровича Тарана, и одно свободное место, может для меня, соседи - следующая могилка Высоцкие все зарились на то место свободное
О Васыле Захаровиче, не родном дедушке, знаю только то, что был водителем трамвая в Киеве, иногда он ночью засыпал в трамвае, но аварий не случалось. Он был прицеркви, там видимо, и познакомился с моей бабушкой Ольгой в крещении Еленой. Вроде дискантом она пела в хоре или альтом, не помню...
Была у него дочь София, впоследствии и внук Ломакин Виктор,а у него 2 дочери ...
Из воспоминаний моей мамы фраза Васыля Захаровича к всященнику, возможно, в нашей хате:  Говнем,батюшка:) (видимо иелось в виду разговеться после поста)
Когда пришли немцы, люди в селе упросили его стать старостой, за что моя бабушка Ольга (Елена+) отсидела после войны год в Харьковской тюрьме за то, что была его женой...
Бабушку мою в селе называли Жэрдова или Жэрдивська т к она происходила из этого села - Жердова.
Там нам принадлежал кусок земли с лесом, но так как Кучма дал всего пол года на притязания тех у кого была собственность отобрана, то где найдешь документы об этом в столь краткий срок, да и существуют ли они?
Из-за того, что хата у нас была крыта железом, хлев все еще был соломенный, пока его вспоследствии "добрые люди" не подожгли...
Поджог был не единственный, раз поджигали дом, когда туда из Винницы на побывку приехала мама. Поговаривали, что подожгли из завмсти,из-за того, что бабушка Олэна стала жить с дедом Вансовичем Антоном Йосиповичем, после смерти его жены Елены Миновны, наложившей на себя руки.
Анон Йосипович был хороший хояин, и хороший молчаливый человек. Молчаливым он, возожно, стал после того как убили его сына лесника- тоже Антона, оставившего сиротами 3 дочерей, 2 близняшки, старшие...
Какое-то время назад, проведывая могилу на кладбище Екатеринаы Парфеневны, узнал от посетителей стоящей позади могилы 2 бабок, что бабущка моя вышла замуж за их родственника Жовтуху, но вскорости сбежала оттуда. Могли и они делать поджеги, так как в словах их до сих пор обида на баушку мою. Так, что, думаю, хорошо, что похоронил я бабушку 17 сент 1998 на Революционом кладбище в Виннце, но об этом отдельная история...

Дописываю17 марта:
Итак, из-за того, что хата была крыта железом, которое сейчас основательно прохудилось, все в дырах, но выдержало вес крупного соседа, который без спроса, полез на крышу, увидев меня там...
Вот такие бестактные соседи...:)
Итак, из-за железной крыши у нас экспроприировали корову. Говорят, она плакала, когда ее уводили...

Далее написанное 16 марта:


