Тайны черного спелеолога. Глава 5. Призраки прошло

Алекс Белкин
Глава 5. Призраки прошлого.

Лучше во тьме пребывать, чем без друга.
Иоанн Златоуст


Ребята проснулись от вибрации и скрежета камней. Стены дрожали. С потолка сыпались ручейки песка. Воздух наполнился пылью. Со стеллажей попадали банки с консервами. Мальчишки разом вынырнули из одеял и испугано оглянулись вокруг. Казалось, что вся гора стонет от неимоверной боли. Мальчишки выбежали на платформу. Звук исходил из тоннеля, куда уходили рельсы в Северобайкальск.

Прекратилась дрожь также внезапно, как и началась. Только сейчас мальчишки заметили, что на выходе из тоннеля висел лист бумаги. Его прибили гвоздем к деревянной сводчатой арке. На листе было написано:

«ПРИКАЗ

В соответствии с протоколом собственного совещания о грохотаниях в тоннеле, во исполнения возложенных обязанностей, приказываю:

ПРОХОД ЗАКРЫТ.

Главный здесь Бобров.»

У выхода на Москву висел аналогичный приказ.

- Проход закрыт, - прочитал вслух Айрат.
- А когда это нас останавливало? - подбодрил друзей Костя. После сна он чувствовал себя значительно лучше.

Было решено придерживаться плана о поездке на дрезине. Начались сборы. На складе «ГОЧС ЗАТО» нашлись шахтерские фонарики, похожие на разбитый в ледяном зале. Они облачились поверх антиэнцефалиток в найденную на складе спецодежду. Куртки и одежда были не первой свежести, местами разъедены подтеками от щелочных фонарей. Вид мальчишек в касках и комбинезонах больших размеров, в кирзовых сапогах поверх кед был потрясающий. Добавить им кирки и получится отряд гномов из Диснеевской «Белоснежки»: Простак, Ворчун, Чихун.

Пока Костя и Айрат носили поклажу, Витя разбирался с устройством дрезины. Как он и ожидал ничего сложного не было. Его несколько озадачила надпись: «Проверь стрелочный перевод». Но потом он сообразил, что это относится не к тележке, а к рельсам. Он нашел рычаг перевода около входа в тоннель, в месте соединения рельс. Поэкспериментировав с рычагом и закладными болванками, он выставил нужное направление. Когда Витя вернулся к дрезине, оказалось, что из-за вещей на узкой и короткой площадке тележки не осталось места для ребят. Здесь в несколько рядов стояли банки с водой и медом, лежали телогрейки, несколько одеял, лопата, палатка, каски, сапоги и еще с десятков очень нужных вещей. Сборами командовал Костя и он набрал вещей по принципу «не на себе же нести». После скоротечного спора Костя согласился оставить три пары запасных сапог и неработающую радиостанцию. Убирать часть банок он отказался наотрез и в конце концов уселся на тележку, уложив их себе колени. Айрат и Витя встали по обе стороны ручки привода дрезины и Костик скомандовал: «В Москву!»

Айрат и Витя попеременно потянули ручку вниз, и дрезина сдвинулась. Успешно миновав стрелочный перевод, ребята оказались в тоннеле. Некоторое время путь им освещали редкие потолочные лампы, но метров через сто они кончились и мальчишки поехали в свете своих фонарей.

Ехали осторожно. Айрат стоял спиной по направлению движения. Витя вытягивал шею, силясь разглядеть, что впереди. Периодически каска съезжала ему на нос и он, боясь отпустить ручку дрезины, приседал, чтобы поправить ее. Получив пару раз ручкой по носу он, несмотря на предостережения Айрата, снял каску.

Тележка катилась, издавая характерное для поездов постукивание. Костя сидел на краю и болтал ногами. Мальчишки привыкли к ритму и даже стали получать некоторое наслаждение от покатушек. Костик затянул песню про джигитов, а Айрат скинул комбинезон и периодически поворачивался вперед, чтобы почувствовать лицом встречный ветер. Допев песню Костя начал ёрзать. Руки и ноги у него затекли. Он встал, уронив при этом часть банок со своих коленей.

- Ай! Тормози! Соберем, - воскликнул он.
- Как? - спросил Айрат, глядя на Витю.
Тут Витя понял, что он не знает, как тормозить. Эта неожиданная мысль порализовала его. Он попробовал отпустить ручку, но та продолжала двигаться вверх-вниз.
- Не дави! - крикнул он Айрату.

Айрат тоже отпустил ручку, но привод продолжил движение.

