Ю. В. Марков - врач от Бога

Виталий Бердышев
Газетная публикация предоставлена Тереховым П.А.


Юрий Викторович Марков – полковник медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор; прекрасный клиницист, рефлексотерапевт. Начинал свою терапевтическую карьеру в Главном госпитале Тихоокеанского флота, во Владивостоке. Перевелся туда после нескольких лет службы в части и уже в 1965 году заведовал госпитальной лабораторией функциональной диагностики. Он очень быстро проявил себя как прекрасный терапевт, диагност и уже в середине шестидесятых пользовался большим уважением у ведущих врачей – специалистов города. Активно занимался исследовательской и рационализаторской работой. Его портрет постоянно висел в госпитале и в Отделе медицинской службы Флота среди лучших врачей и рационализаторов ТОФ.

Привлекали в нем, помимо практического опыта и знаний, его душевные качества: доброта, порядочность, отзывчивость. Внимательность к больным, сочувствие и сострадание к ним – именно те качества, которые так необходимы любому лечащему врачу. Юрий Викторович всегда успевал внимательно  выслушать своих пациентов, посочувствовать им, ободрить и утешить их и, конечно, дать нужные рекомендации по профилактике и лечению конкретного заболевания.

Юра прекрасно владел всей имевшейся у него в распоряжении диагностической аппаратурой. В те годы такой аппаратуры было не так уж много, и он постоянно совершенствовал ее, подавая все новые идеи и внедряя их в практику в виде рационализаторских предложений и изобретений.

С самого начала работы в госпитале он занимался рефлексотерапией и рефлексодиагностикой. О его навыках и идеях в этой области очень высоко отзывалась ведущий рефлексотерапевт госпиталя Евгения…(забыл фамилию), несколько лет учившаяся и практиковавшая в Китае – в последующем ставшая  личным врачом Командующего ТОФ.

Работая в госпитале, Юрий Викторович проводил и большую научно-исследовательскую работу. Мне запомнились его блестящие выступления на сборах личного состава медицинской службы флота (ТОФ), на научно-практических городских и госпитальных конференциях, где Юра всякий раз выдавал новые идеи и блистал ораторским мастерством. Он всегда глубоко владел материалом, обладал способностью доходчиво и кратко формулировать мысли, молниеносно отвечал на вопросы специалистов. Его выступления запоминались надолго, как и он сам, – блестящий капитан медицинской службы, как магнитом притягивающий к себе людей. К нему на прием постоянно выстраивались длинные очереди страждущих и жаждущих помощи. И он никогда никому не отказывал, в том числе и негоспитальным больным.

Неоднократно обращался за помощью к Юре и я – с просьбой дать мне на время ту или иную функционально-диагностическую аппаратуру (оксигемометр, капилляроскоп, электротермометр и др.) Вникая в суть моей физиологической программы, он всегда давал дельные советы и досконально разъяснял принципы работы с предлагаемыми мне приборами.

Естественно, на Юрия Викторовича не могли не обратить внимания прибывающие на флот ведущие клиницисты ВМФ. И Юра очень скоро был переведен в академию (ВМА им. Кирова), на кафедру военно-полевой терапии, где вскоре защитил кандидатскую диссертацию.

После перевода Юры в Ленинград я встретился с ним всего один раз, будучи в отпуске, проездом через наш любимый город, где-то в начале восьмидесятых. Встреча произошла на Загородном проспекте у академгородка. Юра с кучей таблиц спешил то ли на лекцию, то ли на конференцию. И я даже не успел расспросить его о жизни, о семье, о наших ребятах. Только пожелал ему дальнейших успехов в работе и творчестве, а он посочувствовал мне по поводу моего «палочно-приклонённого» состояния. И побежал в аудиторию. И я был рад за него! Большой специалист – прекрасный клиницист, ученый-исследователь, доктор медицинских наук, продолжающий активно трудиться в самых разных научных направлениях. Но прежде всего врач! Прекрасный врач, один из тех, о ком говорят, что он «врач от Бога».