Религия и власть

Юрий Масуренков
               

                Бытует выражение: «всякая власть от Бога». Попытаемся проверить истинность этого утверждения в Священных Писаниях (Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, Изд. «Жизнь с Богом»,Bruxelles, 1964). Из всех избранных Христом для пропаганды своего учения Апостолов лишь шесть оставили известные и доступные нам записи о интересующей нас проблеме взаимоотношения Божественной и человеческой власти. Появлялись эти  документы в такой хронологической последовательности:
42.г. – Евангелие от Матвея. Апостол, спутник и свидетель жизни Христа.
57г. – Первое Послание Павла к Коринфянам. Апостол. Христа не видел.
57г. - Второе Послание Павла к Коринфяна .
57-58гг. – Послание Павла к Римлянам.
61-63гг. – Евангелие от Луки. Апостол, из язычников. ученик Павла, Христа видел.
61-63гг. – Деяния святых Апостолов от Луки.
62-63гг. – Евангелие от Марка, в христианство обращён  Апостолом Петром. Апостол. Христа не видел.
62-63гг. - Послание Павла из уз: к Колоссянам и Ефесянам.
63-64гг. – Первое соборное Послание Петра. Апостол.  Спутник и свидетель жизни Христа.
64-65гг. – Первое Послание Павла к Титу.
66-67гг. – Второе соборное Послание Петра.
ок.90-100гг.- Евангелие от Иоанна. Апостол, спутник и свидетель жизни Христа, его  любимый ученик, Иисус ему поручил попечение о своей матери, он чудом спасся от смерти при попытке сварить его в кипящем масле, умер своей смертью в 104г. н. э. более, чем столетним старцем.
            Вот что содержится по этой проблеме в четырёх Евангелиях, где интересующие нас высказывания приписываются евангелистами Христу. В 24-х  упоминаниях слова «власть», употреблённое, якобы,  Иисусом Христом или применённое Им , речь шла только о Божьей власти в связи с Его  добрыми делами и лишь в одном случае упоминается власть, которая может трактоваться и как кесарева и как Божеская. Приведём для примера подряд несколько  цитат речений Христа из Евангелий (в скобках здесь и далее ссылки на источник по принятым в Евангелии сокращениям):
«Он учил их как власть имеющий, а не как книжник и фарисей» (Мф. 7:29).
«Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф.9:6;Мк.2:15;Лк.5:24).
«Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую   
болезнь и всякую немощь» (Мф.10:1;Мк.3:15;Лк.9:1) .
«дана Мне всякая власть на небе и на земле...идите, научите все    народы...соблюдать всё, что  Я повелел вам...» (Мф.28:18).
«слова Его были со властью» (Лк.4:32).
«Он со властью и силою повелевает нечистым духом» (Лк.4:36).
«даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк.10:19).
«Когда же приведут вас ...к властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить; ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк.12:11).
«И дал Ему  власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий»   
(Ин.5:27).
            
             В перечисленных примерах, как и во всех остальных случаях упоминания слова «власть», относящихся к высказываниям, якобы, самого Иисуса Христа, и  применения Им этой власти, полностью отсутствует тема власти земного начальства над подчинёнными – только Божеская власть во имя совершения добрых дел и наказания зла от совершающих греховные поступки или от, якобы, нечистых духов.
             Для окончательного прояснения этого вопроса обратимся к самой главной христианской молитве, произнесённой уж точно самим Иисусом Христом, Сыном Божьим, и рекомендованной Им всему человечеству, - к "Отче наш" (Мф. 6: 9-13). Тут ошибок и иносказаний быть не может. Вот что Он сказал про интересующую нас проблему: "Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе...И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь."
