Женевские каникулы. Из путевого дневника

Евгений Молчанов 3
Высокая оценка Школ ОИЯИ и ЦЕРН для российских учителей физики прозвучала в докладе директора ОИЯИ академика Виктора Матвеева на недавней сессии Комитета полномочных представителей правительств стран-участниц ОИЯИ. Очередная, пятая школа проходила в ЦЕРН с 3 по 9 ноября. В ее работе приняли участие 30 российских педагогов, представлявших многие российские регионы, а в качестве лекторов и гидов - российские ученые и специалисты, работающие в ЦЕРН. Это был тот самый случай, когда законный каникулярный учительский отпуск был до предела заполнен напряженной творческой работой по освоению самых передовых достижений современной физики.

 3 НОЯБРЯ. На борту самолета Москва - Женева. Открываю свежий номер "Московских новостей". Внимательно прочитываю рецензию Дмитрия Быкова (не только писателя, но и педагога) на фильм по роману Алексея Иванова "Географ глобус пропил" и... погружаюсь в психологические проблемы российских учителей. Потом еще раз пробегаю программу предстоящей недели в Женеве и понимаю, что думать о своих проблемах участникам школы будет совсем некогда. Им здесь столько предстоит!..

Женева встретила нас, после московского прохладного дождя, довольно приветливой сухой погодой. Завтрашние "школьники", учителя физики из российских школ, с которыми мы летели одним рейсом, и другие, уже подлетевшие, из двух следующих рейсов, собрались вечером на оргсобрание в "Амфитеатре" - том самом зале, из которого 4 июля 2012 транслировался на весь мир семинар, посвященный бозону Хиггса. Мы в Дубне тоже приобщились к этому событию. И голос Дубны прозвучал там тоже, и яблоку негде упасть в Доме международных совещаний, где была организована трансляция из Женевы в одно время с австралийским Сиднеем, принимавшим Рочестерскую конференцию… Завтра утром мы встретимся в 40-м корпусе.

Говорят участники школы

ЦЕРН - это удивительное место, где сплетены воедино наука, молодость, энтузиазм и преданность своему делу, здесь звучат многие языки и всегда добрые улыбки на лицах. Мои коллеги искренне позавидовали тому, что есть такая замечательная программа для учителей физики. А кому как не нам рассказать об этом ученикам? Я уже успела провести несколько бесед о своей поездке, рассказать об LHC, воспользовавшись подаренными плакатами и видеофрагментами.

Мик Сторр - прекрасный организатор всей программы. Его улыбка незабываема! Эту энергию, добро и позитив хочется передать детям. Очень внимательно, терпеливо с нами работала Марина Савино. Огромная благодарность за возможность побывать в самом центре современной науки - Объединенному институту ядерных исследований в лице С. Пакуляка.

Надежда Касьянова, Кондопога, Карелия.

Суета повседневных забот: тетради, уроки, опыты, ученики, которые вас ждут... И вот приходит известие - вы в команде учителей России едете в ЦЕРН - сердце науки! Такое бывает раз в жизни... Вы стоите в ускорительном павильоне и слушаете рассказ человека, который причастен к открытию новой частицы, началу нового века в познании микромира...

Мы идем по Женеве, заходим в Музей археологии и в собор Святого Петра, пересекаем на катере  Женевское  озеро и даже успеваем поймать в объектив радугу на знаменитом фонтане...

Теперь, когда все позади, закончились  Женевские   каникулы , я уже выступила с лекцией перед преподавателями курсов переподготовки по естествознанию и экологии, учащимися, подала заявку на проведение мастер-класса для преподавателей физики колледжей Москвы. Хочу приехать с ребятами в Дубну на экскурсию, двух своих учеников стараюсь увлечь физикой, готовлю их в институт.

Гулия Шарипова, Москва.

4 НОЯБРЯ. Открытие школы. Знакомство с ЦЕРН и ускорителями. SM18 - здесь собирают и тестируют магниты. В "Микрокосме". Введение в физику частиц.

Профессор Сержио Бертолуччи, заместитель генерального директора ЦЕРН, широко улыбаясь, сказал: "Рад видеть вас в ЦЕРН. Рад, что эта программа имеет такой успех. Вам очень повезло со временем, вы сможете побывать во многих очень интересных местах, понять, что здесь происходит, пока коллайдер и детекторы остановлены на реконструкцию, чтобы довести весь этот комплекс до проектных энергий. Вы знаете, что в прошлом году в ЦЕРН был большой праздник, мы вместе с коллегами отмечали на семинаре 4 июля большой успех - достоверное наблюдение бозона Хиггса в двух независимых коллаборациях, и ярким подтверждением этого успеха стало присуждение Нобелевской премии по физике - именно за работы, связанные с предсказанием этой частицы.

Я особенно рад встретиться с вами, потому что в ваших руках наше будущее. Вы воспитываете в ваших учениках любознательность, любовь к наукам, а наша физика нуждается в молодых и хорошо обученных ученых. Надеюсь, наша программа позволит вам прикоснуться к самому переднему краю современной физики, и вы передадите своим ученикам ваши ощущения, все, чему здесь научитесь...".

Тему, от имени российских ученых, работающих в ЦЕРН, продолжил член-корреспондент РАН Виктор Саврин, заместитель директора НИИЯФ МГУ: "Будем ждать ваших учеников в российских университетах!".

Первые вопросы - первые ответы. Отвечая на вопрос о сотрудничестве ЦЕРН - Россия, профессор Бертолуччи сказал (перевод Марины Савино):

– Россия играет очень большую роль в ЦЕРН, и не только в создании LHC, и не только в последние годы. Когда вы будете посещать эксперименты, вы увидите не только оборудование, не только магниты, вы восхититесь не только российскими умами, но и узнаете, как много сделано руками российских специалистов, и этот вклад особенно важен сейчас, когда Россия становится ассоциированным членом ЦЕРН. Надо вам напомнить, что все основные институты в России - и ОИЯИ, и Будкеровский институт, и "Курчатовский институт", и, конечно же, Московский университет и многие другие центры играют очень важную роль во всех экспериментах. Надо просто напомнить: первый антипротон-протонный коллайдер был задуман благодаря российским идеям. Что касается компьютинга на LHC, то первый уровень обработки данных, на который поступает информация с детекторов, будет установлен в "Курчатовском институте", и конечно же, в ОИЯИ, и это очень важно. Мне очень приятно видеть это объединение институтов, эту совместную работу и в то же время соревнование-сотрудничество. Это здорово, так как и должно быть...

