Клевета ядовитая. Заметки адвоката. Лермонтову-4

Ольга Николаевна Шарко
Начало эссе - http://www.proza.ru/2019/03/11/1346
Предыдущая часть - http://www.proza.ru/2019/03/14/1154



Часть 4.  ПРЕЗУМПЦИЯ  НЕВИНОВНОСТИ


По профессии я – адвокат. Поэтесса. Живу и работаю в городе Пятигорске… Но думала ли я, прекращая свой адвокатский статус при выходе на пенсию в 2006 г., что жизнь и совесть моя …поставят меня перед необходимостью, выражаясь языком юриспруденции, – принять поручение на защиту чести и достоинства подло убитого и безбожно оболганного – Михаила Юрьевича Лермонтова: отважного офицера и великого поэта России, верного и преданного сына своего отечества, считавшего ложь и предательство – высочайшей низостью для русского дворянина; …что мне придётся защищать Его от клеветы и напраслины, от вероломной лжи, и …отмывать Его Имя – от не-Его «немытой России»!?.

В «доказательствах» и «оговорах» я разбираюсь – на профессиональном уровне, и настоящее эссе построено мною на принципе презумпции невиновности: как говорится, – со знанием дела.

Итак, – п р и н ц и п   п р е з у м п ц и и   н е в и н о в н о с т и – в юриспруденции означает, что: человек, привлечённый к уголовной ответственности по обвинению в совершении преступления, считается   н е в и н о в н ы м,  пока его виновность в инкриминируемом ему деянии не будет   д о к а з а н а   в   с у д е.  Причём, все сомнения должны толковаться в пользу обвиняемого или, другими словами,  в  п о л ь з у   е г о   н е в и н о в н о с т и.

Но – задача моего эссе – как бы – совершенно обратная: я вынуждена доказывать
н е п р и ч а с т н о с т ь   Лермонтова к авторству, в то время, как по духу закона – именно те, кто назвал и продолжает называть Его автором «немытой России»… – именно   о н и!   должны бы доказывать  и   д о к а з а т ь!   авторство Лермонтова – российской и мировой общественности!.. Однако – доказательств-то… нет, – да и быть не может. А   о н и   лишь «не исключают», «допускают»… и «мужественно соглашаются» с  устоявшимся  и миллионы раз  опубликованным!.. Их единственный ответ – что, мол, это вы! докажите, что это – не Лермонтов!.. Другими словами, – докажи, что ты не верблюд. …И то подумать: а за что   о н и,   за какой такой «шедевр» держатся? Что может потерять российская литература, если стихотворение «Прощай, немытая Россия», явно порочащее нашу родину и наших великих, – исчезнет со страниц лермонтовского поэтического наследия?..  –  Не только не потеряем, но и – обретём: уважение к себе и своему Отечеству.

…Вы можете пожать плечами: да причём здесь «презумпция невиновности»?.. Разве Лермонтова кто-то в чём-то обвиняет? Очень даже наоборот: стихотворение «Прощай, немытая Россия» для большинства россиян – почти родное: со школьной скамьи – «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…»… Оно, по мнению некоторых авторов, являет гений великого поэта в полном его совершенстве.

Но – сегодня – гений Лермонтова  взывает к Истине и требует защиты: поскольку эти восемь строк, – весьма и весьма далёких от поэтического совершенства (подробно об этом – позже), – строк презрительной ненависти к России, безосновательно приписанных Лермонтову, – фактически являются обвинением в предательстве родины, в очернении её величия и могущества в угоду ненавистникам России, которые и по сей день размахивают первой строкой этого восьмистишия на своих плакатах: то есть… ну да: всем известны эти стихи великого русского Поэта и патриота М.Ю. Лермонтова! Вот, дескать, «ваши великие – всё про вас – уже сказали,  –  даже и добавить-то …нЕчего!»…

Для М.Ю. Лермонтова – вывести своей рукой на чистом листе писчей бумаги – словосочетание «прощай, немытая Россия» – а, значит, вынуть его из своего искреннего сердца! – означает не только отречься от России, но и наплевать в Её храмы, возненавидеть Её историю, не ценить Её культуру, литературу, искусство…

Вред от этого стихотворения – очевиден: оно – в корне меняет наше представление – о  патриотической  личности  великого Поэта, дворянина и отважного русского офицера: делает его двуличным, не имеющим внутреннего духовного стержня; превращает Его из цельной и твёрдой в своих принципах личности – в личность, не устоявшуюся в своих идеалах...

И если у нас, в России такие «великие», то…– позвольте спросить, какова же цена нашим отечественным духовным ценностям!?.

