Тайны черного спелеолога. Глава 3. Инструкция, как

Алекс Белкин
Глава 3. Инструкция, как потеряться в пещере.

Памятка пешим туристам:
Запомните! Если Вы заблудились в лесу… ТАМ И ОСТАВАЙТЕСЬ НА МЕСТЕ!
(потому что вы нам не нравитесь)
(пожалуйста, не пытайтесь вернуться)
(шутка. Просто так будет легче вас найти)

Администрация заповедника (Интернет-МЕМ. источник неизвестен).


Выступ, на котором они стояли, находился на пятнадцати метров от нижнего яруса зала. Он был узкий и ребята интуитивно жались к стене. Спуска вниз не было. Костя забрал фонарь и двинулся по выступу вдоль стены. Витя и Айрат пошли за ним. Путь был сложный, прорезанный провалами и упавшими глыбами. Идти приходилось с крайней осторожностью. Через несколько метров дорогу преградил обломок скалы, перелезть который было невозможно.

- Посвети-ка сюда, - попросил Айрат, приметив в стене необычный предмет.

Это оказался заржавелый скальный крюк. На уровне глаз ребята разглядели конец каната. Он был с узлами и явно предназначался для облегчения подъема. Под самым потолком зиял проход. В него и уходил канат. Тут и там в стене виднелись вбитые не одним поколением спелеологов скальные крючья, шлямбуры и клинья. Некоторые почернели от времени, но были и совсем свежие, блиставшие зеркальной белизной стали. Эти крючья вкручиваются или забиваются в расщелины в скалах и служат опорой при подъеме.

После короткого совещания было решено подняться наверх. Первым, как и в шкуродере, полез Айрат. Он с усилием подергал канат, проверяя его крепость. Потом по кошачьи ловко подтянулся и, перебирая руками по узлам, а ногами по крючьям, довольно быстро оказался на верху.

- Что там? – с нетерпеньем спросил Витя.
- Ничего не видно. Фонарик то у вас, - ответил Айрат.

Костик повелительным жестом подвинул Витю в сторону. Он попробовал также легко, как и Айрат, дотянуться ногами до первого крюка, но кеды заскользили по чуть влажной стене. Сделав несколько быстрых скользящих шагов по стене на одном месте, напомнив комичные сцены из мультфильмов, Костик беспомощно повис. Витя подтолкнул его вверх, и Костя наконец оперся ногой в крюк.

- Спасибо, - буркнул он.
- Тихо! – вполголоса скомандовал Айрат. - Выключите фонарик!

Послышались голоса. Возле подземного озера замелькали яркие лучи диодных фонарей. Из одного из проходов по очереди выходили спелеологи. Это были их недавние знакомые - студены. Они над чем-то посмеивались. Многократно отражаясь эхом от стен пещеры и смешиваясь с шумом шагов слова искажались до неузнаваемости. Они походили на окающую и акающую инопланетную речь. Раздался всплеск, гулкий и низкий, как в полупустой бочке. Кто-то бросил камень в озеро. Мальчишки в шутку начали толкаться на берегу. Послышались недовольные голоса девчонок. Свет фонарей спелеологов хаотично облизывал стены пещеры. Студенты тоже любовались чудесами подземного мира.  Один из лучей скользнул по скале, у которой в нелепой позе застыл Костя.

- Прыгай, - прошипел Айрат.

Костя отпустил веревку, и они с Витей улеглись у стены. Луч света вернулся на то место, где только что висел Костя. Веревка качалась, отбрасывая пляшущую тень. Луч ненадолго задержался и продолжил свои хаотичные движения.

Студенты пересекли зал наискосок и по одному стали покидать его. Человек, шедший последним, задержался.

- Идите… догоню…  видел что-то…, - смогли разобрать мальчишки.

По голосу они узнали руководителя группы – Михаила. Он немного постоял у выхода, провожая группу, а потом аккуратным шагом, переставляя ноги как заправский следопыт, направился в сторону где залегла троица друзей. Михаил несколько раз обшарил фонариком подозрительный выступ. Из-за камней мальчишек видно не было.