Директор УНЦ Станислав Пакуляк обратился к учителям с такими словами: "Ваша миссия очень важна как для ЦЕРН, так и для ОИЯИ, то есть для будущего наших международных центров и всего человечества. Пятая школа в ЦЕРН - это наш первый небольшой юбилей. По решению дирекции ОИЯИ эта программа полностью поддержана бюджетом нашего Института".

Руководитель программы от ЦЕРН Мик Сторр задался вопросом:

"Почему ЦЕРН приглашает на свою территорию учителей физики? Около тысячи учителей бывают здесь ежегодно, работает 35 программ на 20 языках, к которым привлекаются ученые ЦЕРН, владеющие этими языками. Около ста тысяч посетителей бывают ежегодно в ЦЕРН (это Мик хорошо знает как руководитель экскурсионного бюро). Все больше становится российских посетителей, что не может не радовать. Сержио Бертолуччи очень хорошо сформулировал миссию таких школ: помочь учителям вдохновить своих учеников современными достижениями в физике, направить их на путь служения науке. И цель таких программ - приблизить исследователя к проблемам школы: из вашего общения могут возникнуть новые идеи, методы, которые будут служить достижению этой благородной цели. И поэтому мы стараемся по максимуму создать возможности для такого живого общения.

Кроме того, что мы приглашаем учителей в ЦЕРН и участвуем в организации таких школ в странах-участницах, проводим в режиме реального времени видео-конференции, в которых активно участвует и ОИЯИ, транслируя происходящее для российских школ. Такие мероприятия поощряют школьников и студентов к активному общению с исследователями в ЦЕРН, и часто мы убеждаемся, что будущие физики гордятся этим общением.

Из всего этого можно вывести численный итог, который я бы назвал фактором умножения. Один учитель в течение года может повлиять на сто учеников, а тысяча учителей за десять лет может вырастить миллион! Конечно, не все они придут в физику, но многие из этой среды свяжут свою жизнь с исследовательской работой. Недавно ЦЕРН организовал школу, в которой участвовали 52 учителя из 29 стран Африки. В одном классе в Уганде сколько учеников? Очень много - от пятидесяти до ста! У вас сколько? Двадцать-тридцать... Так и получается фактор умножения.

Мы хотим, чтобы за эти несколько дней вы прониклись таинством науки, красотой и романтикой поиска и сумели увлечь этим своих учеников. Ведь именно благодаря вашей работе, воспитанным вами ученикам, строится будущее и ЦЕРН, и ОИЯИ, и всей мировой науки. Мы постарались создать для вас максимально благоприятные условия, чтобы познакомиться с учеными, работающими в ЦЕРН, а вы сможете познакомить с ними ваших учеников, их родителей. Ведь от родителей тоже очень многое зависит. А может быть, и вы нас тоже чему-то научите...

В лабораториях ЦЕРН вы убедитесь, что наука жива! Хотя по школьным учебникам она закончилась еще в прошлом веке".

В этот день и почти до конца недели в ЦЕРН работала съемочная группа телеканала "Россия-24". И некоторые наши лекторы - российские ученые, работающие в ЦЕРН, озабоченно поглядывали на часы, чтобы не опоздать к назначенному интервью... Российское ТВ снимало в ЦЕРН одну из серий проекта, посвященного крупнейшим международным экспериментам ХХI века...

Вводную лекцию "Знакомство с ЦЕРН" на школе прочла Марина Савино. Ее презентация погрузила наших учителей в удивительный мир научного поиска и эпохальных открытий, познакомила с "отцами-основателями" и их преемниками, с развитием ускорительной и экспериментальной базы для исследований по физике частиц.

Александр Ерохин, выходец из Будкеровского института ядерной физики в Новосибирске, работает на LHC, занимается сверхпроводящими магнитами и системами их защиты. Сегодня его первая лекция-знакомство с ускорителями, завтра вторая. Первую он посвятил прошедшему "веку ускорителей", в котором были заложены основные принципы ускорения частиц и ядер, создано огромное семейство машин, охарактеризовал основные методы ускорения.

После обеда - на SM18, в павильон со стендами для испытания магнитов. К Александру присоединился второй гид - Юрий Ермолин, представляющий в ЦЕРН Мичиганский университет. Здесь и дальше, на других "точках", наша команда разбивается на две или несколько групп, чтобы всем все было видно, слышно и понятно. Ну и, ясное дело, - как же упустить по ходу такую возможность и не сфотографироваться в самом что ни на есть натуральном модуле LHC! Мы в группе с Юрием, который демонстрирует не только глубокие познания всех тонкостей вот этих самых магнитов, но и свой собственный опыт их сборки, настройки, юстировки, особенностей их поведения в условиях длительной эксплуатации. Поднимаемся на эстакады и видим простирающийся далеко и широко огромный зал, который я пытаюсь сравнить с нашим тоже не мелким 205-м в ЛФВЭ, окрещенным в начале 80-х "гектаром под крышей". Этот, церновский, больше раза в три-четыре...

Потом мы перемещаемся в Музей ЦЕРН - "Микрокосм". Юрий остается с нами, и к нему присоединяется Николай Зимин (ЦЕРН, ОИЯИ). Теперь мы в группе Николая. Его многолетний опыт гида и лектора, доскональное знание не только "матчасти", но и особенности физики процессов, в ней происходящих, не дают группе расслабиться, разве только чуть-чуть поучаствовать в разных виртуальных играх, процессах, рассеянных по всей территории музея. Это очень насыщенное информационное пространство. Многоуровневое и практически все охватывающее. Блицы наших коллег сверкают непрестанно.

В конференц-зале - пристанище церновских и не только теоретиков Дмитрий Горбунов (ИЯИ РАН) читает "Введение в физику частиц". Между прочим, 38-летний физик-теоретик - лауреат премии Президента России для молодых ученых, автор десятков статей в престижных научных журналах, имеет высокий индекс цитирования - около 1000, автор книги "Введение в эволюцию Вселенной". Дмитрий, как и большинство лекторов школы, не впервые участвует в этих программах.

Заключительный на сегодня "урок" называется работой в группах (на снимке). Марина Савино разбивает всех участников на четыре команды и дает задание сформулировать вопросы физикам "от себя и от учеников". И за длинными обеденными столами кипит работа - в результате общих обсуждений на листах бумаги остаются самые важные вопросы - в помощь организаторам и лекторам следующих школ...



Говорят участники школы

Уже само по себе появление рядовых учителей физики в ЦЕРН - это сверх всякой мечты, не говоря о том, что мы получили колоссальные знания из первых уст. Конечно, такие мероприятия в Дубне или в Женеве поднимают былой авторитет физики, в то время как наши выпускники стремятся стать экономистами, юристами и т.д. Видя, как живут и работают сегодняшние ученые в Дубне или в Женеве, волей-неволей начинаешь внушать своим ученикам и коллегам, что за фундаментальной наукой, за физикой частиц - будущее.