- Я не знаю, как остановить, - сказал Витя. Он судорожно искал нужную рукоятку или кнопку. - Нужно осмотреть все внимательно. Может тормоз под вещами?
- Да черт с ними! - добродушно ответил Костя. - Вон сколько еще этих банок у нас! Не зря запас взяли. Со мной не пропадете! Айрат - поднажми!
- То стой, то поднажми, - забурчал Айрат, снова ухватился за ручку дрезины и с силой надавил на неё.
- Ну что так медленно? Как будто в штаны наложили?
- Не видно толком ничего впереди. Опасно.
- Опасно?! Скорость три метра в час! Витя, отойди-ка! Все равно стоишь как истукан.

Костя бесцеремонно вручил Вите остатки консервов и перелез к рукояти. Под таким давлением, Вите ничего не оставалось, как только просочиться на Костино место. Он принялся ощупывать пол под вещами, в поисках тормозного механизма.

Костя тем временем ухватился что есть силы за ручку и начал командовать: «Раз! Два! Взяли! Пукнули! Подняли!»

Тележка полетела. Костик прокричал боевой клич индейцев. Айрат заулыбался. Колеса весело отстукивали. Ветер засвистел в ушах. Когда скорость тележки достигла двадцати километров в час, дорога пошла под уклон. Ребята, бросив ручки привода, радостно смотрели вперед. Скорость увеличивалась. С площадки тележки слетело еще пара банок с медом или водой. Дрезина гулко миновала небольшой зал клиновидной формы. Железнодорожный путь пронзал его коротким мостиком. Он пропал также быстро, как и появился, и друзья снова мчались в тоннеле.

- Нашел тормоз? - обеспокоенно спросил Айрат, наклонившись к Вите.
- У нее нет тормоза, - ответил Витя, досконально изучивший механизм.
- Есть! Целых два тормоза! Как вы хотите проехать тыщу километров с такой скоростью? Нужно ехать еще быстрее! - выкрикнул Костя. Он вошел в раж и что есть силы вдавливал ручку привода. Мелкие и крупные вещи слетали с платформы, но Костя не обращал на это внимания.

Витя почувствовал влагу на своем лице. С потолка стекали ручейки. Впереди показалась сплошная стена воды. Повинуясь шестому чувству, Витя крикнул: «Прыгай!», - и столкнул Костю с платформы. Повернувшись к Айрату, он ухватил его за руку и пытался сдернуть с тележки. Айрат запутался в лежавшем на полу одеяле и рухнул на колени. Тележка со всплеском вошла в водопад и тут же вынырнула с другой его стороны, оказавшись над обрывом. Слои породы разошлись, образовав трещину шириной несколько метров. Трещина разорвала тоннель на двое. Слетев с раскореженных рельс, дрезина по инерции пролетела вперед и с треском ударилась о противоположную каменную стену. Витя и Айрат, продолжая держаться за руки, оказались в состоянии свободного падения. Вокруг них сюрреалистическим фейерверком разлетался их скарб. Друзья тоже стукнулись о камни и полетели за дрезиной. Пролетев несколько метров, последняя застряла враспор в сужающемся к низу разломе. Ловкий с рождения Айрат, ухватился за ручку дрезины, и они с рывком повисли на тележке. Тележка скрипнула, но устояла. В голове у мальчишек, заглушая шум льющейся воды, забился пульс. Внизу послышались всплески от упавших лопат, касок и консервных банок. До дна трещины было метров десять. Ребята выдохнули.

- Живой? - спросил Айрат.
- Живой, - ответил Витя.
- Хорошо. Я тебя подтяну наверх, а ты хватайся за борт и поднимайся.

Айрат, скрипнув зубами, потянул Витю наверх. Его пальцы на ручке дрезины начали соскальзывать. Витя рывком двинулся навстречу тележке и перехватил ручку у перекрестия. Айрат, освободившись от ноши, взялся за опору двумя руками, перевел дыхание и в мгновение ока влез на борт потерпевшей крушение дрезины. Он помог Вите, и они вместе уселись на перевернутой тележке. Фонарик висел у Вити наискось через плечо и поэтому остался при мальчике. Витя осветил смотрящие вверх колеса.

- Тебе это ничего не напоминает? - мрачно спросил он.
- Очень похоже на ситуацию с одними знакомыми матрасниками, - ответил Айрат. - Что с Костей?
- Не знаю. Я столкнул его. А вдруг он ударился головой?
Над головами ребят замаячил свет. Сквозь водопад пробивался луч Костиного фонарика.
- Костя! - разом закричали ребята.

Потоки воды разошлись и из водопада вынырнула Костина голова. Он действительно упал и больно ушибся. От серьезной травмы его спасла каска, а неразмерный комбинезон смягчил падение. Косте тоже удалось сохранить свой фонарик. Шатаясь, он подошел к водопаду и обхватив руками обломок рельса, просунулся сквозь струи воды. В мгновение ока он намок до самых трусов. Сквозь размытую пелену воды он увидел внизу свет и услышал оклик.

