Хлопья летели вверх

Анастасия Иванова-Романова
Посвящается человеку, научившему меня видеть больше.

«Снег в некоторых местах уже начинал подтаивать, но февраль только-только опустился лёгкой дымкой на погруженный в зиму город. Людей практически не было этим субботним вечером, и я медленным шагом брела по улице, рядом с которой иногда проезжала пара-тройка машин. Хлопья снега опускались на волосы медного цвета и практически сразу растворялись в них. Свет от торговых центров озарял всё вокруг, наполняя такой знакомый мне город чем-то совершенно неузнаваемым. Под ногами поскрипывали льдинки, а я приближалась к своей цели, которую уже видела на горизонте. Меня не было здесь практически пять лет, но я до сих пор чувствовала неразрывную связь между собой и этими родными душе местами.

Дойдя до узорчатого забора, я свернула в проход между высокими столбами и зашла во внутрь парка. Деревья по обе стороны всё также гулко шумели под дуновением ветра, как будто здороваясь со мной. Я пошла в левую сторону, чтобы обойти круг, погружаясь в такие далёкие воспоминания. Старые деревянные лавочки с потрескавшейся синей краской, неработающий уже много лет фонтан мраморного цвета и высокое здание, напоминающее дворец, с протыкающими небо колоннами – ничто совершенно не изменилось с моего последнего дня здесь. Наверное, мы снова и снова возвращаемся в старые места и былые чувства ровно потому, почему перечитываем книги. Мы ищем комфорт, что-то знакомое, тёплое, хоть и знаем, как всё в итоге закончилось. Но иногда единственное, что делает это частью наших жизней, – то, что мы продолжаем думать об этом. Время идёт, и мы не в силах изменить его, поэтому оно меняет нас…

Стояла осень. Листья облетали с деревьев, погружая город в таинственную красоту. Тогда мне было семнадцать и совсем не знала, что делать со своей жизнью. Вечерами, когда я заканчивала рисовать в студии, было достаточно холодно, поэтому я всегда спешила дойти до дома скорее. Укутавшись в шарф, я спустилась по крутой лестнице, пытаясь не оступиться. Из-за моей неловкости довольно часто я падала на ровном месте, получая ушибы или растяжения связок. Преодолев последнюю ступеньку с огромной папкой в руках, я направилась к выходу, как вдруг что-то сзади резко толкнуло меня вперёд. Я пошатнулась от неожиданности, выпустив из рук рисунки, которые сначала ударились о край бордюра, а потом разлетелись по наполненному листьями асфальту.

– Простите, пожалуйста, – услышала я тоненький голосок, оборачиваясь. – Я сейчас всё соберу.

В следующую секунду я увидела, как маленькая фигурка девочки ринулась вперёд. Я, пытаясь осознать произошедшее, медленно направилась к ней, пока она собирала с земли содержимое чёрной папки. На вид девочке было лет десять. Тёмные каштановые волосы ниже плеч спадали на лицо, пока она, сидя на корточках, поднимала рисунки. Красное пальто и бардовые сапожки делали её издалека немного старше, но, когда девочка закончила и повернулась, я увидела её полное детской безмятежности лицо. Маленький носик, длинные ресницы и ярко-изумрудные глаза делали её совсем ребёнком. Она подошла ко мне:

– Всё! И даже ничего не испачкалось. Я правда-правда не хотела… Я бежала быстро и не увидела. Простите, – девочка протянула мне рисунки, опустив взгляд.

– Да ничего страшного. Главное, что все живы и здоровы остались. Ты-то в порядке? – я почему-то совершенно не могла сердиться. Взгляд этого маленького ростом существа переворачивал что-то внутри, заставляя чувствовать себя как-то неловко. Как будто бы эти зелёные глаза знали абсолютно всё обо мне, и в этом взгляде читалось что-то особенное. Наверное, это сложно объяснить, но я видела перед собой одновременно и взрослого человека, и ребёнка.

– Да, всё хорошо, – девочка задумалась, а через мгновение продолжила, – Вы очень красиво рисуете. У Вас лисички хорошо получились.

– Как тебя зовут? – спросила я, пытаясь в это же время найти нужный листок в папке.

– Надя, а Вас?

– Меня зовут Даша. Надя, хочешь, я подарю тебе этот рисунок с лисичками? – с улыбкой произнесла я.