Едва вернувшись домой, я провел во всех классах с 8-го по 11-й урок, посвященный поездке в ЦЕРН. Дети были очень довольны. 22 ноября в рамках курсов, которые проходили в городе Октябрьском, я рассказал о научной школе учителям западной части Башкортостана (это города Октябрьский, Туймазы, Белебей и несколько сел и деревень). 27 ноября - выступление перед директорами и учителями школ Оренбургской области, опять же в рамках курсов, 29-го - для учителей города Уфа.

Выражаю огромную благодарность оргкомитету Школы за то, что помогли открыть этот удивительный мир.

Ильдар Валитов, Стерлитамак, Башкортостан.

Когда-то в детстве я прочитала повесть братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу", и меня поразил образ ученого, созданный авторами. Я была уверена, что это гипербола, преувеличение, что такие фанаты науки бывают только в книжках. Благодаря Школе я увидела таких людей в реальной жизни. Людей, получающих удовольствие от непрерывного познания неизвестного, от сложных и, на первый взгляд, неразрешимых задач. Я бы хотела, чтобы мои ученики выросли такими же целеустремленными, умными, дерзкими в своих идеях и способными проверить их экспериментально, пусть даже через тридцать лет после выдвижения гипотезы.

Что я смогу рассказать своим ученикам? Прежде всего, наука есть! Что этот мир безумно интересен и его стоит изучать. О том, что и один в поле воин, а уж целая коллаборация способна решить любую задачу. Я объясню, зачем нужен адронный коллайдер и какие исследования проводятся с его помощью. Самым расчетливым я покажу, что вкладывать такие деньги в исследования выгодно и это имеет огромную экономическую отдачу.

Спасибо за материалы занятий, лекций, которые нам предоставили ЦЕРН и ОИЯИ. Я уже использую их в работе с теми учащимися, которым интересна физика, а таких у нас немало, несмотря на статус школы с углубленным изучением английского языка. Я привезла из ЦЕРН буклеты, в которых описана Стандартная модель и рассказано об эксперименте ATLAS. Их самостоятельно изучают 11-классники на уроках технического перевода. Теперь мои ученики понимают, что иностранный язык - это не цель, а средство.

Евгения Жинкина, Озерск, Челябинская

НОЯБРЯ. Знакомство с ускорителями-2. Космология. Космические лучи. Камера Вильсона. "Ливни знаний". 20 лет открытий. Встреча с российским научным сообществом.

Начало занятий мы с Игорем "прогуляли", потому что договорились с директором ЛФВЭ Владимиром Кекелидзе встретиться на участке эксперимента NA62, куда из Дубны только что доставили очередной строу-детектор. Сейчас в сотрудничестве с коллегами из ЦЕРН там работают наши монтажницы из Дубны Марина Зайцева и Любовь Тарасова...

Встречаемся с нашей группой уже после обеда. Кстати, второй день идет затяжной дождь, так что лекции это то, что надо... Но независимо от погоды дисциплина в группе образцовая. В аудитории все до единого. Очевидна нацеленность участников школы на максимальное погружение в этот новый для них мир: ничего нельзя упустить, или, как писал Борис Пастернак, "во всем... дойти до самой сути"... Коллеги оживленно обсуждают уже второе знакомство с ускорителями - лекцию Александра Ерохина и основы космологии в изложении Дмитрия Горбунова. Георгий Шелков (ОИЯИ) отчитал перед обедом лекцию о космических лучах. И пока мало кто догадывается, какое представление ждет нас в Учебном центре и как это связано с последней лекцией...

Мик Сторр встречает нас, довольно потирая руки: "Послеобеденного сна не обещаю", - и когда все рассаживаются за лабораторными словами, начинает свой рассказ...

- Нас ждет большое приключение. Перенесемся в Шотландию, в 1911 год. Представьте, что вы известные физики и вышли на прогулку по живописным холмам, окутанным туманом. И иногда вас восхищают солнечные лучи, которые прорываются сквозь пелену тумана и причудливо освещают склоны холмов. И вам хочется воспроизвести эти световые эффекты в своей лаборатории. Все что вам для этого нужно, уже приготовлено. И сейчас вы соберете прибор, мы погасим свет и с помощью фонарика будем наблюдать, что же происходит в тумане...

Дальше начинается процесс сборки приборов из пластикового аквариума, плоского деревянного ящика, застланного пенопластом и фольгой, алюминиевой пластины, покрытой черной краской, с желобками по периметру. Необходимые ингредиенты - сухой лед и изопропиловый спирт. Наконец, все четыре команды готовы, приборы заполняются конденсатом, гасится свет, включатся фонарики и просвечивают затуманенные внутренности аквариумов... Экспериментаторы меняют углы освещения, напряженно всматриваются в то, что происходит внутри собранных ими приборов...

Мик включает свет: "А теперь как физики вы должны рассказать, что увидели, и объяснить, что это было".

- Наша команда увидела треки пузырьков разной формы - или ниточки или волокна...

- Мы не знали, что наблюдали. Упорядоченное распределение капель тумана. Время от времени возникали плотные среды. Длинные, короткие и с развилинами...

- Дождик из мелких капель. Они медленно опускались на дно...

- Волнообразный туман на дне прибора. Клинообразные треки длиной 7-8 миллиметров...

Похоже, наши исследователи были близки к разгадке, и общими усилиями, умноженными на знание физических законов, вместе с Миком установили, что наблюдавшиеся треки были следами космических заряженных частиц, оставленными в перенасыщенном туманном облаке.

- Так кто, как вы думаете, лет через сто-двести внесет свой вклад в историю науки? - спросил Мик. - Может быть, ученики наших учеников?

От самодельных приборов - к современным методам изучения состава космических лучей, к программе "Ливни знаний". В этом проекте используются данные, получаемые на установке "Русалка", построенной в ОИЯИ. В компьютерном классе Георгий Шелков (на снимке) по принципу "делай как я" провел с участниками школы что-то вроде мастер-класса по овладению методикой анализа данных. Как и в современной науке, успешной оказывается работа в команде, когда программу исследований сообща выполняют, например, несколько участников школьного физического кружка или виртуального сообщества. Такой командой стали учителя физики. Важно, что в любой момент можно получить консультацию опытных специалистов - физиков ОИЯИ, создавших и сопровождающих этот проект. И участники школы ее получили из первых рук.

