Страшным испытаниям вопреки

Александр Вишневецкий
               
   Три молодые женщины, о которых рассказывается в этой публикации, в молодости стали свидетельницами ужасов концентрационного лагеря «Аушвиц-Биркенау» («Освенцим»). Хотя они и были вынуждены сотрудничать с нацистами, что дало им возможность выжить в нечеловеческих условиях и помогать другим, благодаря своим деяниям эти женщины предстают перед потомками как героини времен Холокоста…

   О роли, которую сыграла Катя Зингер в спасении жизней многих женщин в «Аушвиц-Биркенау», узнали из свидетельств выживших узниц этого лагеря смерти. Благодаря им можно уверенно называть ее не пособницей нацистов, а героиней.
   Катя Зингер - одна из самых героических и, тем не менее, малоизвестных личностей в истории Холокоста. Она была исполнительным секретарем администрации концлагеря, главным операционным директором, panпортшрайберн (дословно с немецкого - пишущей отчеты), а также... любовницей нациста. Но осуждать Зингер за то, что она жила относительно защищённой жизнью в лагере смерти (с собственной комнатой, служанкой и гардеробом) в то время как большинство других заключенных обитали в самых унизительных и ужасающих условиях - значит игнорировать тот факт, что она рисковала жизнью, спасая других. Исполняемые ею в лагере функции позволили фальсифицировать количество живых и умерщвленных, чтобы эсэсовцы не осознали, что в газовой камере было уничтожено меньше евреев, чем они думали.
   Катя Зингер (по-словацки - Катерина Зингерова) выросла в ассимилированной еврейской семье, ее родители не были религиозными. В оккупированной нацистами Братиславе накануне депортации в лагерь смерти Катя выживала в нечеловеческих условиях. По прибытии в «Аушвиц-Биркенау» столкнулась с эсэсовцем, который ранее был ее профессором в академии в Ольмоуце (Чехия). Тот ударил узницу. Она дерзко ответила ему, и он узнал девушку, несмотря на отсутствие волос на ее голове после лагерной обработки. И даже вспомнил ее имя...
   Она служила в качестве исполнительного секретаря с сентября 1942 года до ее депортации в концентрационный лагерь «Штутгоф» в 1944 году. В лагере составляла подробные письменные отчеты: сколько женщин в персонале, в больнице, сколько умерщвлено газом. Числа должны были быт точными, чтобы количество заключенных совпадало на утренних и вечерних проверках. Если они не совпадали - приходилось проверят сначала. В большой книге учитывалась вся информация о женском лагере. Когда заключенный умирал, его номер и имя вычеркивались. Катя завела отдельные столбцы в новой книге: для больных и умерших в отдельных блоках, количества людей в каждом блоке, в здании штаба, на сельскохозяйственных работах и фабриках.
   Благодаря такой системе учета удалось спасти жизни многих женщин. Ее помощница Зиппи записывала число умерших. Когда был известен список уничтоженных, Катя вставляла «мертвые» числа вместо живых, которых она хотел спасти. Если, к примеру, намеревались отравить газом пятьсот человек, то, благодаря ее фальсифицированным записям, отправляли значительно меньше. Остальные были представлены «мертвыми» числами. Этот метод обмана нацистов, заставляющий поверить, что заключенных казнили больше, чем на самом деле, был независимо подтвержден Еленой «Зиппи» Тишауэр в ее неопубликованной рукописи «Метод безумия» и Магдой Блау, другой заключенной, в американском Мемориальном музее Холокоста.
   Нацисты хотели получать только контрольный список, не пересчитывая отправляемых на смерть людей. Никто так и не узнал, как это делалось. Зингер спасла более 1600 женщин из Словакии, но было много спасенных и среди женщин из других стран. Кате было больно видеть людей, стоящих при перекличке часами, утром и ночью ; и ей удалось добиться отмены так называемого «аппеля», изнурительного испытания с длительными стояниями заключенных на площади в утренние и вечерние часы.