– Правда? – изумрудные глазки девочки засияли, но она всё также
 
нерешительно опускала взгляд на асфальт. Я протянула ей нужный рисунок. Надя начала тщательно рассматривать его, а её лицо приобрело смешную серьёзность.

– Спасибо. Знаете, а они чем-то на Вас похожи. Такие же рыженькие, – Надя задумчиво улыбалась, а в глазах у неё пробегали маленькие искорки. Дети… Они такие наивные, маленькие, ещё не оступившиеся и не упавшие в жизненные трудности. Такие искренние, счастливые и настоящие без привычных людям лести, лжи и притворства.

– Не за что. А мне нужно идти домой и, я думаю, тебе тоже. Где твои родители?

– Родители… – Надя задумалась и посмотрела куда-то в сторону. – Они в соседнем магазине меня ждут. До свидания! – с этими словами она очень быстро развернулась и вприпрыжку поскакала к выходу из парка. На секунду Надя остановилась и обернулась, помахав мне рукой, а потом как будто растворилась в воздухе. Может быть, я просто не увидела её из-за высоких деревьев по краям парка, но после весь вечер я не могла выкинуть девочку из головы…

Той осенью мы стали иногда встречаться. Сначала случайно сталкивались в парке, а после частенько договаривались о встрече. Всегда, когда я подходила к парку или спускалась из студии, Надя уже бегала по дорожкам, поднимая за собой листву. Я поняла, что случайностей не бывает. Что бы ни происходило, это точно кому-нибудь нужно. Мы не всегда видим причину, но мы можем верить в то, что она есть. Мы стали друзьями. Она называла меня лисёнком из-за цвета волос, а я её – ангелом, потому что она была такой доброй, такой искренней и волшебной девочкой, которая любила весь мир. Я не встречала таких людей.

Наверное, сложно представить дружбу между семнадцатилетним подростком и десятилетним ребёнком, но Надя была очень мудрой и взрослой не по годам. В таком юном возрасте она уже изучала несколько языков, одним из которых был латинский, и очень часто, во время наших прогулок, она произносила крылатые фразы, сразу переводя мне их. Но я никогда не видела Надиных родителей. На все мои вопросы девочка отвечала, что они из окна соседнего дома наблюдают за ней, и после этого уходила от темы. Однажды я застала, как её встречала бабушка после прогулки, и что-то внутри меня успокоилось…

С наступлением зимы мы встречались реже. У меня началась подготовка к экзаменам, но раз в неделю, выходя из студии, я знала, что Надя обязательно будет бегать в парке, смотря на снежинки, или лепить огромного снеговика. Иногда я останавливалась на лестнице и просто смотрела на неё, каждый раз не переставая удивляться. Это был неземной ребёнок. За несколько дней до Нового года мы встретились в нашем тайном месте, которым называлось небольшое каменное здание в парке. Я была немного погружена в себя, но пыталась не показать этого. Надя долго удивлённо смотрела на меня, а потом спросила:

– Даш, что-нибудь случилось? Ты какая-то грустная сегодня, – тихо произнесла она.

– Экзамены скоро, Надь. Тебе это сейчас трудно понять будет. Мне через полгода поступать в институт, а страшно. Вдруг не получиться? Вдруг это не то, чем я должна заниматься по жизни? Многие говорят мне идти в художественное, а я не хочу, понимаешь? Я психологом мечтаю стать и работать с детьми. А вдруг это не моё? – я не стала лукавить. Большинству выпускников тяжело сделать выбор, который определит их будущее. Одним из таких оказалась я…

– Даш, – тихо начала Надя, – наверное, мне сложно это понять, но я точно знаю одно: нужно поступать так, как велит сердце. Нормально ошибаться и нормально – начинать сначала. Не бойся действовать, не бойся идти вперёд, потому что потом ты будешь жалеть о не сделанном. У тебя всё ещё есть время стать тем, кем ты хочешь. Semper – значит «всегда». Помни, почему ты начала двигаться, и у тебя всегда будет шанс начать заново. Не оставайся там, где пусто, иди туда, где ты будешь чувствовать свою причастность к миру…

В тот день я увидела Надю другой: взрослой, прямолинейной и понимающей больше, чем я думала. Перед тем, как разойтись, я подарила ей портрет, где она в руках держит маленького лиса.