В этих словах содержится следующее реальное обстоятельство: Царствие Божие существует только на небе и мы просим, чтобы Оно ("Царствие Твое")пришло
 и к нам , воля Господняя простирается только на небеса и мы просим, чтобы Она была и на земле, на которой мы сами не можем избавиться от лукавого и потому просим избавить нас от него, так как он господствует здесь над нами. Мы просим Тебя не вводить нас в искушение, чтобы мы твёрдо знали, что оно исходить только от лукавого и просим воцариться Тебе на земле потому, что Ты обладаешь небесным Царством и силой вечно. Таким образом, Сын Божий, будучи и Сам Богом, констатирует невмешательство Бога в земные дела, где господствует лукавый. И это господство нечистой силы столь велико, что она смогла подступиться даже к Божьему Сыну и пытаться искусить Его, от чего Он спасся только благодаря Своей Божественной Сущности (Мф.4: 1-11).
            И, таким образом, у нас есть все основания полагать, что слова «всякая власть от Бога» в поддержку власти либо кесаревой, царской, либо чиновничьей и всякого другого начальства над человеком в системе государственного устройства Иисусом Христом не произносились. Из чего можно заключить, что эта свора мирских властителей обладает властью не по воле Божьей, а по своему произволу, по своей собственной воле или по воле лукавого. И связывать её с Божьей волей нет никаких оснований. По крайней мере, Священное Писание в высказываниях самого Бога и в Его действиях не содержит никаких данных в пользу этого утверждения.
 
           И лишь в Посланиях Апостолов мы находим высказывания, которые оправдывают бытующее выражение «вся власть от Бога». Так Пётр в 62/63 гг. в своём первом Послании пишет: «...будьте покорны всякому человеческому начальству… царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым... ибо такова есть воля Божия...» (1.Пётр. 2:13 – 15). Не менее категорически и однозначно высказался об этом в 58г. особенно велеречивый в этом смысле Павел: «...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).
            И далее находим у Павла в более поздних  высказываниях разные суждения  на эту тему.
            В 62/63гг.: «Он воздействовал во Христе... и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени... и всё покорил под ноги Его,  и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело  Его, полнота Исполняющего всё во всём» (Еф. 1:20-21). - Здесь Бог Отец возлагает на Христа власть решительно над всем, в том числе и над властью мирской, но это вовсе не свидетельствует, что она, эта мирская власть, от Бога. 
            «...дабы ныне содеялась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:9-10). - Это рекомендация  Церкви оповещать мирское  начальство о  Божьих заповедях.
             «...наша брань…  против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6: 12). - Негодование Божеской Церкви обращено и на всякого рода земных начальников, совершающих зло.
            «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое; престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - всё Им и для Него создано» (Кол.1: 16). - А в этом тезисе Апостол решительно утверждает, что и всякая власть тоже, как и всё остальное, от Бога. Причём речь, похоже, идёт не о Боге Отце, а о Боге Сыне. Он  ничего не оставляет для свободной деятельности человека, который получил  её от Бога вместе с рождением своим, а именно и свободу совершать ошибки, грех, творить зло, самостоятельно  создавая собственную власть над другими людьми. И таким образом категорически утверждается, что мирская власть от Бога, а не от человека.
             «...и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава…всякого начальства и власти  » (Кол.2:10). - И снова Бог Сын утверждается главой земной власти, из чего, однако,  не следует, что Он её создатель, то есть, что  власть действительно от Бога.
            «Отняв силы у начальства и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2: 15).- В этом высказывании речь идёт о распятии и воскрешении Христа, в которых проявилась Господняя воля по собственному замыслу.
             В 64/65гг.; «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело...» (Тит. 3:1). - Это высказывание не всеобъемлюще, так как требование повиноваться властям в реальности приводит не только к добрым делам, но и  к дурным, нередко исходящим от властей и  противоречащим Божественным заповедям.
