Гюстав Флобер. Госпожа Бовари

Антон Шишкодремов
"Мадам Бовари" Флобера произведение настолько тонкое и трепетное, что его следует оценивать с позиций времени, страны и менталитетных нравов Франции. Да, классика потому таковой и называется, ибо несет собой нечто нетленное и ценное на все времена. Но в данном случае именно этот глубинный смысл, то, что хотел сказать автор, откроется только при правильной оценке его произведения.

Одиночество в браке, то, что выпало на долю Эммы Бовари, встречается часто и мы сами знаем об этом не понаслышке. Кто-то с этим мирится, толкает свой сизифов камень всю жизнь, кто-то ищет новый, кто-то мнется всю жизнь, чтобы под старость трезво содрогнуться. В провинциальной Франции 19 века от оков брака было не убежать. Кто-то находил утешение в чем-то другом, кто-то тайком нарушал условности, но Эмма объявила войну абсолютно всему. Даже в то довольно свободное время нашлись злопыхатели, которые объявили поведение Эммы абсолютно аморальным и Флобера потащили в суд.

Провинциальные радости изображены писателем наиболее достоверно. Более того, на этом поприще он преуспел гораздо больше остальных. От этих флоберовских чахлых деревьев. полуразвалившихся изгородей и ветхих домишек хочется тут же повеситься.

Прекрасно понимаешь Эмму - почему ей постоянно хотелось от всего этого бежать. Людям часто достаточно ощущения превосходства над другими. этого с достатком хватает на всю жизнь. Эмма - часть природы, она очень естественна, живет своей жизнью, поэтому так непохожа на соседей. Уже одно это так бросается в глаза, дело ведь совсем не в том, что ей от природы досталось чуть более милое личико, чем другим. Сохраниться среди мещан и провинциального уныния - это свойство личности, которая к тому же к этому не стремилась.

При этом Эмма Бовари неистова, порывиста, живет только любовью. Вернее, даже не любовью, а красотой и гармонией, а любовь - это лишь что-то оттуда. Муж в данном случае не рассматривается, он слишком мелок. Почему ребенок не стал отдушиной? Посмотрите на этих отдушин по всему миру. И самое главное - Эмма не способна на неестественность. Она живет как живет и умирает как умирает.

Флобер как-то заявил: "Эмма Бовари - это я". Он не прожил такую сумасшедшую и яркую жизнь, но оставил нам свои произведения, что гораздо лучше для нас. Для него - вряд ли.