Жить-нежить и жена-змея

Игорь Ходаков
Впервые опубликовано на сайте: http://anhen.ru/skazki-deti-2/zhit-nezhit-i-zmeya-zhena
Итак, продолжаем брести по темной чаще, страшась не потерять едва различимую во тьме тропинку, с надеждой и трепетом посматривая на бледный диск луны, то выныривающий из-за туч, то прячущийся в них. Бредем же мы навстречу Змею. Кому же еще?
Но прежде, чем мы с ним встретимся – пару слов о русалках и леших, помянутых в статье «Где рождаются сказки» . Это, в представлении славян –заложные покойники, то есть люди, умершие не своей смертью: самоубийцы там, утопленники, пораженные молнией и прочие.
Да, заложных покойников еще называли домовинами. Это оттого, что они как бы оставались дома, на земле, а не уходили в иной мир. Таких на Руси хоронили за церковным кладбищем. А то и вовсе не хоронили, просто относили в лес, да ветками забрасывали.
Считалось, что души этих людей, вместе с телами, как бы зависают между мирами, не находя себе покоя и превращаясь в лесных обитателей. Сами знаете уже, каких. По народному поверью, заложных покойников сильно мучает жажда, из-за чего они выпивают всю влагу из земли на большом пространстве кругом своей могилы, ну, или места, где их оставили непогребенными.
В этом люди, порою, видели причины весенних и летних засух, во время которых они стремились напоить неупокоенных и лили в их могилы (если были могилы, опять же) из бочки воду. А то и еще радикальнее поступали: выкапывали труп и бросали его, скажем, в болото – в сырость. Чтоб, значит, жажду утолил.
Но вас, наверное, больше интересует отношение заложных покойников к живым людям? Было оно, прямо скажем, не очень. Само же общение между живыми и неупокоенными простиралось, как правило, на круг близких родственников.
А вот не близких и не родственников заложные покойники при встрече в темное время суток могли порядком напугать. Догадались, наверное, как – поди лешего не в радость встретить где-нибудь ночной порою на дальней окраине села, аккурат рядом с кладбищем и кромкой леса, едва виднеющегося на горизонте.
Напугать могли и скотину. Хуже того, они и болезни приносили – именно с ними связывали частые на Руси моровые поветрия и на людей, и на скот. Могли они и умерщвлять. К сожалению.
К слову, приходили к живым и нормальной смертью умершие их родственники – то есть скончавшие свои дни мирно и в собственной постели. Но их нужно было особым образом приглашать в специальные поминальные дни. Как приглашали? Зажигали особые обрядовые огни. Топливом служили, преимущественно, солома, навоз или другие какие-нибудь старые вещи, а иногда делали костер из пахучих трав или можжевельника. И ждали…
-оОо-

Но возвращаемся к заложным покойникам. Почему же враждебны-то они нам? Поверья говорят, что неупокоенные люди находятся во власти нечистой силы. Та их заставляет вредить живым. Или вот самих несчастных покойников эксплуатирует по-разному – воду, например, на них возит. Отсюда и поговорка: «На сердитых воду возят».
 Что она подразумевает? А то, что люди сердитые да нервные часто как-то и умирают преждевременно, то есть переходят в разряд заложных покойников. Так что, друзья, будем добрыми и спокойными! И на этой оптимистической ноте переходим к Змеям мифическим!
Согласно мифологии когда-то на планете обитали крылатые многоголовые Змеи. Огнедышащие. Причем голов у такого Змея может быть не только три, но и значительно больше, вплоть до двенадцати.
Сразу подчеркну, Змей – герой не только славянской мифологии. Нет, этот образ присутствует в предании практически всех народов; причем, знаете, не просто присутствует – занимает важное место. Судите сами…
Заснеженный, подпирающий небо, суровый Тибет. Там живо предание, повествующее о целой стране, населенной нагами – змеями с человеческими головами. Они для тибетцев – полубоги.
А индийцы в древности верили, что змей по имени Шеша держит на себе Землю. Старый же скандинав, за кружкой крепкого эля, у вечернего костра, когда ночь укроет вас своим звездным покрывалом, покуривая трубку, расскажет вам о змее Йормунганде – громадном морском чудовище, простирающемся по дну всех океанов и морей, опоясывающем весь мир своим мощным телом. Не отсюда ли землетрясения и цунами, вызванные шевелениями змея? И не его ли видят в предутренних сумерках уставшие и слипающиеся глаза моряков, отстоявших ночь на вахте.
Но и это что – индейцы Центральной Америки считали пернатого змея, Кецалькоатля, вообще основателем Вселенной. Вот так-то – не больше-не меньше.
В славянской же мифологии змея присутствует… нет, не в образе Горыныча. А в образе жены. Но, мужики, не пугайтесь, это не сварливая и неверная жена – змея подколодная. Нет. Жена-Змея являет собой богиню весеннего солнца и гроз, в змею же она обращается только в зимнее время.
Эти представления отразились в сказке, только не о бабе Яге, а о Царевне-лягушке: «Эта царевна – дивная, несказанная красавица, и только на время, вследствие колдовства злой ведьмы (Зимы), облекается в лягушачью кожурину».
Так что, мужики, если ваша жена к зиме зеленеет, то, значит, того – змея она у вас. Но не спешите расстраиваться и шкуру с нее сдирать, да к газовой комфорке с ней бежать. Ведь в славянской мифологии Жена-Змея приносит в дом мужа богатство. Впрочем, достаток в дом приносит и Змей.
– Этот-то откуда взялся? – спросите.
– А этот, – отвечаю, – выпарен из петушиного (да-да, именно петушиного!) яйца.
 
Но Жена-Змея не только богатство приносит, она имеет и другие таланты – к примеру, понимает язык птиц. В общем-то, такую удивительную способность может получить и обычный человек, но для этого ему надо… А что ему для этого надо вы непременно узнаете.