Но – дворянин Михаил Лермонтов – был воспитан в любви к Родине на примерах беззаветного служения Отечеству великих сынов России. Как свидетельствуют однокашники Лермонтова по Юнкерской школе, любимыми предметами Мишеля были – русская история и отечественная словесность… А вот Вам отрывок из сочинения М.Ю. Лермонтова «Панорама Москвы», где юнкер гусарского полка сравнивает каждый камень Москвы – с «надписью, начертанной временем и роком»: «Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?.. Он алтарь России, на нём должны совершиться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества…».

…Обращая Ваше внимание на исключительную честность М.Ю. Лермонтова, – как принципиальную черту характера, – и чтобы подтвердить документально офицерскую и гражданскую преданность России, – дабы не быть голословной, – привожу Вам, дорогой Читатель, сохранившийся черновой автограф письма Лермонтова к Великому Князю Михаилу Павловичу, датируемый между 20 и 27 апреля 1840 В.А. Захаровым в «Летописи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова»:

«Ваше Императорское Высочество!

Выписанный по приговору военного суда тем же чином в армию, неся гнев государя Императора и Ваш, я <без ропота> с благоговением покоряюсь судьбе моей, ценя в полной мере вину мою и справедливость заслуженного наказания. Я был ободрён до сих пор надеждой иметь возможность усердною и ревностною службой загладить мой проступок, но, получив приказание явиться к господину генерал-адъютанту графу Бенкендорфу, я из слов Его Сиятельства увидел, к неописанной моей горести, что на мне лежит не одно обвинение за дуэль с господином Барантом и за приглашение его на гауптвахту, но ещё самое тяжкое, какому подвергнулся человек, дорожащий своей честью, офицер, имевший счастье служить под высоким начальством Вашего Императорского Высочества. Граф Бенкендорф изволил предложить мне написать письмо господину Баранту, в котором я бы просил у него извинения в ложном моём показании насчёт моего выстрела. Ваше Императорское Высочество! Хотя не имею больше счастия служить под командою Вашею, но ныне осмеливаюсь прибегнуть к высокой Вашей защите. Великодушное сердце Ваше позволит мне сказать Вам со всею откровенностию: могла быть ошибка или недоразумение в словах моих или моего секунданта, личного объяснения у меня при суде с господином Барантом не было, но никогда я не унижался до обмана и лжи.
Вашему Императорскому Высочеству осмеливаюсь повторить сказанное мною в суде: я не имел намерения стрелять в господина Баранта. Не метил в него, выстрелил в сторону и это готов подтвердить честью моею. В доказательство намерения моего не стрелять в господина Баранта служит то, что когда секундант мой Столыпин подал мне пистолет, я ему сказал по-французски: «je tirerai en I’air <я выстрелю на воздух>».
Чувствуя в полной мере дерзновение моё, я, однако, осмеливаюсь надеяться, что Ваше Императорское Высочество соблаговолите войти в моё трудное положение и защитить меня от незаслуженного обвинения.
С благоговейною преданностию имею счастие пребыть Вашего Императорского Высочества всепреданнейший Михаил Лермонтов, Тенгинского полка поручик».

Из этого письма мы видим, что Михаил Лермонтов  –  просит защиты. Но… от чего? От обвинения графа Бенкендорфа в даче ложных показаний относительно выстрела, произведённого «на воздух» в дуэли с Барантом, сыном французского посла в России. То есть от обвинения в том, что он, Лермонтов, якобы – солгал в суде!.. Бенкендорф понуждал Лермонтова принести извинения в письменном виде Баранту лично. Но «неописанная горесть» Михаила Лермонтова заключается в том, что  обвинение во лжи – это и есть обвинение «самое тяжкое, какому подвергнулся человек, дорожащий своей честью, офицер...». И – очень важное для нас – это лермонтовское «…но никогда я не унижался до обмана и лжи».

…Почему граф А.Х. Бенкендорф занял такую позицию, унижающую русского офицера – это, как говорится, особая история: дело в том, что именно граф Бенкендорф, – по нижайшей просьбе бабушки поэта Арсеньевой Е.А., урождённой Столыпиной, – заступился за Лермонтова, вызволяя его из первой кавказской ссылки.

В представлении шефа жандармов Генерала-Адъютанта Графа А.Х. Бенкендорфа за № 1647 от 24 марта 1838, адресованном военному министру А.И. Чернышову, мы читаем: «…я имею честь покорнейше просить Ваше Сиятельство в особенное, личное мне одолжение испросить у Государя Императора к празднику Св.Пасхи Всемилостивейшее, совершенное прощение корнету ЛермАнтову, и перевод его Лейб-Гвардии в Гусарский полк»… Граф А.Х. Бенкендорф, видимо, был весьма уязвлён повторным опрометчивым проступком со стороны молодого человека, заступаясь за которого – он просил об «особенном личном одолжении»!.. А молодой человек, – вместо того, чтобы быть "тише воды, ниже травы", – не только подвёл Его Сиятельство графа А.Х. Бенкендорфа, но ещё и осмелился жаловаться на своего заступника Великому Князю!..

