Как учили пить в КГБ

Александр Щербаков 5
Много лет назад, в конце 70-х годов, когда я еще работал в городской больнице № 11 города Хабаровска и был парторгом, меня вызвала к себе главный врач больницы Людмила Николаевна Яковлева. Захожу в её кабинет и вижу в нём незнакомого мужчину лет на 10 старше меня, невысокого, полноватого, с широкой улыбкой на лице. Причем улыбка очень доброжелательная, которая заставляет улыбнуться в ответ, что я и сделал. В это время Людмила Николаевна говорит:
- Познакомьтесь, это наш куратор по линии КГБ.
Мужчина встал из-за приставного столика,  подает мне руку, говорит:
- Щербаков Вячеслав Михайлович.
И внимательно смотрит на мою реакцию. Но я спокойно пожимаю его руку и отвечаю:
- Щербаков Александр Константинович.
К этому времени я уже знал, что фамилия Щербаков очень распространенная, в телефонном справочнике Хабаровска, толстой книге, на эту фамилию телефоны на 2-х листах, с адресами и номерами телефонов. Так что никакой особой реакции не проявил. 

Потом состоялся разговор, где этот кгбешник попросил меня, как парторга больницы, внимательно рассматривать кандидатуры работников больницы, которые  собираются в турпоездки за границу, чтобы не было таких случаев, чтобы КГБ не пускали их за границу в последний момент. Это вызывает недовольство граждан.

После разговора с главным врачом мы вышли из кабинета. И тут Вячеслав Михайлович говорит мне:
- А вы знаете, что мы родственники?
- Нет, не знаю, думал, просто однофамильцы.
- Но вы Яна Щербакова знаете? Вместе с ним в школе учились.
- Конечно, знаю. Он мой кузен.
- Так мы с Яном из одной веточки Щербаковых. Вы в курсе, что было три брата Щербакова – Михаил, Гавриил и Иван. Вы из веточки Ивана, а мы с Яном из веточки Гавриила.

Так у меня появился еще один дальний родственник, тоже кузен. Мы сразу с ним перешли на ты, и потом еще несколько раз встречались.  Он рассказал, что до службы в КГБ работал в крайкоме партии инструктором, потом его направили в органы. Как-то однажды при встрече он предложил выпить, но я заявил, что вообще не пью. И тут Слава дал мне дельный совет:
- Умные люди говорят, что не пьют лишь две категории – больные или стукачи. Ты не производишь впечатления больного, видимо – стукач? Советую тебе не выделяться, и немного выпивать в компаниях. Не надо пить водку, можно хорошее вино понемногу.

С тех пор я в компаниях не отказывался категорически от выпивки, как ранее, а за вечер мог выпить бокал вина.  А наши встречи с Вячеславом продолжались, хотя не так часто. И у меня, и у него работы хватало.  Потом, когда я  только начал работать в отделе здравоохранения крайисполкома, в кабинет ко мне зашел Вячеслав Михайлович, чтобы поздравить с назначением на высокую должность. Как бы между прочим сказал:
- Меня спрашивали о тебе при назначении. Я дал тебе хорошую характеристику. Мол, выпивает умеренно, - и весело рассмеялся.

Прошло несколько лет.  В стране начался хаос 90-х годов, в страну хлынул поток контрафактной продукции, в том числе и алкоголя.  Слава ушел на пенсию, но продолжал захаживать ко мне. Однажды спросил, какие у меня отношения с директором Хабаровского химфармзавода Бутенко.  Я знал директора еще с тех пор, когда работал в 11-й больнице, мы часто встречались на партийных конференциях и совещаниях в Индустриальном районе Хабаровска, бывал я и в его кабинете на заводе, решая некоторые вопросы по обеспечению больницы медикаментами.  Так что я ответил Славе, что хорошие. И он попросил меня купить на заводе пятилитровую  бутыль 70% настойки боярышника для него. Мол, он посчитал, если этот объем спиртовой настойки перевести на 40-градусную водку, она выйдет в два раза дешевле. Я выполнил просьбу кузена и привез ему эту бутыль. И в качестве презента Слава подарил мне бутылку этого 70% зелья на спирту.  Я перелил настойку в хрустальный график и поставил в бар в тумбе для телевизора в своем кабинете.