Вечером нас ждала новая встреча с Дмитрием Горбуновым в "Амфитеатре", и он рассказал о двух последних десятилетиях открытий в физике частиц и космологии, отмеченных Нобелевскими премиями. Аудитория выросла - пришли российские физики, работающие в ЦЕРН, и за накрытыми в фойе столиками вопросы и ответы продолжались допоздна... Олег Купрацевич из белорусского города Жлобин, что в Гомельской области, спросил у меня, не знаю ли, к кому обратиться, чтобы направить его бывшего ученика, а ныне подающего надежды студента-физика, в Дубну или ЦЕРН. Вернувшись в Дубну, я встречусь на сессии КПП ОИЯИ с профессором Николаем Шумейко, и он охотно откликнется на просьбу соотечественника...

Говорят участники школы

Проведенная в ЦЕРН неделя привела меня в совершенный восторг! Причины этого эффекта (по возрастанию значимости) попробую сформулировать. Швейцария (красиво!). Качественная организация действа (своевременность, четкость и добрая человеческая забота о нас организаторов. Полезные и интересные сведения, полученные на лекциях. Просто потрясающее качество работы (и подготовленности) лекторов. Не побоюсь этих слов (как физик), аура чистого разума, царящая в ЦЕРН.

Последний пункт можно расшифровать. Эта поездка стала настоящими "каникулами мозга". Это как умыться родниковой водой: общение с людьми, на порядки более умными, чем ты сам, очищает и облагораживает мозг. Порой даже просто постоять рядом с ними приятно. В данном же случае нам представился шанс прожить - неделю! - в городке, где все люди такие!

Михаил Балакин, Нижний Новгород.

Сбылась мечта: потрогать своими руками и увидеть своими глазами Большой адронный, о котором я так много слышал! За что огромное спасибо ОИЯИ и ЦЕРН, отдельное спасибо вам, Станислав Пакуляк и Мик Сторр! Лекции и экскурсии по научным лабораториям ЦЕРН, кроме большого объема новой информации, оставили ощущение грандиозности и важности фундаментальных исследований, позволили почувствовать их сложность и глубину. Особый интерес у меня вызвало детальное знакомство с устройством детекторов ATLAS и CMS, принципами их работы и методами обработки данных.

Вернувшись к работе, я начал делиться полученными знаниями и впечатлениями с коллегами и учениками. Несмотря на то что дети учатся в 7-8-х классах, мне удается по многим вопросам программы находить связи с фундаментальными идеями...

Виктор Клятченко, Москва.

Программа Школы была очень насыщенной, увлекательной, очень интересной, познавательной и разнообразной. Большое впечатление на меня произвело посещение CMS - одного из двух детекторов, на котором был открыт бозон Хиггса (второй - ATLAS). Пожалуй, даже фотографии не передают грандиозности сооружения! Масштабность эта вызывает уважение и восторг.

Хочется надеяться, что такая программа будет существовать еще долгое время.

Елена Антонова, Волгоград.

6 НОЯБРЯ. Знакомство с детекторами частиц. Вопросы и ответы. LHC и грид. В Компьютерном центре. Следопыты в Женеве. Вечер в "Эдельвейсе".

Судя по программе сегодняшнего дня, от ускорителей и коллайдеров, от теоретических представлений о современной физике частиц и космологии мы переходим к той важной составляющей, которая определяет качество получаемых физических результатов, а эксперименты поверяют теории. Сергей Смирнов, старший преподаватель МИФИ, работает в ЦЕРН с 1984 года, на проекте ATLAS. За эти без малого тридцать лет он и его коллеги, в том числе и наша дубненская группа, немало сделали для того, чтобы 4 июля 2012 года в "Амфитеатре" произошло то, что произошло. Однако этой эпопее предшествовали поиски и находки нескольких поколений многих ученых и специалистов, которые заложили основы современной экспериментальной аппаратуры, детекторов частиц высоких энергий.

Согласно всем дидактическим канонам, "повторенье - мать ученья". После перерыва и непременной чашечки кофе в буфете 40-го корпуса на вопросы участников школы отвечают Александр Ерохин, Дмитрий Горбунов, Георгий Шелков и Сергей Смирнов. Всех интересуют перспективы развития LHC. Первый сеанс коллайдера после апгрейда планируется провести в марте-апреле 2017 года на максимальной энергии 14 ТэВ, потом новая реконструкция, до 2020-2022 годов, и снова запуск... В дальнейших планах - поднять энергию до 16-18 ТэВ. Обсуждаются варианты создания электрон-позитронного коллайдера, для этого, возможно, потребуется прорыть тоннель под озером длиной 81 км. "Наши ученики будут строить!" - доносится комментарий из зала...

С чем можно сравнить стоимость проекта? Общая оценка для LHC порядка 5 миллиардов швейцарских франков, а, к примеру, стоимость установки ATLAS сравнима с ценой девяти километров трассы трамвая, недавно связавшей ЦЕРН с Женевой...

Как вы попали в науку? - прозвучал следующий вопрос, и лекторы поделились с заинтересованной аудиторией воспоминаниями, не забыв о роли школьных учителей, проштудированных книг, первых наставников в науке. Дмитрий Горбунов окончил 2-ю московскую физико-математическую школу, потом были ФМШ при МГУ, знакомство в 1992-м с Валерием Рубаковым на физфаке университета. В 1998 году узнал, что четверть выпускников физфака в науку не пошли, свои дипломы оставили в учебной части, устроились на хорошо оплачиваемые места.

Александр Ерохин родом из Забайкалья, из окраинной глубинки недалеко от границы с Китаем. До Новосибирска 3000 километров. Окончил заочно ФМШ, "лаврентьевский питомник" при СО РАН и Новосибирском университете. Уже со второго курса начал заниматься ускорительной тематикой в Будкеровском Институте ядерной физики СО РАН.

Сергей Смирнов окончил московскую школу с лингвистическим уклоном. Большое влияние на потенциального филолога оказала "Занимательная ядерная физика" К.Мухина. В МИФИ еще в студенческие годы попал в группу, которая сотрудничала с ЦЕРН.

Когда Георгий Шелков учился в Москве, физики в обществе по своему социальному статусу занимали примерно то же положение, что нынешние олигархи. Книги Даниила Данина, фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года" были тем ориентиром, который определял мотивацию будущих ученых. С третьего курса Георгий Александрович уже работал в Дубне...

Вопросов было еще немало: и бытовых (кому в ЦЕРН предоставляют красивые белые машины?), и научно-философских (как вы относитесь к категории времени? Что такое черные дыры и кротовые норы?), и социально значимых (как ЦЕРН влияет на окружающую среду?).