            Вот так – не более и не менее. Авторы посланий, похоже. нисколько не сомневаются в истинности провозглашаемых ими рекомендаций, зачастую противоречащих друг другу, но обязательных для каждого христианина к исполнению. И при этом они  ссылаются на самого Бога, не всегда указывая, кто имеется ввиду: Отец, Сын, Дух Святой или вся Троица. И это обстоятельство показалось нам крайне сомнительным потому, что в текстах речений, приписываемых Иисусу Христу, мы не нашли ни единого, где бы Он каким-то образом высказал что-либо подобное
             И  как же нам быть с утверждением  Апостолов Петра и Павла, явно не находящих подтверждения в  высказываниях самого Бога? Это обстоятельство заслуживает специального рассмотрения, поскольку оно породило нескончаемую цепь  сомнительных трактовок Божественного предначертания и примеров сомнительного поведения христианской церкви. Противоречие между религией и церковью проявилось здесь с достаточной очевидностью.

            Возникновение христианства происходило в обстановке ожесточённой борьбы новых религиозных принципов с традиционной еврейской религиозностью. В этой борьбе иудейский Бог Яхве, тщетно ждущий  от избранного им народа соблюдения   Божеских заветов и боготерпимости, уступает место  таинственному триединому Богу, обратившему свою любовь ко всему человечеству (Гал. 3: 26 – 29). Принеся в жертву и воскресив часть свою, Бога Сына – Иисуса Христа, Он показал всем людям путь к спасению от всемирной греховности, буквально  губящей весь род людской. И для Божественного просвещения,  проповеди и обращения сначала среди иудеев, а затем и по всем городам и весям земным отправил своих непосредственных учеников,  Апостолов новой религии – христианства. В начале их было двенадцать, и именно они были ближайшими учениками и сподвижниками Христа. Затем число их достигло многих десятков, а последователей, ставших христианами, тысячи, а потом и миллионы, и в конечном итоге миллиарды.

            Но  самый первый шаг во взаимодействии Божественной воли с земной властью, произошёл в трагическом акте передачи Иисуса Христа Понтием Пилатом  иудеям, негодующим и не понимающим сути происходящего. Пилат сказал: «...не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19:11). В качестве предателей Он имел, конечно, ввиду иудеев, отдавших Иисуса Пилату для казни и совершивших собственноручно эту  кощунственную казнь по возвращении им  Иисуса: «...проповедуем  премудрость Божию...  которой  никто из властей  века сего  не познал;  ибо если бы познал, то не распяли бы Господа » (1Кор. 2: 7 – 8).
            В словах Иисуса, цитируемых выше апостолом Иоанном, содержится некоторая двусмысленность: не ясно, идёт ли речь о кесаре, властью которого Пилат, безусловно, пользуется в Иудее и источник которой всем очевиден, или о Боге, о котором Пилат и понятия не имеет, но которого только один Иисус имеет ввиду. Поскольку Крестные муки Христа были Божественным замыслом, то надо полагать, что у Пилата  не было выбора, он был обречён Божественной властью Отца и Сына, и Святого Духа не  отправлять Иисуса на крест, и не мешать это сделать иудеям. Что и произошло,  так как  никакой вины за Иисусом сам Пилат не увидел, а сам Иисус назвал ему  главных виновников.  Так что, скорее всего, в своём ответе Пилату Иисус  имел ввиду власть Божественную (это была в том числе и Его собственная воля!), а не кесареву. 
             Но это, вероятно,  был единственный пример  употребления Божественной власти к кесареву чиновнику для не совершения  последним зла над самим Богом в образе и плоти невинного  человека. И здесь мы видим, что Власть Бога простирается на власть мирскую для удержания её от богопротивного поступка, и то лишь в исключительном случае.
            Между тем не только иудаизм и его сторонники стали лютыми врагами возникшего христианства, ещё более яростное преследование пришлось пережить новой религии и со стороны власти самой Римской империи. Это не могло не произойти потому, что сущность христианства и сущность рабовладельческого и языческого Рима были взаимоисключающими. А, как мы знаем, Господь Бог предоставил созданному Им человеку свободу воли, в том числе и свободу совершать ошибки и зло, так как  только этим даётся возможность самостоятельного выбора своей судьбы и своего совершенствования. Иначе человек был бы превращён в безвольную куклу, ведомую извне и лишённую счастья ощущать свободу и радость от избрания им самим верного пути в своей жизни.

