Тезисы пастыря

Ангелина Кныш
Нередко приходится слышать о том, что священники – это всего лишь посредники, а по сути, лишнее звено между Богом и человеком, роль которого в спасении души для многих остается спорной. Обладают ли они достаточными знаниями, чтобы духовно просветить свою паству?

Наверное, доля правды в этом есть, поскольку можно найти немало примеров их деятельности, сводящейся, за исключением церковных служб, лишь к осуществлению треб по «кусающимся» ценам.

На самом деле, в силу получения специального образования в семинариях и академиях знают они весьма и весьма немало. Об этом можно судить хотя бы по той многосторонней и ценной информации, которую дают богословы на просветительских курсах для мирян в Сретенской духовной семинарии (эти лекции есть в Интернете).

Например, богослов Леонов в цикле лекций о символе веры выразил интересную мысль о том, что далекими от веры людьми Евангелие воспринимается просто как историческая хроника, а духовно растущим оно открывает истину посредством Святого Духа.

Так, обычному человеку невозможно «вместить» слова Евангелия о том, что нужно благословлять проклинающих нас, а просвещенному Святым Духом становится ясно, что ОТНОШЕНИЯ С БОГОМ В ХРИСТИАНСТВЕ УСТРАИВАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ (БЛИЖНИМ).
 
В результате открывается смысл слов Христа на предстоящем Суде: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня…Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:41-45). И еще: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

То есть, каждый встреченный нами по жизни человек – это попущенное Господом испытание нам на предмет соблюдения нами заповедей и выработки в нас терпения и смирения. Но далекий от христианства человек этого просто не поймет! Для этого нужно постоянно «вариться» в духовном, отвергая мирское, или попросту ЛЮБИТЬ БОГА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!

Отказывать всем священникам в понимании подобных истин в силу их каждодневного вознесения молитв Господу НЕЛЬЗЯ. Проблема состоит лишь в том, готовы ли священники делиться своими знаниями и духовным опытом с собственными прихожанами? Протоиерей Олег Стеняев – один из тех, кто активно работает в этом направлении.

В своих лекциях отец Олег порой делает несколько непривычные акценты, помогающие лучше понять отличия между земными и небесными ценностями.

Так, он утверждает, что христиане не верят в прогресс, поскольку все самое лучшее уже было раньше – в раю.

Гуманизм, с точки зрения христианства – это навязанное бесами заблуждение (не говоря уже о глобализме, демократии и феминизме), поскольку при этом интересы человека («горшка») ставятся превыше воли Бога («горшечника»).

Прямая форма правления Бога над людьми, имевшая место в ветхозаветные времена, – это теократия. Наиболее приближенная к ней форма правления на земле – монархия.

Встать на путь спасения в молодые годы довольно трудно, поскольку молодость, по мнению отца Олега – это невменяемое состояние, молодежь охотно слетается на ересь и много грешит.

Грехом отец Олег считает «инфекционное заболевание», которое передается по наследству. И действительно, можно привести немало примеров, когда алкоголизм, разгульная жизнь, крутой нрав и т.д. имеют место в ряде поколений.

При этом, если человек ищет помощи в избавлении от грехов, то, оказывается, нельзя напрямую обращаться к Богу (Он грешников не слышит), а только через ходатая – Христа.

Избавиться от грехов невозможно без несения каждым своего креста, то есть принятия любого испытания, как из рук Бога. С целью упреждения от грехов Стеняев советует не дружить с богатыми, поскольку их деньги пропахли кровью и напоминает, что ад – это дверь, которая запирается изнутри самим человеком.

Необходимо также учитывать, считает отец Олег, что Бог будет судить людей за их намерения, а не деяния. Поэтому так важно проявлять нетерпимость к своим греховным намерениям.
 
Зато утешением человеку должен служить действующий библейский принцип – Бог дважды не наказывает. То есть, если подвергаемся немалой скорби в этой жизни, то можем иметь надежду на прощение в жизни вечной.

Отец Олег также подчеркивает, что при изучении слова Божьего созидается храм нашей веры. А обладание даром веры – это и есть подлинное счастье.