Директор ЛИТ ОИЯИ Владимир Кореньков, насколько это возможно доходчиво, рассказывает в своей лекции о распределенной компьютерной системе грид, ее создании, развитии и эксплуатации. Конспекты участников школы дополняются новыми страницами, а вернувшись домой, они зайдут на сайт школы, чтобы еще раз наглядно "повторить пройденное" (записью всех материалов школы, которые будут выложены в сети, занимается сотрудник УНЦ Ирина Смирнова).

Засев уже в Дубне за расшифровку своего блокнота, я вдруг увидел не замеченную ранее в программе Школы ее стройность и логичность. От теории - к наглядному воплощению ее в практике. Конечно, вполне логично после 45-минутного знакомства с гридом побывать там, где в большом зале сфокусировано ядро этой системы, и услышать рассказ Юлии Андреевой (ЦЕРН) о тех непростых проблемах, которые решают специалисты ИТ и их "смежники". Из застекленной галереи мы смотрели на стройные ряды шкафов с бирками на латинице и представляли себе множество нештатных ситуаций, которые грозили этому большому церновскому мозгу, управляющему его нервной системой и переваривающему терабиты информации. Да, мало построить такую систему, надо предвосхитить все возможные нештатные ситуации, решить множество инженерных, эксплуатационных проблем.

Послеобеденная пешая прогулка по Женеве была весьма интригующей: школьники-учителя стали следопытами. Они снова разбились на небольшие группы и получили на руки маршрутные листы с указанием целей и вопросами, на которые в каждой точке надо было получить ответы. А мы просто прошлись по центру города, и не раз встречали наших спешащих сосредоточенных коллег с листами бумаги в руках. Или они нас обгоняли в нашей неспешной прогулке или мчались навстречу, то и дело сверяясь с картами и маршрутными листами... Впрочем, в одной точке мы "отметились" - в кафедральном соборе Святого Петра нашли ответ на вопрос, сколько стоит билет на колокольню, с которой открывается великолепная панорама Женевы. Но подниматься не стали - до закрытия смотровой площадки оставалось всего семь минут.

Так же не спеша по карте нашли Hotel Edelweiss, 2, Place de la Navigation. Постепенно на этой уютной площади собрались все наши, оживленно обмениваясь впечатлениями тура по историческим местам Женевы. В ресторанчике играл и пел дуэт музыкантов, звучали тирольские мотивы, фольклор альпийских пастухов, популярные мелодии. Кажется, не было такого инструмента, которым бы они не владели. Вплоть до трехметрового альпийского пастушьего горна, сыграть на котором отважились немногие, и мы с восхищением услышали, как некоторые из нас сумели выдуть на этом великане что-то похожее на мелодию... Мик сразу овладел ситуацией и с помощью Марины добавил немало положительных эмоций в наш более чем благожелательно настроенный коллектив. Команду учителей удачно разбавили лекторы, и вечер превратился в продолжение учебной программы, только теперь уже общались запросто, как друзья.

Говорят участники школы

Во-первых, огромное спасибо за возможность увидеть самому и услышать из первых уст, как делают великие открытия в фундаментальной науке. (Стало еще более очевидным, что наши учебники страшно устарели.) Во-вторых, раскрылась роль фундаментальной науки не только как "матери открытий", но и как великого конструктора технологий для повседневной жизни. Это особенно ценно для массовой школы. Мы увидели, что инженерная, конструкторская мысль не менее ценна, чем идеи великих теоретиков. В-третьих, мы восприняли ученых такими, какие они есть, - простыми и скромными профессионалами, стремящимися понять окружающий мир (и нас в том числе) и делиться имеющимся. В-четвертых, идея сделать камеру Вильсона теперь живет... Где найти "сухой лед" на Камчатке? В-пятых, просто покорили лекции Дмитрия Горбунова. Драйв по жизни от него так и исходит...

Дорогу Петропавловск - Москва и обратно мне оплатил министр образования и науки Камчатского края Тюменцев Виктор Леонидович. По приезде мы встретились, и более получаса он расспрашивал о том, что мне удалось увидеть (он по образованию физик, и ему действительно интересно!).

На своих уроках уже рассказываю о потребностях научных центров, об уровне квалификации, необходимом для занятия наукой. 21 ноября у нас в Петропавловске-Камчатском прошел семинар "Международная школа в ЦЕРН" для учителей физики города и для слушателей курсов повышения квалификации. Длилась встреча 2,5 часа. Учителя задавали много вопросов.

Валерий Курносов, Петропавловск-Камчатский.

По прошествии нескольких дней после школы все больше понимаю, что побывала в сказке... Здесь я получила возможность увидеть процесс научного творчества в огромном интернациональном коллективе и на сложнейших установках. Здесь хорошо организована просветительская, популяризаторская деятельность (плакаты, буклеты, макеты), вся информация доступна и понятна. Я навсегда запомню магические слова Мика: "Спасибо, что вы подарили нам неделю своей жизни, несите частичку магии ЦЕРН в классы, своим ученикам!" Я очень признательна этому солнечному человеку.

Кстати, я уже провела занятие по материалам ЦЕРН на заседании творческого объединения "Путь в науку" для 10-11-х классов и классный час в своем восьмом. Подготовила публикации в газетах "Староюрьевская звезда" и "Тамбовская жизнь".

Ольга Копылова, село Новоюрьево, Тамбовская область.

7 НОЯБРЯ. За пределами Стандартной модели. Детектор CMS. Физика на LHC - бозон Хиггса. В ускорительном комплексе. От Глоба - к "Микрокосму".

Как примерные ученики мы с Игорем доложили Станиславу Пакуляку, что отъезжаем на "точку", поэтому "схватили" на камеры и в блокнот только начало лекции Дмитрия Горбунова об осцилляциях нейтрино. Потом его сменили на лекторской трибуне Данила Тлисов - научный сотрудник Института ядерных исследований РАН, физфак МГУ (лекция о детекторе CMS) и Максим Титов (поиск Хиггса), но и в отсутствие Игоря процесс увековечения учебной программы продолжался, и сейчас на сайте УНЦ можно увидеть все, что происходило в здании 13-2-005, откуда открывался прекрасный вид на центральную парковку с двумя огромными дубами, сохранившимися с доцерновских времен.

Справка STRF.ru: Максим Титов в 1996 году окончил Московский физико-технический институт. Профессионально заниматься теоретической и экспериментальной физикой начал на третьем курсе; работал в Институте теоретической и экспериментальной физики, в немецком Исследовательском центре по физике частиц DESY. С 2003 года - в Университете Фрайбурга (Германия), с 2007 года - в Комиссариате атомной энергии Франции. С 2009 года - руководитель коллаборации RD51 ЦЕРН.

