Мамашенька. Тонкие нити прошлого...

Ганна Зброжек
       Нахлынуло после прослушивания старинной лезгинки червлёнской.
       Всплыли в памяти голоса и образы давно ушедшие .
       Захотелось узнать по голосам всех там поющих.
       Ведь тем , о ком пишу и вспоминаю ,на время записи лезгинки этой дорогой
                всего примерно около 40 лет.
       ...........................
       Различить ещё возможно ,но вот распознать ,конечно , не реально .
       Хотя........кто знает )).......

                *********************
В цикл " У ЧЕРВЛЁНСКОГО ДВОРА"
      
    

       Свыше это было ,видно , ниспослано мне,и подарено судьбой...поскольку не помню причину того ,почему  однажды с мамочкой ,я ,девчонка оказалась в гостях ..уже у больной ... у нашей мамашеньки .
      
       Так все её называли в семье ,бабушкину сношенницу(писала уже немного ранее о ней).

       Баба Аннета , эта невысокая ,хрупкая и моложавая на лицо, с живыми карими глазами, некрупными чертами лица женщина,скорее ..она имела кукольное личико , была супругой единственного брата моего невернувшегося с фронта ВОВ деда Федота .
       О нём ,Николае Михеиче  ,высоком и широкоплечем ,черноглазом  богатыре- красавце в папахе , всегда в галифе и особого покроя выходной рубахе ,частого гостя в нашем дворе, -в другой раз.
       Здесь же ,пожалуй ,чтобы раскрыть полностью сюжет задуманной миниатюры о мамашеньке ,придётся поделиться воспоминанием  о нём , как о супруге ,казаке , темпераментом и деспотичном в некоторой степени.
      

       Минуя первый их дом слева от входной калитки ,окнами глядящий на бульвар ,а это был стандартный казачий дом , мы с мамочкой прошли мимо него , в глубь двора ко второму ,чуть меньшему домику.
       Это был небольшой двухкомнатный ,недавно выстроенный кирпичный домик (дом побольше был отдан семье сына )
       Недавно прошёл дождь в станице , и я пока очищала свою обувь от налипшей грязи , помню заметила про себя ,оглядывая дворик ,что очень много зелени и виноградной лозы.
       С небольшого крытого крылечка , боком пристроенного к домику , мы сразу ступили в первую комнатку .
       Баба Аннета была в постели ,в ночной ...под одеялом , нас завидев -села . Помню я сразу рассмотрела  соседнюю  комнатку . Комод , салфетки ,миниатюрная искусственная елочка на комоде. Всё в светлых тонах .Тюли ,скатерти ...Кажется сундук .Какие -то вышивки.

        Мама пришла с угощеньем , с мацони , квашеным кислым молоком .
        И здесь навсегда врезался в память голосок этой женщины..Тонкий какой-то , и мне поначалу показавшийся непривычно скрипучим , с каким -то оттенком ,поразившим навсегда, продолжающим и теперь заставлять меня разгадывать его.
        "Скрипичный ключ" от мира ,который ...прошёл мимо меня ,промчался ,не поделившись своим богатством со мной.
        Ключ,позволяющий теперь ,когда я почти  ровесница теперь тем исполнительницам , пробовать  различать и читать это тонкое кружево песен и лезгинок оставленных ими ,пытаясь угадать и чувства их ..и даже характеры.
        Ведь они и говорили,как пели ...жалостливо как-то ,нежно и сочувственно.
                ***********
       

        Не помню ,чтобы она была часто у нас в гостях .
       
        Помнится , мама одолжила на время  у неё блузку шёлковую...на какой -то редкий случай .Блузка была изящного покроя , с небольшими рюшечками на рукавах и груди и неширокой басочкой от талии,светлая с каким -то мелким рисуночком ,типа порхающих ласточек ,скорее всего это были мелкие цветочки,... и рядом маленьких прозрачных пуговок, с золотистым ободочком.
        Милостивая , не назвать иначе.
        -Наденька , да я ещё ..то молочко не скушала ,...не хочется мне ..
        .......................
        - Ну зачем же ,миленькая моя ,... пропадать добру , у тебя семья ,детки ,на базар бы лучше отнесла - слабо и тонко пыталась сопротивляться она подношениям.

