Пабло Пикассо. Путь гения. Часть3

Койфман Валерий
 «ПАБЛО ПИКАССО. ПУТЬ ГЕНИЯ» (ЧАСТЬ 3)
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Творчество Пикассо настолько разнообразно, что созданное им кажется работой многих мастеров, живущих в разное время, не имеющих между собой ничего общего и даже враждебных друг другу по своим эстетическим принципам.

 В 1907 г. Пикассо пишет свою знаменитую картину «АВИНЬОНСКИЕ ДЕВУШКИ», 1907, муз. соврем. иск,. Н.-Й..

Пабло работал над ней несколько месяцев. Создал сотни подготовительных рисунков и эскизов. Вход в ателье был для всех закрыт в течение этого времени. Когда же друзья, художники, писатели, коллекционеры были допущены к огромному холсту (244 х 234 см.), оно вызвало у них оцепенение, шок и ужас. Друзья привыкли к творчеству Пикассо, и всегда защищали его первыми.
Но на этот раз... Матисс был в бешенстве; Аполлинер – недоумевал, русский коллекционер Щукин пришел к Г.Стайн в слезах со словами: «Какая потеря для французского искусства!», а он, действительно, любил творчество Пикассо.
Ж.Брак, новый друг – художник, впоследствии соратник Пикассо по кубизму заявил:
«Такое впечатление, что он хотел накормить нас паклей и напоить керосином!»
На полотне изображены пять обнаженных женщин, сгруппировавшихся вокруг натюрморта, изображенного на первом плане. Лица их напоминают маски, тела - негритянские скульптуры. Руки, груди, складки одежд ломаются острыми углами, и голубой фон, на котором изображены фигуры, кажется куском большого оконного стекла, треснувшим в разных направлениях.
Многочисленные эскизы и рентгенологические исследования показали, что вначале Пикассо задумал полотно более повествовательным, как некую аллегорию бренности жизни, близкое к его работе „La vie“ («Жизнь»,1903).
Это должна была быть семифигурная композиция (пять женщин легкого поведения и две мужские фигуры: студента-медика с черепом в руке и моряка). Затем Пикассо  убрал одну женскую фигуру, затем студент превратился в женщину, стоящую слева, его плечо превращено художником в грудь женщины. Позже исчез и моряк и, в конце концов, картина превратилась в коллективный портрет девушек легкого поведения из Авиньона.
В помощь рассуждениям, что влияло на Пикассо при создании «Авиньонских девушек», можно представить несколько картин. Со времен Ренессанса обнаженная натура была любимой темой живописцев и скульпторов. В 19 веке Жан - Доминик Энгр создает «ТУРЕЦКИЕ БАНИ», а позднее Сезанн «ПЯТЬ КУПАЛЬЩИЦ». Без всякого сомнения, очевидно, что композиция «АВИНЬОНСКИХ ДЕВУШЕК» (ИЛИ «БАРЫШЕНЬ», как иногда иронично говорят специалисты) вызывает в памяти вышеупомянутые работы Энгра и Сезанна. Но каковы и различия!

В картине ослаблена связь с реальностью, фигуры, развлекающихся женщин прижаты к плоскости, разбиты на мелкие части геометрическими формами. Цветовая гамма решена в довольно мрачных синих и коричневых тонах. Если слева ещё угадывается световая моделировка, то справа форма передается направлением штриха.
Значение «Авиньонских девушек» не в их художественном совершенстве, а в революционных свойствах живописи Пикассо. По мнению искусствоведов, эта картина стала отправной точкой современного искусства. Впервые художник порывает с очевидным и создает собственную живописную Вселенную.

Как бы то ни было, и сегодня ничто не заставляет нас восторгаться «Авиньонскими девушками», но нужно воздать им должное уважение.
Мы уже знаем, что именно эта картина явилась началом совершенно нового огромного направления в искусстве – кубизма, который перевернул всю европейскую культуру и выдвинул много выдающихся мастеров и новые направления в искусстве. «Авиньонские девушки» для модерна равны по значимости мощам святого.