Перед входом в ускорительный комплекс нас встречают Павел Белошицкий и Юрий Ермолин. Павел, между прочим, член MAC - международного комитета экспертов по проекту NICA (мегасайенс проект в ОИЯИ), Юрий - президент Российско-швейцарской научной ассоциации. Оба работают в ЦЕРН давно, занимают здесь постоянные позиции. "В гостях у Павла" я уже второй раз, был на PS/AD лет пять назад. Нынешняя экскурсия пошире, чем тогда. А третий гид - физик Вячеслав Гришин (на снимке) из ИФВЭ - тоже работает в Швейцарии уже несколько лет, "и только теперь находит в себе силы признаться в том, что на свете существует ум, еще более глобальный, чем его собственный: Ум машины...". Так написал о нем журнал "Русский пионер".

А вот что сообщает о церновском накопителе антипротонов Википедия: Antiproton Decelerator (AD) - замедлитель антипротонов, исследовательский синхротрон периметром 182 м. Используется для накопления, охлаждения и замедления пучков антипротонов. Накопитель AD был запущен в 2000 году, став источником антипротонов вместо старого антипротонного комплекса. Выпущенный из AD пучок антипротонов замедляется, либо проходя через тонкие фольги (эксперименты ALPHA, ATRAP), либо в линейном деселераторе с ВЧ структурой для эксперимента ASACUSA. Эти эксперименты, равно как и завершенный ATHENA, направлены на получение, удержание в ловушках и изучение атомов антиматерии.

Тремя группами участники школы прошли по периметру синхротрона, посмотрели на установки (вид сверху), созданные для изучения атомов антиматерии, удивляясь уже не в первый раз умам людей, переплавленным в умы машин...

Следующий пункт программы... я уже когда-то описал. В статье, заказанной журналом "Знание - сила". Процитируем?

Микрокосм и макрокосм в Европейской организации ядерных исследований сосуществуют не только мирно, но и наглядно. При въезде на площадку ЦЕРН, расположенную на швейцарской территории (большая часть колец LHC проходит во Франции), вас встречает сферообразный павильон в форме глобуса (Glob) - подарок международной научной организации от Швейцарской Республики, в котором когда-то размещалась экспозиция страны на одной из международных выставок. С тех пор как Глоб оказался здесь, он стал одним из символов ЦЕРН, и его можно увидеть на главной странице церновского сайта в Интернете, окруженным полями цветущих подсолнухов. Сейчас здесь выставочные площадки и конференц-зал.

Сооружение высотой в 27 метров и 40 метров в диаметре сравнимо с куполом собора Святого Петра в Риме. Это уникальный визуальный ориентир днем и ночью, а содержанием своим - и компас по науке и инновациям, и символ планеты Земля. Это своеобразная визитная карточка ЦЕРН, где продуманно и ярко показано взаимодействие и взаимовлияние физики элементарных частиц, передовых технологий и их применения в повседневной жизни.

На первом этаже Глоба выставка "Вселенная частиц" приглашает посетителей к путешествию в мир элементарных частиц от момента Большого взрыва до наших дней. Вся Вселенная состоит из частиц. Но откуда они взялись? Какие законы регулируют их поведение? Цель выставки - посвятить посетителей в основные проблемы современной физики, которые изучаются в ЦЕРН на LHC и других ускорителях.

Инновационный дизайн выставки погружает посетителей в увлекательный мир. Они ищут ответы на свои вопросы на экранах дисплеев, иллюстрирующих путь к знанию, многообразные формы международного сотрудничества и технологические достижения, которые лежат в основе этой невероятной фабрики научных исследований. Впечатляющие видеосюжеты иллюстрируют историю Вселенной…

Выйдя из Глоба, вы пересечете магистраль, соединяющую округ Женевы Мейран с французскими городками у подножий горного массива Юра, и войдете в здание 33 ЦЕРН. В просторном светлом холле за стеклянными стенами - красочные брошюры для туристов, киоски с церновскими сувенирами и вход в залы "Микрокосма", постоянной музейной экспозиции. Меня порой просто умиляли не спеша переходящие от экспоната к экспонату, от постера к постеру, от установки к установке любознательные налогоплательщики из Старого Света. Они приходили поодиночке, с детьми, и целыми группами, чтобы получить из первых уст информацию о том, не угрожает ли нам ЦЕРН "черными дырами", не аннигилирует ли наш мир, если здесь получат слишком много антивещества, и, вообще, что может дать ЦЕРН человечеству...

 Говорят участники школы

Важным моментом школы была встреча с членами российского научного сообщества в ЦЕРН. Вклад России и российских ученых в создание LHC огромен: интеллект, ресурсы, организация, технологии и их воплощение в жизнь. Второе яркое впечатление (после посещения LHC, знакомства с экспериментами CMS, ATLAS) - это наблюдение за прямой трансляцией с космической станции.

Лекция Владимира Коренькова о компьютерных системах удивляет возможностями человеческого интеллекта и высочайшего уровня кооперации в решении таких масштабных задач. Мик Сторр, напутствовавший нас по утрам своими философскими обобщениями, неизменно бодрил, настраивал на рабочий лад, заряжал юмором - он не только ученый, но и талантливый педагог. Знакомство с проектом "Ливни знаний" профессора Георгия Шелкова расширило арсенал методических приемов и техники работы педагогов и учащихся, постараемся применять эти знания для подготовки к научно-практическим конференциям.

Ольга Богомолова, Заречный, Пензенская область.

Встречи с инженерами и физиками в рабочей и неформальной обстановке, экскурсии на различные объекты ЦЕРН - это мощный импульс для всех нас. Самые теплые воспоминания оставила большая познавательная прогулка по Женеве. Особенно, конечно, запомнилось посещение экспериментальных установок, в частности детекторов, на которых был зарегистрирован бозон Хиггса. Спуститься на глубину 100 м и увидеть реальный CMS - незабываемое впечатление!

Соломон Гилядов, Москва.

Меня поездка в ЦЕРН и все увиденное, понятое очень вдохновили. Появились много творческих идей, которые я раньше не решилась бы воплотить, - нашла бы много причин и отговорок. Теперь я знаю, все у меня получится - и написать несколько статей о педагогике, и довести до конца свою кандидатскую.

После этих каникул, погрузившись опять в школьные будни, вдруг ощутила болезненное осознание того, что занимаюсь какой-то рутиной, в то время как есть люди талантливые и увлеченные, которые поглощены одной высокой целью и добиваются ее все вместе. Для своих учеников мы обязательно организуем видеоконференцию с ЦЕРН, им это необходимо!

