Каково ощущать себя убийцей

Адриана Хмара
Мы были в кафе. Мой друг был задумчив.
- Каково ощущать себя убийцей, - сказал он, глотнув кофе.
- Не знаю.
- Когда-то давно мне снилось, что я кого-то убил. Вернее снилось не само убийство, а память о нем, будто я помню, что я кого-то убил, хотя и не помню подробностей. Внутри все сдавливало от понимания того, что это непоправимо, ничего изменить нельзя. Когда я проснулся, то так обрадовался, что я не убийца. У меня были моменты в жизни, когда я был готов на убийство, но сейчас я рад, что у меня не было для этого возможности.
- А почему ты вдруг вспомнил?
- Сегодня опять. Снилось, что я живу с чувством вины. Помню, будто виновен в убийстве четырех человек – обычных людей, не каких-то там преступников, … и то же самое невыносимое давящее чувство непоправимой трагедии. Внутри сна я понимал, что не смогу все время скрывать свою вину, скоро меня разоблачат. Проводить остаток жизни в заключении – это не жизнь. Чувство непоправимости слилась с ощущением собственного конца. Для меня сейчас счастье не чувствовать этой ужасной вины!

Я подумала о том, как работает сознание в сновидении. Оно исследует все возможности нашего опыта из всех возможных реальностей таким образом, что мы становимся мудрее в этой жизни. Где-то в другой жизни, возможно, мы совершали преступления, о которых не подозреваем, но сновидение позволяет прочувствовать их последствия. Благодаря сновидениям весь негативный опыт этой или иной жизни мы перерабатываем в мудрость.

- Что может значить этот сон? – спросил мой друг.
- Ты прочувствовал, что чувствует живой человек, если он вдруг оказался убийцей.
- Да. Но живому человеку это трудно вынести. Поэтому, чтобы как-то дальше жить, в убийце должно что-то умереть. Убийца всегда полуживой сам, поэтому и живет, – размышлял он.
- Однако в жизни, не во сне, бывает ведь и по-другому. То, что в человеке способно чувствовать вину, давно мертво, или человек родился без него. Тогда ему легко убить и совсем не тяжело жить после убийства.
- Понимаю. Мой друг детства работал потом киллером. Не знаю, насколько он живой. Его любимая книга – «Война и мир»… Кошмары во снах меня не пугают, скорее забавляют. Но этот сон пугает, хотя самих кошмарных образов в нем не было.
- Но ты же не помнишь, как во сне кого-то убивал? – напомнила я.
- Не помню.
- Твой сон не про убийство. Он о том, что страшнее всего, когда мы в жизни совершаем непоправимое. Это страшно настолько, что лучше чувствовать себя мертвым. Этот сон просто предостерегает.