   Герхард Палич, офицер СС, был начальником мужского и женского лагерей в «Биркенау». К тому же он отвечал за проверки в «Освенциме» и был известен своей жестокостью. Палич был женат и имел двоих детей, но он стал любовником 21-летней в ту пору Кати Зингер, которая была младше его на десять лет. До того у Герхарда были отношения с женщиной из цыганского лагеря, тем не менее он отправил ее в газовую камеру. Катя использовала этого офицера СС, чтобы помогать многим заключённым понимая, что, если его разоблачат, ее казнят. Благодаря Паличу она смогла также помочь нескольким узникам в мужском лагере. Ей посылали сообщение, что кому-то нужна помощь, и через Герхарда она могла оказывать ее.
   Позднее Палич был осужден за «рассеншанде» (с немецкого - «расовый позор»), сексуальные отношения с заключенными-еврейками, и отправлен на Восточный фронт, где погиб в конце 1943 года. А Катю Зингер 2 сентября1944-го депортировали в концлагерь «Штутгоф» за помощь заключенным. Зингер после освобождения смогла скрыть свое прошлое. Позже она вышла замуж за христианина, имела детей и работала в чешском правительстве куратором художественных галерей. Муж и семья Кати не знали о пережитом ею в Холокосте - она никогда не признавалась в своем еврействе.
   В единственном интервью, данном ею и опубликованном в журнале на английском языке «Еврейские течения» в мае 2011 года Зингер раскрывает наиболее смелый и эффективный способ манипулирования системой регистрации, который она использовала против нацистской машины смерти. Удивительно, но в послевоенное время мало что из ее биографии стало известно исследователям истории Холокоста: главным источником были показания очевидцев. Свидетельства Зингер о пребывании в лагере появились в книге О.Крауза и Е.Кулька “Фабрика смерти. Документ об Освенциме” в 1966 году, но и там ничего не упоминается о ней в качестве исполнительного секретаря: она представляет себя одной из обычных заключенных. Что неудивительно, учитывая характер ее деятельности и образ жизни, который она вела ради спасения женщин от уничтожения в газовых камерах.
                ;;;;
  Дина Готтлибова-Баббитт родилась в Брно (Чехословакия, ныне - Чешская Республика) в 1923 году. Воспитана матерью-одиночкой, которая бросила мужа, когда дочери было всего четыре месяца. Дина с матерью были очень близки, других братьев и сестер у нее не было. В 1939 году, когда немцы захватили ее родину, она жила в Праге, где училась в Академии изящных искусств. В январе 1942-го ей исполнилось 19 лет, она и ее мать, Йоханна Готтлиб, были отправлены в еврейское гетто «Терезиенштадт» в Чехословакии. Провела там год, несмотря на все ужасы, влюбилась и вспоминала это время как самое счастливое в ее жизни. Карел Клингер, ее возлюбленный, умер от брюшного тифа в концлагере «Дахау» за два дня до освобождения. Дина и ее мать оставались в Терезиенштадте до 7 сентября 1943 года, оттуда их перевезли в вагонах для крупного рогатого скота, плотно забитых людьми, в лагерь смерти «Аушвиц-Биркенау» в Польше. Из той партии заключенных в 5000 человек большинство было отравлено газом. Ее отец, вторая жена отца, двое сводных братьев и сестер также были убиты в концлагере.
   Примерно через месяц после пребывания в Освенциме начальница лагеря принесла ей краски для создания фрески в детском бараке - там было около шестидесяти мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 16 лет. Она изобразила на стене швейцарский пейзаж: горы, луга, цветы. Дети попросили ее также нарисовать сцену из фильма «Белоснежка и семь гномов», который она видела в Праге. Дина нарисовала на стене казармы прекрасную принцессу, танцующую с маленькими бородатыми мужчинами. Детям это понравилось.