Однажды ко мне в кабинет уже после окончания рабочего дня зашли мои коллеги, помню, еще одного заместителя Володю Нестерова, советника нашего управления профессора Анатолия Борисовича Островского и еще кого-то. Они весь вечер работали над какой-то справкой, и по завершению работы зашли ко мне с вопросом, нет ли чего выпить. Я вспомнил о настойке боярышника. Быстро организовали какую-то немудренную закуску и сели за столом для заседаний в моем кабинете. Коричневого цвета настойка в хрустальном графине была принята за коньяк, поэтому все налили по рюмочке. Подняли какой-то тост,  и все залпом выпили.  Но 70% настойка не 40% коньяк,  у всех перехватило дыхание, глаза расширились.  Все ко мне с вопросом:
- Что это такое? На коньяк не похоже.
- Успокойтесь, не отрава, настойка боярышника 70%.
Так что по второй рюмочке все выпили, но уже с некоторой осторожностью.

Однажды Слава позвонил и пригласил меня на свой день рождения к себе домой.  Сказал, что будут все свои, так что парадный костюм не требуется. Было лето, все гости пришли в рубашках с короткими рукавами. Жена и дочери Славы приготовили хороший стол, так что закуска была хорошая. Слава угощал гостей не настойкой боярышника, а хорошей водкой, коньяком, вином.  Среди гостей Вячеслава был его бывший начальник КГБ по Хабаровскому краю, генерал, фамилию его упущу на всякий случай, и коллега Славы по работе в крайкоме партии Олег Закассовский, с которым мы как-то вместе ездили в командировку. К тому времени Олег был работником крайисполкома, занимался малочисленными народами севера. 

Когда молодежь рассосалась из-за стола, и остались лишь солидные люди, правда, уже принявшие на грудь, пошли рассказы об интересных  случаях из жизни. Генерал КГБ рассказал, как однажды ездил в командировку в Северную Корею, к Ким Ир сену:
-  Там спецслужбы еще более вышколенные, чем у нас, прохода не давали. Секретов ихних нам не надо, но неприятно все время  быть под колпаком. И мы нашли выход. Принимали перед банкетом таблетки, чтобы не захмелеть, а на банкете предлагали три тоста один за другим. За вождя Кореи Ким Ир сена (он родился в Хабаровском крае, кто не знает), за Трудовую партию Кореи и за корейский народ. Не выпить до дна нельзя. А корейцы, как все узкоглазые народы, очень чувствительны к алкоголю, быстро хмелеют. И дальше за нами никакой слежки не было.

Этот рассказ генерала КГБ я вспомнил, когда на днях прочитал интересный материал, как в КГБ учили правильно выпивать.  Почитайте, может, пригодиться.

В число обязательных качеств разведчика помимо хладнокровия, знания языков, владения оружием должно входить и умение пить не напиваясь. Ведь трезвый спецагент непременно вызовет подозрения. Однако не все могут похвастаться столь полезным навыком.
На беседу за спиртным разведчик возлагает большие надежды.
И неспроста: такая неформальная обстановка позволяет разговорить оппонента, выведать у него необходимую информацию или побудить к совершению желаемого действия. При этом важно чтобы собеседник был всегда пьянее агента – смена ролей грозит разоблачением.

Впрочем, главное здесь, по словам разведчиков со стажем, всегда соблюдать меру. Отечественные резиденты, которые следовали умеренности в выпивке,  как правило, делали отличную карьеру. Достаточно называть имена Леонида Шебаршина и Вячеслава Трубникова, которые в свое время возглавляли соответственно советскую и российскую внешнюю разведку. По словам оперативников, это справедливо и по отношению к нынешнему главе СВР Михаилу Фрадкову. Бывший резидент, полковник в отставке Алексей Иванов утверждает, что непьющих разведчик не бывает в принципе, но отмечает, что хорошие разведчики пьют лишь в случае оперативной необходимости, ведь любое спиртное – это яд.

