побег

Наталия Васильевна Жукова
Побег

После пробки перед МКАДом, преодолев ее, автобус вырвался на волю. Еще немного - и замелькают деревья, а дома эти бесконечные останутся позади.
Как хорошо, что теперь туда ездит автобус! Надо только не проворонить заветное место и умолить водителя остановиться.
Настя ехала и смотрела по сторонам. Как только замелькали березки, сердце ее начало оттаивать.
Сегодня они с мужем должны были закупить продуктов, потом она должна была приготовить поесть. Потом она просто должна была находиться дома, потому что она в любой момент может понадобиться мужу, сыну, свекрови... Свекрови чаще всего. Она для свекрови подай-принеси-сготовь мне вот это-вдень мне нитку в иголку-а лучше пришей сама.
Так Настя жила десять лет.
И, наверное, она жила хорошо.
Муж ее любит, во всяком случае, сильно не обижает. Ну, может ей напомнить, конечно, что она дура деревенская, но это почти шутя. Сын у них во втором классе. Хороший мальчик, послушный.
И мама мужа... Ну а как же? Раз уж пришла к мужу жить, то пришла и к его маме. Мама всю жизнь прожила хозяйкой в своей квартире, привыкла к полному послушанию всех: сына, мужа, свекра то есть Настиного. А потом свекр...
Это было на втором году Настиной супружеской жизни.
Свекр всегда относился к Насте хорошо, часто расспрашивал о тех местах, где она родилась и выросла. Его всегда умиляло, как Настя рассказывала о березках, о лесе. О поле. О небе. О кукареканье петуха - единственного петуха на всю округу!
Он и сам был деревенским. Приехал по молодости в город учиться, да и женился. На москвичке.
А как Настя стала жить в их квартире, то свекр все старался побольше времени с ней проводить в разговорах. Свекровь это, понятно, заметила и свекру не спустила. Скандал был страшный. Свекра обвиняли в таких чудовищных вещах, в такой грязи, что было немыслимо это слушать. Настя-то ведь прекрасно знала, что ему нравилось вспоминать деревню. Слушая Настю, он вспоминал свое... Какими влажными тогда были его глаза! И он тоже порывался что-то вспомнить!
И это были ИХ березки, ИХ поля и леса! И это все было так чисто и свежо! А тут на всю эту чистоту полилась грязь! Настю свекровь назвала деревенской шалавой. Она кричала, что мало ей сына, так она и на свекра позарилась...
О, Господи!
Свекр после этого ушел. Вообще. Умер внезапно. Как скандал случился, он после этого с месяц пожил и - инфаркт. В реанимации скончался.
Неизвестно, чувствовала ли свекровь свою вину или во всем Настю винила, но муж тогда отмалчивался. Ничью сторону он не принял. Спокойный был, как и не в его семье это произошло. Отца схоронил без излишних эмоций. Свекровь тоже не очень-то убивалась.
А Настя одна плакала по этому человеку, ставшему самым родным в семье.
Потекла жизнь. Работа, заботы, дела. Хозяйка в доме была свекровь, но вся работа по дому была на Насте. Единственно, от чего она была освобождена, - это таскать сумки. По выходным муж возил ее по магазинам, они накупали продуктов на неделю, а дальше уж Настина задача была всех покормить.
И вот в какой-то момент Настя почувствовала, что - всё. Всё.
Она больше не хочет! Не хочет идти в этот дом, не хочет садиться за один стол со свекровью. Да и с мужем.
Как было бы хорошо просто тихонечко попить чаю, но одной!
Нет, такого ей не дозволялось: семья должна сидеть и ужинать вместе за круглым столом! И нечего чаи распивать да кусочничать! Поела со всеми? Ну и всё - иди, мой посуду. А потом спать ляжешь. Чай на ночь вредно.
В Насте долго копилось это ВСЁ.
Ни минуты она не бывает в доме одна! Даже в ванной она должна быть недолго, потому что санузел совместили зачем-то.