            Римская империя в это время приближалась к пику своего расцвета: более 60 миллионов жителей разных национальностей, разных государств и вероисповеданий  были под её властью вокруг всего Средиземного моря и на значительных территориях Европы и Азии. Основной язык – латынь, второй, но элитарный для избранных, знати и просвещенных,  греческий и множество других местных языков. Успешно действующая экономика и торговля, чёткое структурирование общества, опирающееся не только на рабовладение, но и на  свободное функционирование сельскохозяйственного и ремесленного производства и на военную и государственную деятельность аристократии. Отлично организованная армия, блестящая архитектура, другие искусства. И при всём при этом поразительная общественная бездуховность, концентрирование всех интересов и стремлений  вокруг материального, жёсткость и грубость нравов, неравенство во всём, насилие над личностью. Презрение, ненависть, высокомерие, нравственное растление и извращённость.
           В этом обществе почти уж совсем не было места истинным человеческим ценностям.  Достаточно познакомиться с литературной классикой того времени, «Метаморфозами» Апулея, чтобы увидеть и оценить всю неприглядную сущность духовного состояния общества и понять, что этому растлению необходимо было противопоставить нечто здоровое и перспективное. Именно в это время следовало появиться такому духовному явлению как христианство с его чёткими и однозначными моральными принципами, с его любовью к человеку, независимо от его национальной принадлежности, социального положения или индивидуальных особенностей.
            И в глубокой римской провинции среди самых низов человеческого общества является вдруг  странный небывалый человек  с проповедью самых простых,  самых понятных и самых желанных решительно почти всем людям добродетелей: не убивай, не кради, не обманывай,  не твори зло. будь смиренным и доброжелательным не прелюбодействуй, люби ближнего, как самого себя, и так далее. Рекомендуемое возвращение к этим знакомым людям ценностям таинственный проповедник сопровождал не только конкретными добродетельными актами, но и чудесными  примерами исцеления болеющих и возвращения к жизни умерших. И вокруг него появились ученики, и число последователей стало расти с пугающей неверующих быстротой. Это был Сын Божий. Иисус Христос. Начал Он свою проповедь в 27(33) году новой эры, а в 30 (36 )году был распят на кресте. 

            Ученики и последователи Его распространились по всей Римской империи и стали лютыми врагами для  её властей . Это произошло потому, что, как уже сказано выше,  сущности  христианства и Римской идеологии были взаимоисключающими. Об этом сказано и в энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Христианство являлось  полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни... Всё языческое общество с особым усердием помогало выполнять кары закона над теми, которых они считали врагами общества и даже обвиняли в ненависти ко всему человеческому роду».   
            В этом трагическом противостоянии уже к середине первого века стало понятным, что оно смертельно опасно именно для христиан – слишком уж неравные силы были у малочисленных групп христиан (их называли сектами) среди  многомиллионного моря язычников, ведомых государственной властью с армиями легионеров. Да и методы борьбы были принципиально несопоставимы: с одной стороны – проповедь, с другой – физическое уничтожение с адскими предсмертными муками. Вот что содержится в Новом Завете о высказывании  Иисуса Христа своим ученикам и последователям по этой проблеме: «Вас будут  предавать в судилища и бить   в синагогах, а перед правителями и царями поставят вас за Меня... И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк.13: 9 -13). Вообще в Новом Завете «правители и цари» представлены в истинном, крайне непривлекательном  свете. Это, в частности, Ирод Антипа, убивший пророка Иоанна Крестителя.
            Наверное, самое глубокое и мудрое было сказано Иисусом Христом о предстоящем отношении  между Его учением, то есть, религией  и мирской властью в беседе с фарисеями, спросившими Его, надо ли  платить подати кесарю: «Иисус попросил их принести Ему динарий. Они принесли. Тогда Он говорит им: чьё это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесарево. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божее Богу» (Мк. 12.:13 – 17).  Надо полагать, что эта, ставшая классической, фраза означала принципиально разные сферы и предназначения Божеской и земной властей. Первая исходит от Бога и несёт людям только добро и любовь, вторая, рукотворная, людская, часто ошибающаяся, греховная и способная на зло.