   Как художник она привлекла внимание Йозефа Менгеле, офицера СС, печально известного под кличкой “Ангел смерти” за его преступные эксперименты над заключенными. Менгеле был недоволен фотографиями результатов этих «опытов» из-за невозможности точно воспроизводить цвета, оттенки кожи заключенных, текстуру, детали, и обратился к Дине как к художнику. Он воображал себя антропологом и хотел документировать внешность и органы подопытных - например, получить лучшее изображение темной кожи цыган, которых нацистская доктрина воспринимала как расово неполноценных. Менгеле предложил ей написать портреты цыганских узников, чтобы иметь доказательство их неполноценности. Он предоставил Дине Готтлибовой краски для рисования и приказал писать портреты заключенных-цыган.
   Она боролась за жизнь свою и матери, рискуя оказаться в газовой камере, и поэтому выдвинула Менгеле условия - заявила, что готова погибнуть, если он не согласится, чтобы ее мать спасли от уничтожения. Проведенные ею два года в Освенциме - подвиг выживания, когда благодаря смелости и навыкам художника ей удалось выжить - как и сантехникам, врачам, представителям других востребованных в концлагере профессий. Дине предоставили мастерскую с двумя стульями: один служил в качестве мольберта, на другом сидели изображаемые ею узники. Когда Менгеле впервые увидел ее работу, он предложил подписать ее. “Вы имеете в виду мое имя или мой номер?” — спросила она. “Твое имя”, - был его ответ. Так подпись “Дина 1944” стала значиться на ее картинах. Она рисовала для Менгеле в течение шести недель, создав девять картин. Позже все изображенные ею люди встретили смерть в газовой камере.
   18 января 1945 года Дина и лагерные узники были насильственно перемещены из «Освенцима-Биркенау» из-за приближения советских войск. Это был известный как «Марш смерти» переход, во время которого узников три дня не кормили и гнали пешком. Если кто-то отставал, его немедленно расстреливали, трупы валялись вдоль всей дороги. В концлагере «Нойштадт-Глеве» в Германии Лина работала на авиационном заводе, рисуя цифры на приборных панелях. 5 мая она и ее мать были освобождены советскими солдатами.
    Около шести недель они бродили по Германии, пытаясь добраться до дома. Наконец, на автобусе с репатриантами прибыли в Прагу. После войны она отправилась в Париж и устроилась на работу ассистентом аниматора Арта Баббита, который, по иронии судьбы, работал ранее над «Белоснежкой и семью гномами». Они поженились шесть месяцев спустя. В 1948 году переехали в Соединенные Штаты, в Лос-Анджелес, где она обосновалась в Голливуде и продолжала работать в качестве ассистента по анимации. У Арта и Лины были две дочери, их брак продлился 14 лет, закончившись разводом. Она переехала в район Санта-Крус в 1979 году, но продолжала работать на Голливуд, пока не вышла на пенсию.
   В 1973 году она узнала, что в мемориале и музее «Аушвица-Биркенау» выставлены семь ее картин, которые она была вынуждена рисовать для Менгеле. Копии висели там для всеобщего обозрения, но музей не возвратил ей оригиналы семи акварелей, подписанных «Дина 1944». Шесть из них были подарены польскому мальчику из окрестностей, Станиславу Карчу. Согласно его отчету, предоставленному музею Освенцима, мать Станислава была в трауре по поводу потери ребенка, поэтому через три дня после освобождения «Аушвица-Биркенау» она отправила сына в лагерь с целью взять оттуда осиротевшего ребенка. Мальчик взял домой венгерскую девочку Еву. В благодарность за это один из взрослых заключенных подарил ему рулон картин.
   В 1963 году Станислав передал шесть картин Еве, музей купил их у нее в том же году. Седьмой портрет, нарисованный Диной, был куплен у другого заключенного из Освенцима в 1977 году. Ло 1969 года они были маркированы в музейной коллекции просто как произведения «Дины». Портреты стали известными не только в Польше, но и за рубежом, они документируют преступления нацистов и навсегда запомнились людям, узнавшим правду об этом концлагере и жертвах Холокоста.