- Есть здесь кто? – громко спросил Михаил.

Они не шевелились и даже кажется перестали дышать. Михаил стоял прислушиваясь. В воцарившейся темноте все услышали шорох. Поначалу он казался эхом от шагов уходящей группы студентов. Но через некоторое время стало очевидно, что доносился он из шкуродера. Кто-то полз к ним. Михаил тоже услышал посторонний шум.

- Кто это там ползет? Кто разрешил?! Проход аварийный и обвалиться может!!!

Слышалось шуршание одежд, поскрипывание каменной крошки, нетерпеливое дыхание. Волосы на затылке у Вити зашевелились. Они переглянулись с Костей. Костины зрачки расширились в темноте, а глаза округлились от предчувствия чего-то недоброго. В голове у обоих вдруг закрутилось: «Чёрный спелеолог!» Витя попытался сглотнуть слюну, но она застряла в горле шершавым комом. Мальчишки во все глаза уставились в черную пасть прохода. Шуршание прекратилось. Послышался глубокий выдох. Вынырнула сухощавая, измазанная грязью рука и ухватилась за край. Она была вне зоны видимости Михаила, но лежащие на выступе мальчишки довольно отчетливо разглядели ее полумраке. Вторая рука легла рядом с первой и замерла. Некоторое время пальцы шарили по камням и с напряжением сжимались и разжимались. И тут произошло неожиданное: из шкуродера раздался душераздерающий крик.

- Черный спелеолог! – не сговариваясь прокричали Витя и Костя и вскочили на ноги.
- Это ещё что такое?! – воскликнул Михаил и бросился к стене.

Мальчишки, в бросаемых фонарем Михаила отблесках, ухватились за канат и с неимоверной скоростью (возможно даже быстрее Айрата) оказались под потолком.

- Что там? – недоуменно спросил друзей Айрат.
- Черный спелеолог! Быстрее уходим!

Витя включил фонарик и ринулся по тоннелю. Айрат и Костя бросились за ним. Улепетывать приходилось пригнувшись в низком тоннеле, обходя огромные выступы, нагибаясь в сужениях и перелезая через каменные преграды. Позади слышался невнятный гомон. Постепенно звук стал удаляться и затихать. Витя стал замечать, что от основного прохода периодически отходят в сторону ходы поменьше. Первое шоковое состояние от встречи с черным спелеологом проходило, сменяясь неясным беспокойством. Куда им двигаться дальше? Тоннель очередной раз раздвоился. Витя замешкался.

- Постойте! – Айрат ухватил его за плечо. – Объясните в конце концов, что там произошло?

Мальчишки нехотя остановились. Руки Кости дрожали. Он не был похож на себя обычного – самоуверенного и всезнающего. Витя выглядел не лучше. Он бешено вращал глазами, а на лице выступила испарина. На пару с Костей они постарались описать увиденное.

- … высунулась огромная костлявая лапа. Когти на ней были сантиметров по десять. И она начала разламывать камни в труху.
- А потом черепушка, с горящими глазами. И ка-ак заорет!

Айрат, глядя на друзей, постепенно заражался истерией. Тем более, что рассказчики слегка приукрашивали.

- Тише! – прошептал Айрат.

Позади них по пещере кто-то бежал. Далеко. Послышался низкий и тяжелый оклик. Мальчишки снова бросились наутек. Ситуация понятна: черный спелеолог разделался с Михаилом, а теперь хочет догнать ребят! И заблудить их. Или забрать душу. Или еще что-то, что может придумать только черный спелеолог своим черным умишком. Снова замелькали выступы, отторженцы, провалы, глыбы, сдвиги породы, проходы, проходы, проходы... Они бежали, карабкались, протискивались и иногда ползли. Несколько раз им попадались небольшие залы. Первоначальный страх отступал, сменяясь усталостью. Они перешли на шаг.

«Интересно, кто сильнее, черный спелеолог или человек паук?» - вдруг подумал Витя и ему вдруг сильно захотелось стать человеком пауком, зависнуть под потолком и когда появится эта тварь закидать его паутиной из укрытия.