А на душе - березки, поле, лесок... И хочется туда! Вырваться!
Она еще год назад робко попросила мужа отпустить ее на выходной. Разговор проходил при свекрови. Муж спросил, куда она собралась. Настя сказала, что хочет проведать тетку... Это было вранье. Тетки у нее не было. Но Настя понимала, что она не может сказать: я хочу поехать на Родину! Потому что нет уже этой Родины в том виде, в каком она была когда-то. Сейчас это заброшенное место. Возможно, эту землю продадут под коттеджи. Пока еще не продали.
Но как об этом скажешь, когда выходной - это сплошные обязанности!
И ни к какой тетке ее не пустили.
Тогда, год назад, Настя смирилась. Она проглотила злобный шепот свекрови: «Твоя шалава деревенская все не уймется! Погулять ей, видишь ли, надо!» Она была благодарна мужу, что он хоть немного приструнил мать, сказав, чтобы та перестала нападать на нее, на Настю.
Но сегодня...
Она проснулась рано. В окно слепило солнце. Оно манило и звало! Туда! К березкам! К полю!
В доме все еще спали. И Настя решилась. Она тихонько оделась, умылась и, не позавтракав, выскользнула из дома. Мобильный она отключила.
Всё. Теперь она едет! Еще утро, рано! Она все успеет!
О возвращении назад она старалась не думать. Но не думать было сложно. К горлу подкатил ком. Что она услышит, когда вернется?
Нет, не надо! Это потом! А сейчас - забыть и ехать на Родину!
Вот, уже близко.
Она вышла из автобуса и пошла по заросшему полю. Надо было перейти его, потом будет маленький лесок, а потом дорога выведет туда, где раньше стоял их дом!
Она пришла.
- Здравствуйте, любимые вы мои! - сказала она. 
Трава закивала, березки качнулись ей навстречу. И она подбежала к одной из них, обняла ее и заплакала.
Потом она успокоилась, потому что березка шептала ей, что все будет хорошо. Что они все ее всегда ждали и будут ждать.
И Настя легла в траву. И смотрела в небо.
Как тихо... Никого не осталось здесь... И хорошо. Насте нужна была эта тишина! До дрожи нужна!
Сейчас она не понимала, как бы она жила дальше, если бы не приехала сюда!
Она не заметила, как дело стало двигаться к вечеру. Пора...
Настя потопала к ближайшей остановке автобуса. Расписание она выучила, хоть и никогда не ездила на этом автобусе раньше. Но все, что было связано с Родиной, было ей близким и понятным.
По дороге обратно она старалась не думать ни о чем. И это ей удавалось. Теперь ей было ничего не страшно, потому что с ней все березки, вся трава, вся земля ее Родины! И нет силы, которая могла бы сравниться с такой защитой!
Шипение свекрови, незакупленные продукты, несваренный обед - чушь!
Телефон Настя так и не включила. Просто открыла дверь и оказалась в квартире.
На кухне смолкли голоса мужа и свекрови.
Но никто не выходил ей навстречу. И Настя не пошла на кухню.
Она прошла в комнату и легла на кровать. Закрыла глаза... Небо, березы, листва... Все с ней, все в ней!
- Мама!
В комнату робко заглянул сынок.
- Сыночек? Что ты?
- Ты от меня никуда не делась?
- Нет, маленький. Никуда.
- А ты где была?
- Если захочешь, я тебе расскажу. Но тебе будет неинтересно.
- Нет, мне будет интересно! А тут без тебя!.... Как бабушка кричала! А потом стала еду готовить! А папа в магазин один ездил!
- Сыночек, не хочу об этом.
- А о чем?
- О березках.
- Давай!
- Я была у них в гостях. Это мои березки, это родня моя. Рассказывать?
- Да!!!
И Настя стала рассказывать сыну. Сын, прижавшись к ней, обняв ее за шею, слушал. И обнимал все крепче.
- Я возьму тебя с собой в следующий раз. Я тебя возьму. Тебя.

Н. Ж.