Верность – наряду с честностью и любовью к своей родине, – по мнению Лермонтова, – это  непреходящие  духовные ценности русского дворянина, – впрочем, как и любого человека вообще: без этих непременных и обязательных личностных качеств – говорить о чести – не приходится, ибо тот, кто не удержался на высотах Верности – является презренным предателем, которого не уважают даже те,   к о м у   он прЕдал, ибо: если ты предал  своих!.. – то чего же ожидать от тебя дальше?!.

«…Правда всегда была моей святыней», – пишет Михаил Лермонтов ещё в феврале 1837-го, излагая письменно «Объяснение корнета Лейб-гвардии Гусарского полка ЛермАнтова» по поводу непозволительных стихов на смерть А.С. Пушкина: "...правда всегда была моей святыней, и теперь, принося на суд свою повинную голову, я с твёрдостию прибегаю к ней как единственной защитнице благородного человека перед лицом царя и лицом Божиим."

Такой была жизненная позиция Михаила Лермонтова и в стихах, и в реальной действительности.

В литературной полемике, открытой по вопросу сомнительного авторства М.Ю. Лермонтова в отношении «немытой России» известным писателем В.С. Бушиным в 1989 году, в немалом списке последующих публикаций разных авторов – можно прочесть и различные мнения. Не ставлю себе задачей оппонировать какому-либо конкретному уважаемому публикатору, но… – по «некоторым доводам некоторых авторов» о возможном авторстве М.Ю. Лермонтова …смолчать не могу.

       1. Есть мнение, что Лермонтов, обладая «взрывным» характером, был переменчив в настроении, и, поддавшись внезапно нахлынувшему «раздражению», – …вполне мог написать эти восемь строк…

Думается, никто и не станет спорить с тем, что любовь к Родине – не может быть «пересмотрена» в зависимости «от настроения», ибо «разочароваться» возможно, например, в конкретном «Иван-Иваныче», но никак не в Родине!.. Родина – это на всю жизнь. Родина – это незыблемая духовная ценность поэта и офицера М.Ю. Лермонтова... Акцентирую Ваше внимание, дорогой Читатель, и на то, что Лермонтов – служил не где-нибудь, а в Лейб-Гвардии гусарском полку, то есть в царских войсках, и выше – уже некуда. А гусары, составляя элиту высшего общества, являлись гордостью нашей Родины: например, Д.В. Давыдов, А.С. Грибоедов, Р.И. Багратион… – доказавшие своею жизнью и смертью – беспримерную верность и любовь к своему отечеству – России. Для оценки личности великого Поэта и русского офицера Лермонтова – для нас с Вами – это очень многое значит и об очень многом говорит.

Здесь нельзя умолчать, что… – было бы слишком поверхностным и опрометчивым пытаться обозначить в двух-трёх словах характер такой многогранно-талантливой в различных проявлениях жизни, такой цельной и патриотичной личности как Лермонтов. «Взрывной», «переменчивый», «неуравновешенный»… – это возможные частности в отношениях с людьми. Но только не с Россией, только не с родиной!.. Не надо «передёргивать карты». Не надо упрощать и примитивизировать личность Лермонтова. Не надо переносить его вполне возможную взрывную нетерпимость к проявлениям человеческой нечестности, непорядочности, продажности и предательства – на отношение к «священному блеску» седин отечества (курсив мой):

Москва, Москва!.. люблю тебя,  к а к   с ы н,
Как   р у с с к и й,  – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот   К р е м л ь,   зубчатый, безмятежный…

(Поэма «Сашка», 1836)

И в этой же поэме двадцатидвухлетний поэт Лермонтов приносит ещё одну клятву родине:
«…К л я н у с ь   н е   р а з л ю б и т ь   М о с к в ы!»

…Хочется воскликнуть здесь, говоря языком Библии: смОтрите – да не видите; слушаете – да не слышите; читаете – да не разумеете!.. Упрощать и чернить Лермонтова – любимое занятие как Его недругов, так и людей с поверхностным взглядом на происходящее…

…Но, впрочем, уж если и пытаться охарактеризовать Лермонтова «в трёх словах», то этими словами могут быть – …лишь три высочайшие личностные качества Поэта: Честность, Любовь к великой Родине и беззаветная Преданность – Ей…



       2. Приведу ещё одно возражение на мнение ещё одного из уважаемых публикаторов, с которым я ознакомилась в интернете.

…Желая непременно оставить стихотворение о «немытой России» в списке произведений великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, автор пытается убедить нас, что Михаил Лермонтов – одновременно – мог любить «родину», но ненавидеть – «государство», ибо эти понятия – «далеко не одно и то же».