- Пиу! Пиу! – непроизвольно сказал он и сделал несколько движений, выбрасывая невидимую паутину. Айрат посмотрел на него и хотел было что-то сказать, но передумал, так как они оказались в просторном зале. Зал был не таким красивым, как в котором они повстречали студентов. Он был значительно меньше. Сталактитов и сталагмитов хватало и здесь, а вот выход только один – он же вход. Одна из стен высилась плотной грудой камней. Давным-давно здесь был обвал.

- Тупик, - прояснил ситуацию Айрат.
- Ага, - подтвердил Витя.

Ребята замерли, прислушиваясь. Тишину нарушали звуки капающей воды и тяжелого дыхания самих мальчишек. Преследователь либо сильно отстал, либо притаился. Витя подошел к завалу и выковырял увесистый камень. Он угрожающе взмахнул им пару раз. Костик и Айрат последовали его примеру.

- Встанем по обе стороны от входа и подкараулим гадину.

Довольные своей решимостью, мальчишки разработали план отражения черного спелеолога. Во-первых, нужно сидеть в полной темноте и в полной тишине. Витя и Айрат должны были встать по обе стороны от входа. Костя заляжет чуть спереди, за валуном. Когда появится черный спелеолог Айрат поставит ему подножку, а Витя стукнет его по шее, и черный спелеолог упадет. Костя должен будет ослепить черного спелеолога фонариком, и тогда мальчишки дружно набросятся на него и свяжут руки. Потом вызовут полицию и отдадут его властям. Немного поспорив куда его отдать, в больницу на излечение или ученым на изучение, мальчишки заняли свои места.

Время пошло. Друзья ждали. Ничего не происходило.

На полу заерзал Костя. Витя укоризненно посмотрел на него так, будто Костя мог его увидеть. Снова все стихло. Тишина стояла убийственная. Витя изо всех сил прислушивался. Он даже высунул ухо в проход.

Снова заерзал Костя. Айрат шикнул на него. Костя, не обращая на него внимания, встал и начал прохаживаться, подпрыгивать и растираться.

- Костя! Ляг сейчас же! – прошептал Витя.
- Я мерзну. Мне нужно согреться.
- Ты все испортишь!
- Ничего я не испорчу. Как только он появится - я сразу лягу.
- Будет он ждать пока ты ляжешь, - вмешался Айрат. – Заглянет такой и спросит: «Вы готовы? Начинаем же уже! У меня мало времени».
- Ладно, ладно! Разбухтелись!

Костя улегся и снова на некоторое время воцарилась тишина.

- Мне кажется может не сработать, - прошептал Костя.
- Что? – спросил Витя.
- Ну… наш план. Нужно потренироваться. Пускай Витя будет черным спелеологом и попробует войти в пещеру.
- Хорошо. Витя, давай попробуем. А то он не угомонится, - сдался Айрат.

Витя поворчал, но вышел из зала.

- Иду! – торжественно произнес он и принялся громко шлепая пошел ко входу. Хоть было и темно, Витя явственно почувствовал, как Айрат выставил ногу для подножки. Он с легкостью мог бы ее перешагнуть, но это бы сразу разрушило их план. Поэтому он уперся в носок кед Айрата и с силой шлепнул себя ладошкой по затылку. Витя отыгрывал одновременно две роли: черного спелеолога и самого себя, дающего по затылку черному спелеологу.

- Ой! Ёй! Ёй! – воскликнул Витя от имени черного спелеолога и упал на выставленные вперед руки.

Костя посветил Вите в лицо фонариком. Витя действительно на некоторое время ослеп. Но Костя также ослепил и Айрата. Поэтому Вите пришлось немного подождать пока Айрат придет в себя и запрыгнет на него сверху.