            И именно в это время, спустя  какие-нибудь три с небольшим десятка лет,  когда начались гонения на христиан на государственном уровне (в Риме),  и появляются вышеприведённые высказывания святых Апостолов Петра и Павла, содержание которых, по моему мнению,  противоречат  духу  и букве христианства.  Что мы знаем об  этих Апостолах?
             Апостол Пётр один из двенадцати и один из самых любимых Христом. Выходец из бедных и незнатных. И отец его, и он сам  рыбаки, ловившие рыбу в Геннисаретском озере. Этим и обеспечивали свою жизнь. При  рождении  был назван Симоном, но Иисус  нарёк его Петром (по гречески – камень) за твёрдость, хотя он трижды предавал Христа и трижды каялся. Между тем, он первым признал в Христе Сына Божьего. По характеру очень лабилен, чувствителен, страстен. Блестящий проповедник, получивший от Учителя часть  чудесных качеств: ходил по воде, исцелял  больных, воскрешал умерших. В нём  ярко сочетались земные страсти и божественная духовность Часто возражал Христу, заботясь о Его человеческой сущности, пытаясь уберечь от страданий и Крестного пути. По воскресении Христос явился  к Петру, первому из всех его учеников. Так что можно предполагать, что Пётр из всех Апостолов был одним из наиболее осведомлённых о  своём Учителе людей, хотя, вероятно, не самым образованным и изощрённым в  писательстве.
            По окончании Христом своей проповеднической миссии   Пётр, как и все остальные апостолы,  обратился к продолжению завещанной Иисусом  деятельности – нести слово Божие в народ. Ему выпала сначала иудейская среда, и лишь в конце своей жизни он перебрался в Рим, где стал главой Римской церкви и первым Папой. Там Петру и пришлось вплотную соприкоснуться с тяжкими условиями  жизни и деятельности новообращённых христиан. Будучи очень чувствительным к физическим страданиям, которых и сам страшился и от которых пытался уберечь Христа, он перенёс это свое качество  бояться и беречь от страданий и на всех своих сподвижников в Боге. Потому, думаю, и появились такие рекомендации для них: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству...царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым...ибо такова есть воля Божия. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Пётр.2: 13 – 19). Здесь, правда, совсем нет утверждения  того, что мирская власть от Бога, здесь содержится лишь забота о том, чтобы протестом, возмущением или восстанием не вызывать гнев власти и неизбежные при неповиновении страдания – лучше избегать  их покорностью. Правда, не указаны пределы этой покорности. Разве можно считать покорностью проповедь ненавистного  власти христианства? И следует ли ради покорности властям отказаться от проповеди слова Божьего?  Так что и в таком суждении  и рекомендации Петра уже содержалась двусмысленность, покушающаяся  на  «святая святых» христианской религии, то есть   фактический отказ от её распространения.
           Вот такой противоречивой личностью был первый Христов Апостол Пётр. Сам, конечно, он не изменил завету проповедничества, и в 67 году н.э. был распят по приказу Нерона на кресте, но по своей личной  просьбе вниз головой, чтобы не совершить кощунственное поползновение на подобие своей и Христовой кончины.

            Апостол Павел во многом был противоположностью Петру. Родился и проживал вне Израиля в богатой еврейской семье, имеющей римское гражданство – редкое и очень почётное право для иудеев. Получил блестящее образование, знал много языков. По  молодости был активным религиозным деятелем фарисейского толка, преследовавшим христиан. В 36 г. был сокрушён внезапной  грозой и ослеплён молнией (как считается –Святым Духом). При этом услышал обращённые к нему слова укоризны за преследование христиан, якобы исходящие от уже казнённого и воскресшего Христа, который велел ему стать Его Апостолом. Этим актом Павел  был принят в христианство, прозрел и стал вторым после Петра  Апостолом Христа, несмотря на то, что никогда лично не общался и даже не видел Христа.. Ему выпало быть по знанию им многих языков проповедником среди язычников («вверено благовестие для необрезанных»). Много путешествовал почти по всей Римской империи. В 58 г. им было написано Послание к Римлянам, в котором сказано:
            «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от него, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому  надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:1 – 7). 