Итак,доживала бабушка в селе Гоголев, сама...
Начинался старческий маразм. Говорят, ходила по соседям, просила еды. Соседка, нина Рыбка, воспользовалась: принеси, говорит, газовый баллон, отдай...
Была ли хорошей соседка, не знаю. Я покупал у нее молоко коровье, она еще и огурцов дала с огорода бесплатно,но за балон либ или нет, но кмерла рано...
Соседи, думаю, опасались мою бабушку  ольгу Ивановну(Елену+). раз, после того, как соседи отказали ей в покупке молока коровьего, их корова упала в вырытую для проведения газа траншею и другоу мой родственник покойный Виктор Конах начал окапыть корову, пока она не выскочила
Итак, забрав бабушку в Винницу, я поселил ее в своей 1 к квартире, мама не захотела с ней жить вместе в 2 к - й
ИТАК НОСИЛИ МЫ ЕЙ ЕДУ, ОНА ЛИШЬ ОБИЖАЛАСЬ, ЧТО МЫ не долго с ней сидели, убегая по делам, так и запомнилось мне ее обиженное лицо...
Ходить на кухню ей не было необходимости т к еду мы приносили к кровати
Говорят, люди перед смертью начинают убегать (от Слуг тьмы, или как говорят кришнаиты от ямадутов, слуг господа Ямараджа)
Нашел я бабушку стонущую в кухне, споткнувшуюся, видимо, о скатанный ковер.
Так она и умерла, находясь в ступоре через несколько дней не приходя в сознание, постанывая...
Почему не мирная христианская кончина на 91 м? Остается только гадать: была в Церковном хоре в селе Гоголев, читала Псалтырь по умершим в селе, за что до сих пор завистливые соседи вспоминают: она пирожки с отпевания приносили...
Знали бы они как смербит в летнее время в хате с зажженными свечами мертвое телоб Об этом они не думают...
А я до сих пор молюсь о душах тех, не зная имен, людей на чьем отпевании я бывал, или кого везли на грузовике (запах еловых веток...)
Кроме того бабушка гадала себе и немногим соседям на обычных картах
Может и набралась чего ненужного бабушка, читая Псалтырь по умершим. Потму и умирала так тяжело...
Во время попался кстати мне ушлый отец одноклассницы Цымбал в преддверии похорон. Мы не знали, что делать, везти в Киевскую обл мне далеко на моей Тойотке..
А на Революционном кладбище в 1947 10 января или февраля был похоронен мой дед Дмитрий Онуфриевич С-Й, бывший дворянином по чину, самому младшему офицерскому чину в царской армии. Был он и телеграфным служащим, возможно, в Тульчине, т к там родился мой отец Сегей Дм-ч
Могила деда моего была всего 9-й на этом кладбище в 1947.
Как мы потом узнали, отставникам на ул Арабея были выделена дачи, и они закомандовали построить туда дорогу,для этого была снесена часть кладбища, где была могилка деда, так что возможно, он лежит под дорогой
Я еще помню, что когда в юношестве ходил на бокс за пожарку мимо кладбища, то видел выкорчеванные из зимли кресты из мталлических труб, такой крест стоял по словам Д Жоры - брата моего отца, на могиле деда...
Так, вот стали мы с Цымбалом прикидывать, где могло быть место захоронения
Выбрали пустое место в ряду недалеко от еврейского квартала, я одолжил крест с могилы подалее, водрузив его на ановое место.
Приходит смотритель, пошатал крест: Кого вы будете лечить? Занесите крест на место, (что я и сделал)
Но за 200 гривен он закрыл глаза на детали, учитывая что запись в архиве кладбища о погребении была (и есть).
Беспокойство меня не покидало, и я сказал копачу, молодому парню, скажешь мне, был ли гроб на месте, что мы выбрали...
Он впоследствии сказал, что был, но он его присыпал
Так я похоронил бабушку в чью-то могилу..., как раз почти напротив выхода узкого на кладбище к Православной церкви у дома пионеров
На Могилке Ольга Кроль табличка из нерж
мама даже пошутила по этому поводу: Всю жизнь бабушка была при Церкви, и могилка оказалась недалеко Церкви
Думаю, таким образом и справедливость в каком-то смысле восторжествовала, Деда выкинули с территории кладбища, так хоть поде его погребения запись удалось туда похоронить бабушку
Могилку освящали, макнув цветок в банку с водой из Иордана, которую мне накануне дала приехавшая оттуда Таня Стороженко
Один из соседей дядя Коля Олейник ( уже тожу покойный), даже заметил тогда: Наверное, Дима, ты любил сильно бабушку,раз и место ей пробил на престижном кладбище и водой с ИОРДАНА ОКРОПИЛИ МОГИЛКУ
Я ОПЯТЬ ЖЕ, молясь о душе бабушки, молюсь и за душу раба Божия или Рабы Божией погребенной там пред бабушкой. А если это был еврейского исповедания человек, то надеюсь, ему освящение Иордансокй водй как-то облегчило участью Ведь на других могилках я вижу камешки наверняка из Израиля с  земли обетованной от проведывающих родственников
Такие реалии,в котрых мы живем, или как сказала Мая из прийомного пункта бутылок на Соборной, бывшей Ленина: Не мы такие - жизнь такая
ИЛИ КАК ГОВАРИВАЛ Воланд: жители не плохие, но квартирный вопрос их испортил
Думается сейчас, что и могилы можно назвать квартирами...
время 15-10 я накрапал это сочинение за... примерно с пол 1го

ps or part 3:
Итак продав фотку Ленина читающего правду,я и забыл почти об этом, но когда впоследствии приезжал на блошиный рынок в Кракове: Халу Гржэгужецку, меня спрашивал один поляк, прикалываясь: А ленина привез??? а халву белорусскую, (Как-то купил по оказии, и продавал с минимальным наваром) :)