- Навались! – прохрипел Айрат. Подскочил Костя и тоже запрыгнул на Витю.
- Вяжи его! – зашептал Костя.
- Чик-чик! – сказал Айрат.
- Что «чик-чик»? – переспросил Костя.
- Я его повязал.
- Чем?
- Ничем. Мы же тренируемся.
- А когда черный спелеолог придет, ты чем его повяжешь?
- Точно! Снимай свою куртку. Ей свяжем.
- Ты что? Хочешь, чтобы я без куртки лежал? Я итак мерзну.
- Ну давай тогда так: ты ослепляешь его фонариком, быстренько снимаешь куртку, и мы его связываем.
- Нет. Ерунда какая-то получается, - вмешался Витя. - Так мы его действительно не поймаем. Мальчишки встали и отряхнулись. Костя включил фонарь.
- А что тогда предлагаешь? – спросил Айрат.
- Уходить. Тихонько прошмыгнуть мимо него и все. Может он вообще про нас забыл? Нужно возвращаться обратно.
- Тогда пошли! Что встали, как деревянные! – взял командование в свои руки Костя, подхватил брошенный камень и двинулся в обратный путь.

Первые несколько десятков метров минули быстро. Друзья всячески ободряли друг друга, а Костя даже спел героическую песню, которую сочинил на днях:

Клочья неба, разорванный свет
И сквозь брешь в ветвях виден птичий полет
На пальцах спеклась темная кровь
И ты хочешь взмыть ввысь, но мозг сковала плоть

Вера в ремесло дня чтит память о том
Кто шел впереди, крик заполнив мечом
Холодит ладонь сталь. Ветер, топот копыт
Все вдруг стало одним. Жизнь вошла в каждый миг

Разлились по полям ярость, страх и огонь
Крикам вторил лязг. Смерть шла раньше, чем боль
Ты не вел за собой. Твое место в строю
Был пронзен копьем в грудь в своем первом бою.

Хоть конец песни казался не совсем веселый, друзьям она понравилась. Они попросили Костю спеть ее еще пару раз. Когда песня стихала мальчишки крепче хватались за камни и воодушевленные бодро шагали навстречу неизведанному.

Неожиданно проход перегородил завал.  Костя изменился в лице, уронил свой камень и судорожно начал ощупывать камни.

- Как же так? Только что проходили! Все обвалилось, а мы и не услышали! – воскликнул он с нарастающей паникой в его голосе. – Нам не разобрать груду этих камней. Мы никогда отсюда не выберемся! Мы здесь замурованы навечно!
- Костя, - Айрат похлопал его по плечу. – Мы пришли вон оттуда.

Мальчик показал на лаз правее завала. Витя ухмыльнулся. Костик тоже нервно хохотнул. Путь продолжился. Но чем дальше они продвигались, тем неспокойнее становилось на душе. Поворот за поворотом они ожидали увидеть это ужасное чудовище, которое когда-то было человеком, а теперь жаждет отомстить за свое пещерное существование. Голоса мальчишек стихли и они, не сговариваясь, снова оказались в тишине. Наконец, череда казавшихся бесконечными тоннелей закончилась, и мальчишки оказались в просторном зале. Дальняя его стена обвалилась. Зал был тупиковый.

- Что же нам везет так? – воскликнул Костя.
- Подожди-ка! Посвети сюда. Не тот ли это камень, за которым ты прятался?
- Он самый. А вот следы!
- Вот ёшки-макарешки!

Мальчишки снова оказались в месте, где они готовили засаду черному спелеологу.

- Похоже, мы вернулись обратно, - глубокомысленно произнес Айрат.
- Мы уже заметили, кэп! Что делать-то? – откликнулся Костя.
- Нужно помечать откуда мы пришли. Делать мелом значки с цифрами. Или еще как-то, - начал рассуждать Витя. – В Древней Греции, когда одну девушку, Ариадну, отправили в лабиринт с минотавром, она привязала нитку у входа, а потом по ней вернулась.
- Да не. Нитка быстро порвется. Там у Тесея был навигатор. В те времена были развитые технологии, которые потом потеряли варвары, когда Рим захватывали. А потом всех ученых кто знал, как они работают, на кострах в средние века сожгли, - авторитетно развил тему Айрат.
- Где потеряли? – переспросил Витя.
- Может хватит умничать? Куда вы хотите нитку привязать? У кого тут навигатор есть? – вспылил Костя. Все замолчали.
- Нужно идти по правилу правой руки, - предложил Айрат.
- Это как?
- Постоянно двигаться вдоль одной стенки – правой. Тогда точно не пройдем мимо выхода.