Правда, Леонид Шебаршин как-то приводил пример непьющего советского резидента, работавшего в Пакистане. Может поэтому дела у него шли из рук вон плохо. За весь период своей службы на его счету не было ни одной стоящей вербовки. «Трезвенника» отозвали на родину, а на его место прислали «пьющего». И вскоре тому удалось установить хорошие отношения практически со всеми пакистанскими генералами. Генерал Шебаршин любил повторять, что «должность оперативного работника резидентуры пора переименовывать в аперитивного».

А что же иностранные спецслужбы? Они тоже использовали алкоголь, как одно из средств оперативной работы. Но тягаться с русскими в этом компоненте им зачастую было не под силу. Где-то на закате эпохи СССР сотрудники ЦРУ и ФБР разрабатывали советского разведчика, в прошлом профессионального волейболиста, мастера спорта из общества «Динамо». Последний в это время тоже искал кандидатуры для вербовки. Их интересы совпали в американском штате Вашингтон, в ресторане на реке Потомак. Американцы долго и безуспешно пытались споить свою жертву. Пили долго, стакан за стаканом (агенты ЦРУ и ФБР были тоже подготовлены), однако советский разведчик все же вышел из этого противостояния победителем. Изрядно перебравшие американские агенты в какой-то момент перешли критическую черту, и один из них стал рассказывать сидящим за соседними столиками цель их миссии. По стечению обстоятельств (или нет) эти разговоры услышали находящиеся в зале сотрудники Аналитического департамента ЦРУ – на следующий день руководство уже знало о произошедшем. Наказание последовало незамедлительно: проштрафившегося агента сослали на задворки, в резидентуру Джорджтауна (столица Республики Гайана). Увольнять его не стали по одной простой причине: подготовка резидентов слишком дорого обходилась ЦРУ. Досталось и нашему оперативнику. Сначала начальство направило его в командировку на Кубу, ссылаясь на необходимость написания подробного отчета о проделанной за год работе. А на Острове Свободы он был арестован за несанкционированный контакт с агентами ЦРУ. Шпионаж в пользу Соединенных Штатов доказать не смогли, но из органов его все же уволили.

Примечательно, что после громкого скандала на Потомаке в недрах ЦРУ были разработаны инструкции для агентов, разъясняющие как грамотно споить коллегу из КГБ, чтобы выведать у него секретную информацию. В качестве главного слагаемого успеха называлось умение говорить правильные тосты, которые русский разведчик не может не поддержать. При этом в рекомендациях подчеркивалось, что не следует стараться перепить чекистов – это все равно невозможно. Главное грамотно распределить свои силы.

Подобные проблемы в 60-х годах существовали и в израильской внешней разведке – Моссаде. В то время в Израиле фактически отсутствовала культура потребления спиртного, и для начинающих оперативников решили организовать специальные полуторагодичные курсы. Обучали всему: основам дегустации, совместимости алкоголя с определенными блюдами, в каких количествах и в какой последовательности следует употреблять тот или иной напиток. Тестировали будущих агентов Моссада на специальном выпускном банкете.

Кое-какие хитрости употребления алкоголя иностранные спецслужбы, по их собственному признанию, подсмотрели в России. Одной из них стали легендарные таблетки КГБ, препятствующие быстрому опьянению. Сегодня подобный препарат под названием «RU-21» выпускает компания Spirit Sciences, базирующаяся в Калифорнии. Американцы утверждают, что русские начали его разработку после окончания Второй мировой войны, однако российская сторона свою причастность к данному препарату отрицает.

Вот такой материал о том, как правильно пить, я нашел в Интернете. И он наложился на мои воспоминания о выпивке, с которой мне временами приходилось сталкиваться.  Есть даже научные наблюдение и кое-какие выводы из того, как скоро становится пьяным тот или иной человек.  Известно, что в России было так называемое «татаро-монгольское иго». Так вот, ученые пришли к выводу, что если человек быстро хмелеет, то очень давно его прапрапрапрабабушку изнасиловал монгол, в желудке которого нет фермента алгогиназы, она расщепляет выпитый алкоголь. Этот фермент отсутствует у всех народов желтой расы.  А вот крепкие мужики, которым и две бутылки выпитой водки нипочем, настоящие русские, их далекие предки избежали надругательства монголов.