            В этом поучении высказывается положение, находящееся в вопиющем противоречии с реальной действительностью, будто мирская власть от царя ли, кесаря или других государственных чиновников «носит меч» только против зла, являясь защитником добрых дел. – так, мол, установлено Богом.  И таким образом злом становится  христианство, сопротивляющееся  якобы добродетельной власти царей и чиновников. Абсурд. Как это могло произойти? Ведь сам Павел по такому его собственному высказыванию  становится злодеем, справедливо казнённым «добродетельным» мечём кесаря. В 67 г ему отрубили голову (римских граждан можно было казнить только таким почётным способом!) по приказу обидевшегося Нерона за обращение в христианство двух его наложниц.
            Исследователи этого печального обстоятельства для оправдания  Апостола со столь неудачным высказыванием ссылаются на погрешности перевода, якобы грубо исказившего текст. Всякие попытки исправить  текст относятся  только  к части его, касающейся «власти от Бога». Но остальная часть цитаты с рекомендациями и рассуждениями о подчинении властям и их добродетельной роли, как мне кажется, делают весь труд по «исправлению» текста бессмысленным. Именно в таком виде, как она изложена в Новом Завете и как мы привыкли к ней, она и представляет целостное и логически  оправданное  умозаключение, не вызывающее никакого сомнения, что именно это самое и хотел сказать великий  Апостол Христа. Весь вопрос состоит только в том, зачем и почему он сказал это.

            Можно предполагать, что, как и Пётр, Павел хотел уберечь от преследований и казнений своих единоверцев. Но в отличие от Петра Павел пошёл много дальше, он этим заявлением обратился и к самой власти, приняв её в число союзников и сторонников Христа, якобы Христом и назначенных на  это благородное дело совершать добро, бороться со злом с помощью меча. Не правда ли, это изумительно ловкий и мудрый ход, который сразу же при соответствующей положительной реакции власти был способен полностью прекратить насилие над христианами и их бессмысленное  искоренение. Однако, как это ни парадоксально,  именно после  опубликования этого и подобных ему посланий Петра и Павла в Риме преследования христиан не прекратились, а продолжились с новой небывалой ранее силой и жестокостью. В течение столетий продолжалось гонение на последователей Христа от воинствующей и злобной к ним власти. Но поразительное упорство, настойчивость и  необоримый рост популярности и численности христиан преодолели это сопротивление государства, теперь уже непонятное  бессмысленное и крайне  невыгодное самому государству.
            Власти потребовалось около  трехсот лет, чтобы воспринять эту мудрость, примириться с христианством и сделать его даже государственной религией. В 313 г.н. э. император Константин официально объявил о даровании христианству свободы вероисповедания, а  в 324 г н.э. христианство было признано государственной религией. И тем самым государство обрело моральное право действовать от имени Бога, которому  уже поклонялось почти всё население Римской империи. Между властью и церковью возник союз, выгодный и полезный обеим сторонам, но противоречащий содержанию религии. В таком состоянии мира эти две человеческие структуры сосуществуют уже более 1695 лет. Как следует оценить этот союз, положительно или отрицательно? Что он принёс христианской части человечества, благоденствие или одни несчастья? Наверное, оценка будет зависеть от избранной нами системы координат, в которых мы попытаемся это сделать.