…Я понимаю, конечно: автор пытается …совместить несовместимое, а именно – личность Поэта (ибо куда же денешь Его «Родину», опубликованную в том же апреле того же 1841 года!) и приписываемую Ему в течение 127-ми лет «немытую Россию».

Признавая «интересность» этой мысли, – но применительно именно к Лермонтову! – не могу не высказаться.

Конечно, понятия «родина» и «государство» – понятия - как бы - разные: «родина» – это там, где ты родился, то есть понятие человеческое, философское; а «государство» – понятие юридическое, правовое. Но обозначают эти понятия – одну и ту же территорию в чётко определённых границах, – и в этом аспекте они совершенно совпадают. Иными словами это, к примеру, – соотношение конкретной «человеческой личности» с его «паспортными данными». И если кто предаёт интересы своего государства (правительства), то он - по факту - вредит! своей, якобы любимой родине, которая является  ч а с т ь ю  ненавидимого им государства. Так  разве  - это - возможно без ущерба для родины? Неужели здесь могут быть какие-то сомнения!?. …А теперь скажите мне: возможно ли отделить государство от родины без ущерба в целостности и в восприятии проявления?.. Нет, не возможно. …Так почему же наш Лермонтов-офицер, - то есть один из многочисленнейших "винтиков" государственной машины! - должен был так двойственно и разобщённо воспринимать Россию?!.

…Из письма М.Ю. Лермонтова к М.А. Лопухиной от 2 ноября 1832 года: «…так вот я теперь – воин; – быть может, это особенная воля Провидения! – быть может, это путь самый короткий… Умереть со свинцовой пулею в сердце стоит медленной агонии старика; – итак, если будет война, клянусь Богом быть везде первым…».

Как   о ф и ц е р   российской царской армии – он принёс военную присягу «на верность службы Его Императорского Величества», и действительно всю оставшуюся жизнь служил Великому государству Российскому – верой и правдой, с надлежащей офицерской отвагой, – и  был представлен  военным начальством  к боевым наградам, хоть царь и не пожелал наградить  опального  поручика Тенгинского пехотного полка М.Ю. Лермонтова…

Как   п о э т  –  он тоже подтверждает свою любовь и преданность Родине – неоднократно. Это Его рука выводит стихотворную клятву: «…Клянусь не разлюбить Москвы!». Это Он пишет  2 сентября 1832 года в письме к М.А. Лопухиной : «…Москва есть и всегда будет моя родина. – Я в ней  родился,  я в ней много  страдал,  в ней был  чрезмерно  счастлив». И, наконец, это Его рука, – рука уже дважды-сосланного поэта и офицера,  –  вывела на бумаге, адресованной на имя Великого Князя Михаила Павловича в конце апреля 1840 года: "С благоговейною преданностию имею счастие пребыть Вашего Императорского Высочества всепреданнейший Михаил Лермонтов, Тенгинского полка поручик»!..

И действительно: только "всепреданнейший Михаил Лермонтов" мог написать стихи о российском "грозном щите любви и гордости народной", адресованные "мелким безумцам, мнящим грязными руками венец блестящий запятнать":

Что это: вызов ли надменный,
На битву ль бешеный призыв?
Иль голос зависти смущенной,
Бессилья злобного порыв?..
Да, хитрой зависти ехидна
Вас пожирает; вам обидна
Величья нашего заря;
Вам солнца божьего не видно
за солнцем русского царя.

              М.Ю. Лермонтов("Опять, народные витии...", 1835)



Строки восторженной любви к России, полные гордости за своё могучее и славное отечество мы находим и в «Бородино», которое мы все знаем и любим:

…Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
               За родину свою!..

…Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
              Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
              Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
              Мы в бородинский бой!..


Но у нас – есть ещё и понятие «малой родины». Для Лермонтова это, прежде всего, – Москва. И в любимом нами «Бородино» отчётливо выражена гражданская позиция Поэта: Он  –  не отделяет  «Москву» от «родины» всех русских, то есть от «государства»: «Уж постоим мы головою/За родину свою!..» и далее: «Ребята! не Москва ль за нами?/Умрёмте ж под Москвой,/Как наши братья умирали!»...

…У Лермонтова – всё есть: все ответы – на все вопросы. Надо лишь не только смотреть, но и видеть; не только слушать, но и слышать; не только читать, но и – вчитываться, вникая с умом в написанные строки…




Продолжение - http://www.proza.ru/2019/03/17/1069
Часть 5. Литературный анализ первой строфы «Прощай, немытая Россия»…


© Copyright: Ольга Николаевна Шарко, 2014
Свидетельство о публикации №114101500174 (на сайте "Стихи.ру")