Зульфия Залялютдинова, Санкт-Петербург.

8 НОЯБРЯ. Образовательная программа ОИЯИ. "Интерграфика" - школьникам и учителям. Россия и ЦЕРН. Вопрос - ответ. В шахте CMS. В "открытом космосе" - виртуально. Итоги и закрытие школы.

Между летними школами для российских учителей физики в ОИЯИ и осенними в ЦЕРН много общего. Даже преподаватели и лекторы, которые оказываются в нужное время в нужном месте - или в Дубне, или в Женеве. Уже не говоря о том, в Дубне уже есть студенты - воспитанники учителей физики, прошедших школы в ОИЯИ и в ЦЕРН. Из обстоятельной презентации директора УНЦ ОИЯИ Станислава Пакуляка учителя узнали много полезного.

Для себя я сделал несколько пометок, связанных с реакцией масс-медиа на образовательные инициативы Дубны. Вот, например, что писала газета "Поиск" 13 января 2012 года: "Какого же эффекта можно ожидать от интереснейшего обучающего мероприятия, каким стала поездка в ЦЕРН для российских учителей? Без сомнения, недельный церновский опыт и информация, полученная в Европейской организации ядерных исследований, будут донесены до учащихся в рамках курса школьной физики. Однако российские педагоги не ограничиваются ожидаемым эффектом. Как показала первая программа для российских школьных учителей, прошедшая в ЦЕРН в 2009 году, многие из ее участников проявили себя настоящими подвижниками и энтузиастами своего дела. Продолжением церновской школы стала организованная по их инициативе серия видеоконференций "на местах" с участием российских школьников и находящихся в Женеве сотрудников ЦЕРН. Видеоконференции собирали по 200-300 школьников, а всего около 2000 российских учащихся смогли получить ответы на свои вопросы в ходе этих мероприятий в 2009-2011 годах...". И уже для многих российских учителей физики стал "своим" интернет-портал на сайте УНЦ ОИЯИ teachers.jinr.ru. Они используют материалы этого сайта для знакомства своих учеников с современной физикой. На форуме и учителя, и ученики могут задать вопросы ученым.

Анна Комарова представила на школе "продукцию" ООО "Интерграфика" - инновационной компании, основанной профессором Юрием Панебратцевым для создания и продвижения образовательных проектов для школьников и учителей совместно с сотрудниками Брукхейвенской национальной лаборатории США. Эта информация вызвала большой интерес преподавателей физики, добавив новые приобретения в уже немалый багаж церновских впечатлений.

Заместитель директора НИИЯФ имени Д.И.Скобельцына МГУ Виктор Саврин, член комитета "Россия - ЦЕРН", озаглавил свою лекцию "Россия в ЦЕРН: прошлое, настоящее, будущее". Тема стала особенно актуальной в связи с подготовкой к 60-летию Европейской организации ядерных исследований, которое будет отмечаться в 2014 году. От далеких уже 60-х годов, первых совместных экспериментов советских физиков в ЦЕРН и участия ЦЕРН в исследованиях на Серпуховском ускорителе, через 90-е, когда на смену соглашению о сотрудничестве, заключенному правительством СССР с дирекцией ЦЕРН, в основу сотрудничества было положено соглашение Россия - ЦЕРН, - до наших дней, когда вклад российских физиков и специалистов в достижения ЦЕРН признается на всех уровнях. Одно из свидетельств этого вклада - около двухсот имен российских ученых в числе авторов публикаций по последним данным, полученным на установках CMS и ATLAS.

Из недавнего интервью Виктора Саврина РИА "Новости": Переговоры о вступлении России в ассоциированные члены Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) могут завершиться в начале 2014 года. Совет ЦЕРН одобрил российскую заявку на вступление в европейскую организацию, и сейчас начинаются переговоры, по итогам которых будет подписано соглашение. "В рамках переговоров обсуждается модель, по которой будет высчитываться взнос России, мы должны выбрать тот вариант, который наиболее выгоден", - сказал ученый. Он напомнил, что взносы полноправных членов ЦЕРН вычисляются исходя из ВВП страны, а взнос ассоциированного члена составляет около 10 процентов от "полного" взноса. Исходя из этой модели, взнос России может составить около 8 миллионов евро.

Дальнейшее больше напоминало некий научный клуб, ибо участникам школы уже было о чем спросить лекторов, - творчески переработанные ими знания о ЦЕРН не только требовали выхода, но и инициировали вопросы, которые, в свою очередь, вызывали живую и адекватную реакцию ученых. Возможно, всплыло кое-что из обсужденного в "работе по группам", когда формулировали вопросы к лекторам будущих школ, уже дополненное новыми впечатлениями и размышлениями о том, как все это претворить в учительской практике на уроках физики.

Почему при создании LHC и при эксплуатации коллайдера существует практика, когда страна или коллаборация или ее часть несет ответственность за отдельные узлы и системы, не проще ли целиком? Кто же тогда отвечает за аварию? Каков уровень квалификации рабочих и инженерно-технических специалистов, которые работают в ЦЕРН? Сколько бозонов Хиггса зарегистрировано на сегодня? А что, те, кто работает на ATLAS и на CMS, они вообще до публикаций не общались, чтобы данные не подгонялись друг под друга!? А почему бозон получил имя Хиггса, хотя автор не он один? (Хороший вопрос! По общему размышлению выбрали вариант - по звучанию: проще и благозвучней, не случайно же на групповых съемках в ЦЕРН вся группа улыбалась не под чи-из, а... под хи-иггс!). Учителей наших интересовали и судьбы российских предприятий, которые внесли большой вклад в создание и коллайдера, и детекторов, в частности завода в Богородицке, поставившего в ЦЕРН огромную партию кристаллов вольфрамата свинца, и какая "новая физика будет изучаться после апгрейда".

И, наконец, мы погружаемся на "шаттл" (я уже говорил, что так называют в ЦЕРН экскурсионные автобусы?) и едем на "точку" - на CMS.

Честно говоря, раньше, когда доводилось бывать здесь еще до пуска коллайдера, не задумывался о многочисленных опасностях, которые подстерегают посетителей. И о многих степенях защиты, которые берегут персонал от технологических угроз. А технику - от несанкционированного проникновения посторонних (минимум три степени защиты). Но благодаря нашему молодому гиду Михаилу Бродскому все живо представили себе и последствия кислородного голодания, и огромные токи, подаваемые на магниты, и мощнейшие магнитные поля… Нашему гиду удалось целиком овладеть аудиторией, потому что сам он был внутри системы и профессионально занимался именно защитой. Не случайно Марина Савино призналась, что она решила пойти в нашей группе (одной из трех) - именно с Мишей. Чего стоил его рассказ о "золотой" пене для пожаротушения, химически абсолютно нейтральной, через которую можно дышать!