- Ребята, вы где? Что там?
- Здесь провал. Дрезина застряла в трещине. Мы на ней. Вниз прыгать глубоко. Наверх тоже не получится. Стены отвесные.

Вцепившись что есть силы в рельс, Костя подтянулся вперед. Вынырнув из потока по плечи, он смог оглядеться. Витя и Айрат как птички сидели на перевернутой вверх дном дрезине. Их обдавало водой от потока, льющегося сверху и положение у них было крайне неустойчивое. Стены провала действительно были отвесные. Нечего было и думать о том, чтобы попробовать спуститься вниз или подняться к Косте. Аккуратно балансируя, Костя нырнул обратно в тоннель.

- Сейчас, придумаю что-нибудь, - крикнул он ребятам.
- Хорошо! Поторопись пожалуйста, - ответил Витя.

Когда голова Кости пропала, Витя еще раз провел фонариком по ущелью, в котором они оказались. Вокруг была твердая скалистая порода. Какая-то невиданная сила разорвала ее. Рисунок одной стены, повторял выпуклости и провалы на противоположной. Они находились в самом широком месте разрыва. Вправо и влево трещина сужалась, переходя в узкую черную полоску. Дно усеивали обломки скалы, меж которых струилась вода. Вода бежала из отверстия высоко над головами мальчишек, низвергалась вниз водопадом и утекала по ущелью в широкое озеро, расположенное левее железнодорожных путей. Озеро расположилось в большом зале, путь к которому был открыт возникшим разломом в скале. Зоркий Айрат попросил Витю еще раз осветить озеро.

- Что там?
- Тебе не кажется это странным? - спросил Айрат, указав на озеро.

Витя тоже начал присматриваться и сразу заметил посреди озера островок правильной квадратной формы с пирамидальным возвышением на нем. Чем больше Витя присматривался, тем больше понимал, что то, что они видят - рукотворные вещи, а не причуды природы.

- Само оно не могло образоваться. Только я почти ничего не могу разобрать.
- Там пирамида. Похоже на ступеньки. Наверху пирамиды площадка. Какой-то прямоугольный стол. А рядом со столом колесница.
- Ты хочешь сказать телега?
- Нет, не телега. Двухколесная колесница.
- Ого! - не нашелся что на это сказать Витя. Он упорно всматривался в темноту, но как и днём на перекате не мог ничего разобрать.

Посветив еще немного в тщетной попытке разглядеть колесницу, Витя выключил фонарик. Батарея еще пригодится.

Сидеть на перевернутой дрезине было крайне неудобно. Она встала под некоторым углом к стене с водопадом. Край площадки впивался в ноги и приходилось держаться руками, чтобы не съехать к воде. По этой же причине нечего было и думать о том, чтобы прилечь отдохнуть. Оставалось надеяться на то, что Костя что-нибудь придумает. Мальчишки некоторое время покричали Костю, но тот не откликнулся. Изредка перекидываясь незначительными фразами, мальчишки сидели в полной темноте, слушая завывание ветра в тоннеле и шум водопада. Время мучительно тянулось. Опять показалось, что прошла целая вечность. Кости все не было. Пальцы закоченели, а тело затекло. Мальчишки сидели вплотную друг у другу, греясь собственным теплом. Периодически они включали и выключали фонарик, чтобы почувствовать, что еще живы и порассматривать загадочную пирамиду и колесницу.

- Где же Костя? - воскликнул наконец Айрат, вопрошая пустоту.
- Не знаю, - неуверенно ответил Витя.

Айрат заметил нотки беспокойства в голосе друга. Он немного помолчал и спросил:

- Ты думаешь он опять сачканул, как тогда, на горе?

Витя молчал.

- А я не верю, чтобы Костя поступил подло! - вспылил Айрат, - Он отличный друг и всегда помогает чем может. Я не помню, чтобы он поступал низко. Глупо - да! Как баран упрямый - тоже да! Но он не бросит нас тут.

В словах Айрата слышались нотки гнева и отчаяния. Он не хотел верить в то, что его друг - трус или предатель.

- Я тоже в это не верю, - спохватившись успокоил Айрата Витя. - На секунду мне показалось, что Костя опять дал слабину. Может чего-то испугался. Но сейчас я уверен, что он вернется и поможет нам. Ведь он наш друг!

Айрат успокоился и несколько приосанился. Он был сильный и твердый духом мальчик. Но и у него был предел терпения. Несколько часов ожидания в потемках выбрали этот ресурс и ему важно было почувствовать поддержку.