            Если речь пойдёт о количестве христиан, хотя бы формальном, то  2,5 миллиарда людей, считающих себя христианами, потребуют положительной оценки. Если за основу взять не формальное признание людьми себя христианами, а следование ими хотя бы некоторым христианским нормам поведения, то в положительной оценке можно сильно усомниться, если вообще признать её таковой. А если стоять на позиции истинной христианской религиозности, не считающей мирскую власть «от Бога», какой бы она ни была, автократической или демократической, то это историческое и современное взаимоотношение церкви и власти должно оценивать только отрицательно. Потому что оно лживо и растлевает, а не воспитывает нравственного человека.

           Итак, формула «власть от Бога» Богу не принадлежит. Это скорее всего не  ошибка перевода, а личное утверждение христианского писателя. Вообще это утверждение логически и содержательно из христианских постулатов не вытекает. Более того, оно противоречит им. Потому что мирская власть, будучи человеческим творением и находясь в полном соответствии с основополагающим христианским принципом свободы воли человека, обязательно предполагает совершение  им не только добрых дел, соответствующих моральным заповедям Бога, но дел ошибочных, греховных и злых. Следовательно, обожествление всякой власти не только не соответствует христианской религии, но прямо и однозначно отрицает  её. Мирская власть это порождение человеческой деятельности, как и все деяния человека. Критерием власти от Бога могло бы быть только абсолютное следование этой власти всем христианским моральным заповедям. А таких властей в истории человечества ещё не существовало. И едва ли когда-нибудь способно возникнуть. Как каждый человек греховен,  так же и каждое его общественное создание, в том числе любая властная структура, состоящая из греховных людей, неизбежно и неотвратимо греховна.
            Настойчивая же рекомендация Петра и Павла   не сопротивляться властям и подчиняться их требованиям это несомненная позиция рекомендателей только для   своей паствы из жалости к ней, но отнюдь не рекомендация самим себе, так как они сами, занимаясь проповедью христианства,  действовали вопреки требованиям властей. И сегодня пригреваемая государственной властью церковь отвечает ей не беспощадной проповедью моральных принципов и требованиями соответствовать им в своём поведении и законодательстве, а убаюкивает и себя и власть антихристианским лозунгом «всякая  власть от Бога».
            Все Апостолы Христа, кроме Иоанна, мученически закончили своё земное существование либо распятием на кресте, либо отсечением головы, либо заколотые копьями или побитые камнями и т. д.  Это поразительно, что только Иоанну посчастливилось жить так долго. Он скончался в 104 г. н. э., прожив более ста лет. По его же записям, это произошло по предсказанию самого Иисуса после  Его распятия и воскресения. Об этом написано в Евангелии от Иоанна, где Иисус, явившись к ученикам,  в беседе с Петром намекнул ему, что он повторит судьбу самого Иисуса, а Иоанн не умрёт, пока Иисус ни явится ему» (Ин. 21:18 - 23).
           История с кончиной трёх любимых учеников Христа и их ролью в распространении христианского учения наводит на мысль о  вероятном наличии здесь  глубокой  связи. Так одновременный и одинаково насильственный уход из земной жизни Петра и Павла (12 июля 67 г. н.э.) совпадает с одинаковой неточностью в передаче ими людям Божеского послания, а дарованная  Иоанну большая жизнь с естественной кончиной его вполне логично соответствует, вероятно, наиболее  точному изложению им сути Божественного учения. 
           Между прочим, этим конкретным актом и судьбою всех Апостолов и самого Христа подтверждается версия, согласно которой Божеская власть едва ли  распространялась на действия человеческих властей за исключением двух случаев: не мешать евреям распять Христа и не предавать смерти Апостола Иоанна.
           Так что земная человеческая власть никоим образом не является орудием власти Божественной, она всецело функционирует по своей воле, которая по Божьему установлению обладает свободой совершать ошибки, добрые и злые поступки, как и каждая человеческая личность. Все библейские, как, впрочем, и исторические свидетельства не дают никаких оснований для порочного тезиса «всякая власть от Бога». От Бога только Божеская власть, несущая  людям благо, всякая иная несёт обычно и зло. И с этим злом следует бороться Церкви Христовой в соответствии с духом и буквой Православия – всеми видами проповеди: с церковного амвона, со всех видов СМИ  и с площадей.
