Ах, трюфеля, трюфеля...

Татьяна Танасийчук
Почти сочинение на тему: «Чем запомнилось прошлое лето?» Да много чем. Например, непрекращающимся дождём, который поливал нас две недели. К концу второй недели я почти разучилась говорить. Тянуло поквакать.

Как раз за день до мокрого сезона приехала ко мне в лес доча с внуком Кузьмой. Парень взрослый, уже полтора годика, бегал по комнате и не обращал внимания на разверзшиеся «хляби небесные». Это нам всё не угодишь. Ныли и ждали солнышка. Дождались! Солнышко принялось жарить так, что прошлые дождики показались раем земным. Говорю же, на нас не угодишь.

Начали выбираться на прогулки по лесной дороге. Кузьку в коляску-велосипед и можно гулять. Только уж больно солнце припекало. Начали осваивать лесные дорожки, которые вбок от основной дороги. Вспомнила про одну. Проехали через заросли разной травы и оказались в шикарном зелёном тоннеле. Под ногами (и под колёсами) ровная грунтовка, местами поросшая мхом. По обе стороны осины и орешники, которые вверху смыкались. В вампирстве замечены не были, осинки нам не мешали. Кузька дирижирует в своей коляске. Кузькина мать и Кузькина бабка разговаривают. Прохладно и уютно.

Сюзанна (которая Кузькина мать и по совместительству дочка Кузькиной бабки… во намесила!) иногда ныряет в орешник и вытаскивает добычу. Грибов после дождей в лесу было много: толстенькие и аппетитные боровички, нарядные подосиновички, разноцветные сыроежки, рыженькие кокетливые лисички.

Через неделю грибы начали пропадать. Уж больно засушило всё. Земля в лесу потрескалась. В нашем «коридоре» тоже стало прижаривать. Но до обеда ещё гулять можно было. Даже с некоторым комфортом.

Идём, разговариваем. Сюзи взглядом обшаривает окрестности на предмет зазевавшегося нахального грибочка. Владимирович дирижирует. И тут – бац! Прямо возле колеса изо мха выглядывают потрескавшиеся шляпки грибочков-экстремалов. Осторожно выковыриваю, чтоб не помять. Ага! Помнёшь их, как же! По весу как камушки, по внешнему виду тоже, только ногтём ковыряются. Нюхаю. Запах странный. То ли грибы, то ли совсем не грибы или не совсем грибы. Разберись, попробуй! Сама бы не доставала их и не видела грибницу, усомнилась бы. Твердющие! Таким в лоб запустишь, шишман обеспечен. Положила аккуратно на дорожку, вытерла руки о джинсы, поехали дальше.

Метров через сорок ещё несколько таких же пятнышек торчат изо мха. Вопрос: для какой надобности нужно было и их выковыривать? Что нового можно было увидеть или узнать? Ответ: а патамушта! Опять поковыряли, понюхали. Сюзанная высказала предположение в причастности их к трюфелям, которых мы никогда в глаза не видели. Вдвоём дружно обхихикали эту идею. Что мы знали о трюфелях? Растут где-то там, в Италии и Франции в яблоневых садах. Пахнут так, что повара в обмороки падают и стоят чуть ли не на вес золота. Под впечатлением закинула эти грибочки-камушки в орешник, чтоб не болтались под ногами-колёсами и пошли дальше.

Но мысль о трюфельности находки почему-то засела прочно. Идём.
– Мам, а если всё же трюфели?
– Фигня какая. С чего?
– Ну, читала, что и в Карпатах они водятся.
– Угу, просто так под ногами они и шныряют.
Идём дальше, но чуточку помедленнее.
– Мам, ну а если? Вон, орешника вокруг много. Твёрдые.
– А запах? Ты собираешься в обмороке от такого валяться?
– Неа…
– Воот…
– А если? Ты хоть представляешь, сколько они стоят?
– Нуу… – задумчиво – много…
– Вот именно!
– Да нет, ерунда какая. Они же под землёй растут.
Но идём ещё медленнее.

И тут начинаются фантастические проекты.
– Мам, ты представь себе – ты будешь собирать, пересылать мне в Киев. Можно будет по ресторанам пристраивать. Квартиру себе купим (совсем уж мечтательно…), тебе не надо будет сутками на модерации сидеть. Давай, хоть проверим по интернету, что это?

Резкий разворот. Обратно Кузька едет с ветерком. Добрались до ямочек в земле. Я стою и веточкой комаров от ребёнка отгоняю, пока евойная мамочка-бизнесмен по подлеску шарится. Оттуда доносится приглушенное: «Ты, мать моя, совсем обалдела, состояниями по кустам пулять!» Нам с Кузькой смешно.

Высовывается растрёпанная голова: «Чего ржёте? Кузя, ты хоть знаешь, чего бабушка выкинула? Швыряет она!» Смеёмся втроём. И вспоминаем, что на дорожке осталась лежать кучка грибочков, которые можно просто подобрать. Без поисков.

***  ***  ***

Дома – носы в интернет. По всем признакам, они самые. Карпатские трюфели. Запах соответствует. Прелые листья, мокрая земля, ещё чего-то там. Мухи с жёлтыми крылышками тусили там рядышком. В Черновицкой области встречаются достаточно часто. Даже сайтик нашли, где всё это продаётся. Цены не европейские, не по весу, как золото, но тоже впечатляет. Из них делают трюфельное масло, которое ценится не меньше самого гриба. Только одна печалька – в Красной книге они.

Благодаря потеплению и появились они в Карпатах. Мы нашли белый трюфель. Запах у него не такой сильный и ценится он чуть ниже, чем классический. Растёт сразу под поверхностью. И вот те дожди, что постоянно лили две недели, как раз и вымыли их из-под листвы.

Из найденного сделали всё же масло. И потом дочка подарила его знакомым. Запах, даже если бы его усилить раз в десять-двадцать, совсем не впечатлил. Но это нас, разбалованных запахами прелых листьев и мокрой земли в натуре.

Начитались про полезности всякие трюфельные. Только навряд ли такая случайность повторится, чтоб лило, не переставая, и вымывало гриб из земли. А охотиться за ним с собачуленцией всё равно не получится. На выходе имеем килограмма три стресканных собакой трюфелей в процессе дрессировки (по цене 400 евро за 100 грамм) и собаку-наркомана, которая и мясо не ест, если оно не вымочено в трюфельном соусе.

Но воспоминания остались, вместе с фотографией.