   Дина всегда полагала, что ее акварели в Освенциме были уничтожены. Только в 1969 году музей узнал ее полное имя - оно появилось вместе с некоторыми ее работами в книге, которая также дала информацию о ней. Используя контакты с бывшими заключенными, живущими в Чехословакии, в музее узнали, что Дина Готтлибова находится в Соединенных Штатах. Она по приглашению посетила музей в 1973 году и поблагодарила его сотрудников за усилия в ее поисках, сказав: "Я рада была узнать, что некоторые мои работы пережили войну"…
                ;;;;
   Роза Робота (1921-1945) родилась в 1921 году в городе Цеханув (Польша), где она была активисткой сионистко- социалистического молодежного движения «а-Шомер а-Цаир»(Молодой стражник, с иврита). В 1942 году была депортирована со своей семьей в концлагерь «Аушвиц» во время ликвидации Цеханувского гетто. Вся ее семья была уничтожена в лагере смерти. Роза была первоначально заключена в женский лагерь «Освенцим I», но затем попала в «Биркенау.
   Работала в женской команде, находившейся рядом с крематорием, там же стояли корпуса газовой камеры и казармы зондеркоманды (особого подразделения узников для сопровождения заключённых в газовую камеру, а затем для обработки и уничтожения трупов). Она занималась сортировкой личных вещей убитых и со временем достигла относительно высокого статуса на этом посту. Розу завербовали участники подполья для контрабанды взрывчатых веществ, поскольку она знала всех женщин из Цеханува в отделе взрывчатых веществ завода боеприпасов “Вейксель”, занимающихся сборкой детонаторов для артиллерийских снарядов. Трое заключенных (Алла Гертнер, Регина Сафирштейн и Эстер Вайсблюм) с огромным риском для себя провозили взрывчатку в спичечных коробках, которые прятали на груди или в маленьких карманах на подолах своих платьев. В операции приняли также участие и другие еврейские женщины - заключенные, в том числе Ханнеле Вайсблум (сестра Эстер), Фейдж Сегал, Мила Вайнштейн, Хадасса Злотницкая и другие, имена некоторых остались неизвестными. Все - в возрасте от восемнадцати до двадцати двух лет. Взрывчатку Дина передавала зондеркоманде, спрятав ее в ручные тележки, на которых трупы заключенных доставлялись в крематорий. Порох использовался для изготовления примитивных гранат, которыми намеревались взорвать крематорий во время планируемого бунта зондеркоманды. В этой работе ей помогали Хадасса Злотничка и Асир-Годель Зильбер, обе - из Цеханова. Подготовка продолжалась в течение полутора лет.
   Летом 1944 года внезапно поступил приказ убрать зал дезинфекционной станции в Освенциме-1. Окна были поспешно заложены кирпичом и штукатуркой, но никто не понимал, что за этим стоит. Тем временем 300 человек из зондеркоманды «Биркенау» были перевезены в «Освенцим». Их доставили в этот зал, и, запечатав двери, всех отравили газом.
   7 октября 1944 года вспыхнуло восстание зондер-команды, был разрушен один из крематориев. Из 650 заключенных, в основном евреев, а также поляков и россиян, участвовавших в восстании, большинство заплатили жизнью. Было убито и ранено несколько эсэсовцев. Узники либо присоединились к борьбе, либо попытались убежать. Но все были выслежены и убиты. Восстание закончилось...
   9 октября арестовали трех женщин с фабрики Крупа, на следующий день - Розу Роботу и четырнадцать мужчин из других зондеркоманд. Гестапо провело масштабное расследование. Немцы внедрили тайного агента по имени Евгений Кох якобы для того, чтобы он возглавил один из рабочих отрядов. Ему удалось узнать имена других женщин-заключенных, которые принимали участие в контрабанде. Роза, которая знала имена многих, подверглась жестоким пыткам, но она и ее подруги молчали. Роботе удалось написать прощальное послание, которое она завершила приветствием на иврите: «Будь сильным и смелым!». Обвиняемые в предоставлении взрывчатых веществ повстанцам, они были повешены перед собравшимися заключенными 6 января 1945 года, всего за несколько недель до того, как Красная Армия освободила узников лагеря...