                16 марта 2019г., Обираловка

            

         Ответ  Евгению Афанасьеву на критику статьи в Фейсбуке

Благодарю Вас, Евгений, за попытку разъяснить своё понимание и толкование библейских текстов. Однако, должен сказать, что я не увидел правоты в Ваших оценках моей статьи (Религия и власть): там и в части фактических данных, и в объяснении библейских текстов допущено искажение её содержания. Вижу в этом не только Вашу неготовность воспринимать критику общепринятых представлений, но и свою вину в том, что вероятно, не смог, достаточно просто и убедительно изложить сложный материал. Попытаюсь ещё раз предельно кратко и ясно сделать это.
1/ Иисус Христос, судя по текстам, написанным его учениками, не употреблял такого выражения как "всякая власть от Бога". Смысл Божеской власти состоит только в проповеди людям любви и добра и не содержит стремления наказывать их за грехи в земной жизни. То есть пользоваться услугами земной власти в качестве палачей. поручая ей наказание грешников. По своей низости это было бы просто несовместимо с величием, премудростью и святостью Бога.
2/ Из всех апостолов только два и никто более позволили себе утверждение, что всякая власть от Бога, и поэтому ей необходимо подчиняться. Ими не поясняется, что мирская (светская) власть может быть греховной, она рассматривается ими только как носитель добра, вооружённый  для наказания грешников "карающим мечом".
 3/Сущность христианства, ставшая нам известной по текстам апостолов в Евангелиях, апостольских посланиях и по  некоторым сведениям из Ветхого Завета, состоит в предоставлении грешным людям свободы выбора, пользуясь которой человек. независимо от его национальности, принадлежности к какой-то стране или социальному  и материальному положению неизбежно совершает и греховные поступки. Это относится ко всем людям, в том числе и к обладающим мирской властью, и даже к апостолам. И ко всем людским  структурам и организациям. Для руководства к действию и ограничения нашей  греховности Господь даровал нам Божественные заповеди. А  Божий суд и наказание или вознаграждение, по мере их исполнения, последуют  в загробной жизни.
 4/Вопиющим исключением из всего этого являются вышеназванные апостольские формулы взаимоотношения Божеской и мирской властей. Поэтому их следует воспринимать как апостольскую самодеятельность, не имеющую отношения к фундаментальным установкам Господа Бога нашего, Божеским заповедям и рекомендациям. Иначе нам бы пришлось, к примеру, подчиниться фашистской власти и не брать на себя величайший грех её уничтожения. Ведь они действовали именно по этим установкам наших греховных апостолов: у их "карающего меча" - вермахта, на металлических  бляхах солдатских ремней значилось: God mit uns (Бог с нами). Но мы-то знаем, что с ними Бога не было, иначе мы их не победили бы. А Вы?
 И ещё пример. Все человеческие войны, а история людей, по существу, из войн и состоит, затеиваются и ведутся по инициативе властей в воюющих государствах. Если эти власти от Бога, то все человеческие войны велись и ведутся как войны Бога с самим собой. Зачем это ему нужно, как Вы объясняете себе это обстоятельство с позиций апостолов Петра и Павла?
Полезно было бы поразмыщлять Вам и о том, зачем коммунистическая атеистическая власть (она ведь тоже одна из всяких других светских властей!), будучи якобы тоже от Бога, уничтожала тело Христово – Русскую Православную Церковь. И таких примеров – тьма и тьма. Уверен, что перед Вами стоит даже не трудная, а просто невыполнимая задача примирения христианской религии и реальной действительности с греховным высказыванием наших высокочтимых апостолов Петра и Павла, погрязших и в других грехах (надеюсь, Вам это известно) ещё при жизни и по воскресении Иисуса Христа.      
И тем не менее, всего Вам доброго и, главное, успехов в открытии и восприятии истинной христианской веры. Аминь.
                20 марта 2019г.,Обпраловка