– Спасибо, лисёнок. А у меня тоже есть для тебя подарок, – Надя полезла в
 
свой маленький портфельчик и что-то зажала в руке. – Держи, – она протянула мне небольшую фигурку ангела, – пусть он указывает тебе правильное направление в твоём жизненном пути…

Наступил тёплый и цветущий май. Солнце играло своими лучами на лицах прохожих, вызывая у них невольные улыбки. Весь мир наполнялся жизнью, казавшись по-настоящему счастливым и пробудившимся от холодной погоды. Надя играла в мячик, когда я подошла к ней.

– Держи, Даш, – крикнула она, пнув его ногой. Я положила вещи на синюю лавочку, и мы начали кидать ярко-голубой мяч друг другу.

– А так поймаешь? – я подкинула мяч вверх и ударила его ногой. Он отскочил и взлетел так высоко, что на мгновение слился с облаками и исчез из виду. Перелетев забор, мяч упал у проезжей части и покатился в сторону.

– Я принесу! – крикнула Надя и ринулась к выходу из парка. Моё сердце тревожно заколотилось, будто хотело вырваться наружу, и я побежала за ней. Было пусто, когда Надя выскочила на дорогу, но она замешкалась на месте. Загорелся красный, поток машин начал стремительно приближаться к этому месту. Я выбежала на дорогу и толкнула Надю вперёд, к тротуару. Внезапно раздался свист колёс, удар, тишина и полная темнота…

Я дошла до каменного здания на другой стороне парка. Хлопья снега легко опускались на землю, блестя под светом призрачных фонарей и сменяя друг друга. В своих мыслях я остановилась около одной из лавочек и посмотрела вверх, пытаясь найти что-то, понятное только мне. Мысли подобны поездам: проносясь по тёмным тоннелям разума, всегда возвращаются обратно. Как бы быстро они не мчались, как бы далеко не уезжали, рано или поздно они прибывают в точку, с которой начали. Мои мысли вернулись – я думала о Наде.

В том мае я очнулась в больнице, практически ничего не помня. Врачи рассказывали мне, что я просто кинулась под колёса автомобиля, а когда я говорила о Наде, разводили руками. Водитель сбившей меня машины утверждал, что на дороге и около неё больше никого не было. Я пыталась доказать обратное, а потом поняла бесполезность этой идеи.

Было сложно восстановиться, но я выписалась и сдала экзамены, поступив после этого в Петербургский университет по психолого-педагогическому направлению. Все эти годы я не могла забыть о той девочке, которая, возможно, никогда не существовала для остальных, но была реальной для меня. Надя научила меня многому, и я не забуду советы, которые она мне давала. Благодаря ей я не сдалась и начала делать то, к чему лежала душа.

Я подошла к каменному зданию, которое когда-то было нашим тайным местом. Обшарпанные стены, граффити и какие-то надписи заполняли практически все уголки пристройки, но только одна фраза привлекла моё внимание. Я подошла поближе и прочла: «Semper meminisse praeterita, sed tamen non obliviscar ut in posterum». Достав из кармана телефон, я перевела фразу, которая почему-то казалась мне знакомой: «Всегда помни прошлое, но никогда не забывай, что в будущем». Вдруг за спиной я услышала хруст и обернулась. Передо мной стояла женщина лет сорока с тёмными волосами и изумрудными глазами. Она улыбалась, смотря на меня, и в её улыбке я узнала знакомого мне ребёнка. Женщина кивнула головой и в этот момент хлопья снега полетели вверх, как будто отматывая время назад. Надя, маленькая Надя, бежала по сугробам, громко смеясь и подкидывая снег вверх. Она остановилась у выхода из парка, как много лет назад, улыбнулась и помахала мне рукой. Я помахала ей в ответ…»

Нельзя терять надежду. Из каждой трудной ситуации есть выход, просто иногда мы его не видим. Мне двадцать пять, я работаю психологом в том здании, где когда-то рисовала лисят, и часто рассказываю сказку о «Девочке и Надежде» детям на занятиях. Меня иногда спрашивают, реальна ли эта история, произошедшая кода-то со мной. Я смотрю на полку, где стоит фигурка маленького ангела, улыбаюсь и ничего не отвечаю. Когда мне было семнадцать, врачи не стали говорить мне о произошедшем на дороге из-за моего тяжёлого состояния. Надя погибла, а я чудом осталась жива, отделавшись сотрясениям, ушибами и переломом руки. Я узнала через год. Наверное, всё происходит так, как должно, но мы обязаны помнить самое главное. И я помню, ведь у меня на ноге есть вечное и нестираемое воспоминание: недавно я сделала татуировку со словом «Semper».

«Semper» значит «Всегда».