Так и решили. Мальчишки снова нырнули в тоннель и пошли по кривым коридорам пещеры. Неизвестно сколько времени прошло с тех пор, как они вошли в грот и последний раз видели солнце. Под землей время останавливается и, если у тебя нет часов, определить его невозможно. А часов у них не было. Придерживаясь правой стены, они шли очень долго: час, день, неделю? По ощущениям, пережитых событий точно хватило бы на неделю. Иногда они заходили в тупик, но все равно продолжали движение в соответствии с выбранным принципом. Они хотели пить и есть. Ноги стали ватными, а подошвы жёг холод и натертости. Они внимательно осматривались по сторонам в поисках пропущенного поворота. Но усталость брала своё. Глаз замылился и ребята совсем не могли сориентироваться на местности. Когда они снова вошли в зал, с которого начали движение, отчаяние достигло предела. Костик упал на колени и застонал.

- Заблудил все-таки нас черный спелеолог, - выдохнул Айрат.

Витя зарычал от досады и со всей силы бросил камень в завал. Послышался металлический лязг. С вершины упал железный предмет. Мальчишки переглянулись и бросились на звук. Это была саперская лопатка! Как она сюда попала? Откуда? Цепляясь за камни и подсаживая друг друга, они полезли вверх. Надежда вновь забрезжила на горизонте. Под самым потолком обнаружился подкоп. Тут же валялись кирка и банка из-под тушенки с дурманящими следами запаха мяса, лаврушки и перца горошком. С досадой откинув банку в сторону, друзья нырнули в подкоп. На противоположной стороне зал продолжался и мальчишки с радостью увидели выход. Недолго думая, они отправились дальше. Настроение значительно улучшилось. Послышались привычные шутки и подколы. Даже сил прибавилось.

Пещера плавно уходила вниз. Становилось холоднее. Местами стали появляться ледовые наросты. Изо рта пошел пар. Пол под ногами стал ледяным. Потолок украсили сосульки. Они вошли в необычный зал, который больше походил на дно колодца. По его центру под самый потолок ледяной глыбой уходил столб. Изгибаясь волнами и укутываясь в наросты замерзших капель, он был кристально прозрачным. Прекраснейший водопад замер по велению волшебной палочки. Стены были покрыты инеем и гирляндами сосулек. Вторя ледяному убранству зала, на стенах тут и там распускались кристаллы кварца. Тускло поблескивали капельки фиолетового аметиста. Ледяной пол был ровный и гладкий.

Сбавили темп – кеды скользили.

Мальчишки отломали по сосульке и принялись жадно сосать. Их мучала жажада. Аккумулятор садился и фонарик светил тускло. Было очень красиво, но из-за холода долго не рассиживались. За ледяным залом был резкий спуск, как на ледяной горке. Витя шел аккуратно держась за стены пещеры, когда сзади раздался хруст.

- Ой-ёй! – вскрикнул Костя, который шел последним. Он грохнулся на зад и с зажатым в руках обломком сосульки, на которую он пытался опереться, покатился вниз. Костик врезался в Айрата и тот, не удержавшись, шмякнулся на друга сверху. У Вити тоже не было шансов уклониться. Весело горка понесла кричащих мальчишек. Витя выставил перед собой руки. Подмятый им Айрат катился лицом вперед. Его руки оказались зажатыми между мальчишек и он с ужасом таращил глаза. Костя оказался в самом низу и под весом своих друзей чувствовал каждую неровность горки. Подпрыгнув на выступе мальчишки оказались в состоянии свободного полета, которое, впрочем, продлилось не долго. Они влетели в небольшой зал и дружно грохнулись на его ледяной пол. Фонарик осветил наросты льда на стенах и потолке, стукнулся об лед и настала полная темнота.