Государев ключок

Александр Нивин
Старинное предание

В летнюю Казанку (так называют в народе праздник в честь Казанской иконы Божией Матери) посетил я бабушкину родину. Долго шёл песчаным большаком. Казалось, сама благодать льётся сквозь небесную лазурь на земные просторы. Волнуемые ветром поля пестрели цветами. Пахло мёдом. В зелёных кущах распевали птицы.
Повсюду в этом краю вздымаются в полях седые валуны, иные размером с русскую печь. Помню, как поразил меня в детстве рассказ о пьянице, которого зимней ночью "водил чёрт".  Дабы окончательно насмеяться над грешником, лукавый внушил ему иллюзию, будто такой вот грандиозный камень в поле - это теплая домашняя печка. Мужик разделся, разулся и улёгся на камне спать в лютый мороз. Окоченелого сняли его с камня односельчане.
И вспомнилась мне легенда, которую поведала моя бабушка, - легенда о Государевом ключке...
"За деревней нашей - Пузырьковым - есть поле такое - Гремяк да Гремяк... На самом краю поля того - крюча. Берега яё - что стены, ничуть не повоней. Спустишься вниз - там бьют два ключа. Считается, что один из них - ясный - с живою водой, а другой - красноватый - с мертвой. Вода и на вкус-то разная. Эти два ключа пониже сливаются воедино, образуя ручей Гремяк.
Старики, бывало, рассказывали, что здесь в давние времена церковь провалилась в землю, а звон её колоколов по сию пору из глубины раздаётся. В детстве мы, девчушки, мальчуги, саберимся ватагуй - и айда на Гремяк! Долго лежим на горке, затихши, прислухиваемся... "Ну что? Звонят колокола?" - "Звонят, звонят!" Вот было радости, как услышим...
Взрослые нам не верили - они  не слышали ничего. Ведь тыи тихие звоны различить может только незамаранная грехами душа. Вот мы, дети, и радовались. А, может, это вода по камушкам звенела? Водица-то чистая, как серебро. Зимой не замерзала никогда. Да и целебная, лечились ею.
Такую рассказывали быль-небыль... Стояла тут церковь - с давних времён. В её строительство вложил деньги один богатый-разбогатый купец. На старости лет решил  Богу угодное дело сделать, старые грехи замолить. Никто не знал, не ведал, что те деньги, которые пошли на эту церковь, не чистые были - с грабежом да душегубством связанные.
Некоторое время все было чин-чинарем. Церковь на холме поставили. Служил в ней один священник. За мудрость да за преклонный возраст называли его Стариком. Безгрешная душа, безотказный, всим помогал. Службу вёл строго по канону. Долго служил. Но всему бывает конец. Говорят: "Земля-вода останется, а нас не будет".
После того, как упокоился с миром батюшка, прислала  епархия на его место молодого дьячка. Шустрый был малый, прощелыга, каких нет. Никакого греха не боялся. Церковное серебро-золотишко в момент раскрал, продал. Стали в церкви бражники собираться - пили, плясали... Верующие проходили мимо, слыша как там в гармонь играют, только крестились. Так всих верующих людей от храма и отвадил этот дьяк.
Как-то раз во время очередного сборища заслышали богоотступники колокольный звон. Вышли, глядят... Звонница-то пуста. А на небе такое светопреставление: тучи зашли, молонье засверкало, гром загремел такой, что халэмъя ходуном заходили!
Спужались мужики да бабы, на колени повалились, взялись молиться. Тут и рухнула церковь, разом в землю ушла. На том месте, где она провалилась, заплакала земля, пробились два ключа...
Некогда сам царь-государь бывал в наших краях. Случилось ему здесь охотиться со свитой. Встретилась государю императору крестьянка, что несла на коромысле полные  ведра. Подивился батюшка царь молодухе, что она из лесу в деревню воду несёт. Неужто колодца в деревне нет? Молодуха отвечает учтиво: "Это, государь батюшка, не простая - лечебная водица. Свекровка у меня хворает, вот и хожу на ключ"...  И объяснила царю, что живую воду пить надобно, а мертвой - обмываться.
Покухал царь воду - понравилась. Распорядился в свой дворец в Санкт Петербург из этого источника воды набрать. Хоть и царь был, а хворал, и врачи заморские помочь ему не могли. Начал батюшка царь водой из нашего Гремяка лечиться. И выздоровел бы... Да убили государя - прямо в столице - злодеи окаянные. Не стало доброго царя. А ключ наш двурогий с той поры прозвали Государев ключок.
Может, люди и приукрасили что, но место это, и впрямь, не обычное: так тебя и осыпает радостью у этого ключа, будто душа к небу возносится!"

____________________
Примечания.
Под рубрикой  "Предания нашего края" легенда "Государев ключок" напечатана в опочецкой газете "Красный маяк" 30. 08. 2003. С. 2.