- Хорошо, что Зулю не взяли, - помолчав, проговорил Витя. - Ей бы тяжко тут пришлось.
- Не факт, что хорошо, - парировал Айрат. - Если бы была Зулька, в половину неприятностей не попали. Она бы нам даже в пещеру полезть не разрешила.
- Да что ты такое говоришь? Она тоже такая же как мы - шабутная!
- Шабутная, но с головой. Я понимаю, что ты хочешь на ней жениться и не видишь всего.
- Что?! Жениться? Ты видимо сильно об стенку стукнулся, - задохнулся от нелепого обвинения Витя.
- Подожди. Послушай. Мы и она одинаковые, но разные. У нее как будто в кармане есть зернышко знаний, как в сказке про Черную курицу. Оно говорит ей, когда пора тормозить. Вот помнишь, бегали на днях, брызгались водой. Она сказала что хватит, а мы продолжили и колонку сломали. И огребли за это. А когда чучела с огорода на пороги домов придумали переставлять? Помнишь она сказала, что к Бороде лучше не лезть...
- Кто же знал, что у него собака не привязана.
- Вот то-то и оно. Зернышко у нее есть, а у нас с тобой - нет.
- Получается, не больно-то она на наш выбор влияла. Даже если бы она нам сказала в пещеру не ходить, мы бы не послушались.
- Как женишься - будешь слушаться, - экспертно заявил Айрат.
- Да не собираюсь я жениться! И с чего я должен буду слушаться? - вскипел Витя. Ему надоело, что Айрат так бесцеремонно лезет в его личную жизнь.
- Все так делают. Вот мы каждое воскресенье с моим дядей Абузаром ходили с утра на рыбалку. А как он себе жену завел, так больше и не ходит.
- Ты что, хочешь сказать, что Зуля будет запрещать мне ходить с тобой на рыбалку?
- На рыбалку может иногда и пойдешь, но в пещеру не полезешь.
- Да ну тебя! - махнул рукой Витя и включил фонарик, чтобы сменить тему. Иногда Айрат был невыносим со своими задирами про Зульфию.

Что-то изменилось, но Витя не смог сразу сказать, что именно. Он обвел озеро фонарем и задержался на устье потока, впадавшего в озеро. Точно! В этом месте у самого берега озера появилась какая-то новая тень. Витя напряг свое зрение. Под водой была видна огромная рыбина. Видимо ей не понравился свет и, махнув своим огромным телом, она ушла на дно.

- Сом? Щука? - спросил Витя у профессионального рыбака.
- На сома не похоже, - Айрат задумался и шевелил губами, безмолвно перебирая известных ему рыб. - А щук я таких больших не видел. Прямо аллигаторовая щука из Миссисипи. И не очень она похожа на щуку. Щука вытянутая, как бревно. А у этой горб, плавник верхний острый. Вот чувствую, где-то я такую видел, а где - не помню.

 Витя совершенно не удивился тому, что Айрат сумел в еле различимом свете фонарика, на расстоянии двадцати метров, так досконально изучить самозванку.

- Подобраться бы поближе, рассмотреть..., - в Айрате говорил инстинкт охотника.

Не успел он это договорить и подземелье застонало от сейсмических толчков. Снова заскрежетали камни. Посыпались осколки. Вода сошла с ума и казалось льется ото всюду. Айрат и Витя что есть силы схватились за края тележки. Сама дрезина завибрировала и плотнее засела в щель между скалами. Доски ее настила затрещали.

- Ребята, держитесь! Я иду! - услышали они крик сверху.

И тут же на голову Айрату прилетел конец распутывающегося каната. Получив веревкой по голове, Айрат чуть соскользнул с тележки. Витя подхватил его и втянул обратно. Сверху к мальчишкам по канату спускался Костя. Вода струилась по нему, как неведомое одеяние. Он держался за канат руками и отталкивался ногами от стены, как заправский военный десантник. Поравнявшись с ребятами, мокрый от воды Костя протянул руку, одетую в брезентовую крагу.

- Быстрее, уходим! - прокричал что есть силы Костик.

И снова сейсмическая активность прекратилась так же быстро, как и началась. Гул стих и лишь раскрошенные тектоническими движениями камушки падали мелким дождем вниз.

- Хватайся за мою руку! - прокричал Костя.
- Костя! Как я рад тебя видеть! - закричал в ответ Айрат и приподнявшись на тележке обнял друга.
- Ты чего это! - смутился Костик, и добавил он уже спокойным голосом:
- Поднимайтесь наверх, школота!
- Смотрите! - Витя дернул Айрата за рукав, - Костя, выключи фонарь!

В наставшей темноте мальчишки увидели тонкий и слабый лучик света, опустившийся прямо на вершину пирамиды, на стол рядом с колесницей.

- Та-ак! - проговорил Костя. - А-ну, рассказывайте, чем вы тут занимались?
- Спускаемся! - уверенно сказал Витя.