Для всех участников школы эта экскурсия стала венцом всей программы, так же как огромный детектор (словно по иронии создателей названный компактным мюонным соленоидом) был и остается венцом творения человеческих рук и умов.

На пульте снова встретился с былыми сотоварищами - Виктором Перелыгиным, Володей Пальчиком, Виктором Жильцовым и другими. "А почему в сороковом корпусе в офисе никого нет, несколько раз туда поднимался?" - спросил я Перелыгина. - "А кто сейчас в сороковом сидит, тот не работает, - вся работа здесь, на точке!".

Последний визит - в Превессан (французская территория ЦЕРН), в здание, на котором красуется яркая надпись AMS ROSS. Здесь расположен пульт, связанный с международной космической станцией, на борту которой установлен церновский детектор, регистрирующий частицы антивещества. Сейчас станция где-то над Атлантикой, и камера, установленная в рабочем помещении, фиксирует в режиме реального времени все действия международного экипажа. Фигуры парящих в невесомости астронавтов в реальном времени кажутся, тем не менее, нереальными.

Марина Савино сопровождала здесь уже не одну экскурсию, и теперь рассказывает нам, что в апреле этого года группа нобелевского лауреата Самуэля Тинга, исследующая данные детектора, опубликовала первые результаты: количество зарегистрированных детектором позитронов оказалось чуть больше предполагавшегося теорией. Это может быть первым указанием на продукты распада темного вещества (темной материи). В эту международную коллаборацию входят и российские физики.

AMS ROSS - красивая точка в насыщенной, яркой, точно выстроенной программе школы. И в завершение ее - подведение итогов в конференц-зале церновских теоретиков. Мик вызывает из зала капитанов пяти команд, которые открывали для себя достопримечательности Женевы: "Важна не победа, а участие! Вы все - победители. И я для вас припас настоящее сокровище - фотографии взаимодействия частиц, полученные в водородных пузырьковых камерах ЦЕРН в апреле 1965 года!". Мик и Марина вручают победителям конкурса эти научные артефакты, а всем участникам школы - сертификаты о ее окончании.

Здесь же, в зале, мы с Игорем пишем последнее интервью, которое вместе с предыдущими вскоре будет помещено на видеопортале ОИЯИ и в YouTube. Говорит Олег Купрацевич, учитель физики из белорусского города Жлобин, чье участие в школе повысило ее ранг до международной:

- Я оказался здесь в замечательном сообществе учителей. Впечатления и эмоции переполняют. Получил огромный объем интересной мне информации. Действительно, мы много общались с лекторами, с российскими коллегами, делились опытом, мнениями. Все, что здесь увидел, услышал, конечно, пригодится в работе. Прежде всего понял такую простую истину, что мы практически ничего еще не знаем. Поэтому моим ученикам, а потом и их ученикам работы в науке достаточно. Так что буду советовать, объяснять, рекомендовать толковым ребятам, у которых глаза горят, обязательно идти в науку.

Говорят участники школы

Несмотря на абсолютно незнакомую среду, я чувствовала себя уверенно и спокойно, что, несомненно, способствовало восприятию нового. Понимаю, что это результат кропотливой подготовительной работы. Но большую роль, мне кажется, играет также личное обаяние и потрясающая позитивная энергетика Мика, Марины и всех тех, кто с нами работал. Встречи и совместная деятельность с такими людьми - огромная удача. Это стимулирует созидательную энергию и надолго остается в памяти светлой страницей. Для учителей, я думаю, это особенно дорого. А для российских учителей, традиционно ощущающих себя людьми двадцать пятого сорта, - вдвойне и втройне.

То, что мы получили потрясающую информацию и огромный материал для анализа и практического использования, - несомненно. Но эмоциональная, духовная составляющая не менее важна. В работе с детьми как нигде нужны уверенность, широкий кругозор, энтузиазм, чувство сопричастности к чему-то большому. Именно это я считаю главным для себя результатом школы. И именно за это я в первую очередь ей благодарна. Еще раз оговорюсь, что никак не умаляю значение содержательной части - все очень интересно и безусловно полезно. Но приоритеты мной расставлены.

Екатерина Резниченко, Москва.

За первую неделю после школы в нашем небольшом Рыбинске я провела два семинара. Первый - с учителями физики, а на второй пригласила учителей вместе с учениками, которые интересуются строением микромира. Присутствовало около семидесяти человек из десяти школ, было много вопросов как от педагогов, так и от учеников. Программа по физике базового уровня (два часа в неделю) не предусматривает изучение физики элементарных частиц, а по вопросам школьников было видно, что их интересуют именно новые открытия, теория Большого взрыва, открытие бозона Хиггса и т.д.

Кроме того, что я являюсь методистом по физике, уже четвертый год веду курс текстологии в Ярославском педагогическом университете у студентов-физиков. Рассказала им об открытиях в физике частиц и работе адронного коллайдера, и зачетную работу они выполнили по теме "Элементарные частицы".

Алевтина Хмельницкая, Рыбинск, Ярославская область.

На мой взгляд, организации, которые способствовали нашей поездке, - ОИЯИ и ЦЕРН - чуть ли не единственные (если не единственные), в которых мало говорят, а много и красиво делают. Делают именно для развития нашей науки, нашей школы, наших детей.

Я скромный учитель, как это сейчас принято говорить, с периферии (хотя с этим можно поспорить), и надеяться на то, чтобы предпринять такую поездку своими силами, даже не стоило. Еще раз огромное спасибо персонально: организаторам - В.А.Матвееву, С.З.Пакуляку, Ю.А.Панебратцеву, И.А.Смирновой, О.А.Решетовой, Е.Г.Карповой (ОИЯИ), М.Сторру, Т.Куртыке, М.Савино (ЦЕРН), А.С.Деникину и нашим превосходным лекторам, всем без исключения.

Нина Лебедева, Волгореченск, Костромская область.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Уважаемые участники школы!
Оргкомитет выражает вам признательность за ваше активное участие в работе школы. Мы надеемся, что знания, которые вы получили во время школы, будут переданы вашим ученикам, и, благодаря вашим усилиям, будет подготовлено новое поколение исследователей. Оргкомитет благодарит участников, приславших отзывы о школе в ЦЕРН.

ОТ АВТОРОВ.
С Новым годом вас, дорогие участники и организаторы школы! Хороших каникул! Нам было очень приятно в вашей компании, и надеемся на новые встречи, уже в Дубне!

Женева – Дубна, ноябрь 2013