        А у меня в это время ,видимо,...записывался код,ключ ...счастливый ключ к разгадыванию теперь уже , в настоящее время этой загадки ...тонкого их пения.
        Ведь и бабушка Феврония моя пела тонко ,но оказывается ..голос голосу -рознь ,особенно если не поётся .Не помню ,чтобы она  пела ,не напевала даже -
        тосковала по мужу, пропавшему без вести.
        Кроме двух случаев редких ,тоже ставших уроками мне.
       
       
         

        Затем ,кажется, пошёл разговор о дядике , его не было дома .

        -Казакует .!..-.уж как начнёт  топотеть ,как начнёт топотеть то ,аж  тошно становится ,-говорила она ..как пела.
......................
.....................
       
        Совершенно не удивительно , что встретив в WWW , записанные экспедициями фольклористов старинные песни , в исполнении женщин , я безоговорочно угадала её голос в одной из песен .
        А когда прислушалась к тексту ...поняла , что да,это была её..жизненная  песня, кому как не ей ..запевать её.
        Грустно .
        -Я пойду млада по солнышку
         Наберу хмелю по зёрнышку
         Наварю я пива пьяного
         Напою я мужа старого
         Мужа старого ,да ревнивого
         Что ревнивого да журливого.
 
         Ровесницы века , они допевали песни своих пра. Верно и правильно .
         Дорожили семейными сборниками песен.

         Дочь офицера казачьего , баба Аннета была особого воспитания . Вышивала , рукодельничала ,пела ...вот только огород не любила .
         За что и получала выговор от своего казака.

Разыскав после известной нашей трагедии ,войны в ЧР ,её внучку , сестру мою
 троюродную ,я пыталась поделиться с ней находкой , песнями ,записанными экспедициями .
         Но ,не удивила .А,наоборот, сама удивилась нежеланию услышать голос родной бабушки .Нежеланию продлить разговор .
         Только и услышала  подтверждение тому ,что  :
         -"Да ,бабушку записывали , я тогда ещё маленькой была ,но мы как-то больше любили деда "..,- признались мне на другом конце провода.
         .................
         Не осуждаю совершенно. Сама сильно не отличаюсь .
         Не прониклась раньше , а ведь была в том дворике и на свадьбе сына мамашеньки ,и на юбилее каком-то .
         Но !! Как!! Там пели !! За столами ,буквой "О" , по всему периметру двора поставленным !! Заздравные разные ..старинные . Помню сильное потрясение и удивление ,...но сейчас я о другом.

         Глубоко же нас расказачили -отняли песни , отняли наследственные гармошки ,заглушили старинные лезгинки -порвали все нити ,связывающие нас .
         Об остальном утерянном молчу....
                ***********************
               
         

P/S/
Сын же мамашеньки ,уже в годах преклонных никак не хочет мне верить в наших редких телефонных беседах ,что песни нашей станицы поются .
Никак не верит.
Только и сокрушается тем ,что у маменьки его ,пока она была больна ,взяли на время сборник песен старинных,да так и не вернули.

Мамочка же моя однажды , нашим песенным вечером с нею , на вопрос , а кто лучше пел , бабушка Нюся или мамашенька ,ответила мне тягуче и с особенным выражением и ударением : мамАшенька ! Словно перст в небеса подняла ,чтобы всем было слышно ,и я услышала её.


P.S
..........................................
Домик на фото -как раз тот самый , слева от калиточки за зеленью ветвей старинный стандартный домик .
Гостеприимный и щедрый .
Поющий.
Здесь меня маленькую, как раз в комнатке выходящей окнами ..на бульвар , подхватит невеста ,МАМАШЕНЬКА тогда женили сына , и усадит к себе на колени!
Помнится внимание и любовь обращённых ко мне участников торжества.

Помнится венец белоснежный , да и сама невеста в памяти необыкновенно красива и загадочна (казачка с Дона ..)
И я- за столом на коленях невесты.
Конечно же пели ...конечно же я их слышала.
................
................





В РЕДАКЦИИ.
В альбоме ЧЕРНОВИКИ .
16.03.19.